Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Военно-Морской Флот. Главнокомандующий Военно-Морским Флотом адмирал флота Владимир КУРОЕДОВ

Учительская газета, №26 от 24 июня 2003. Читать номер
Автор:

Анализ госстандартов и квалификационных требований к выпускникам показал, что в них неполно отражены облик морского офицера, характер его службы, отсутствует важнейший компонент – государственные требования к офицерским кадрам Вооруженных Сил, без которых немыслимо готовить офицера как представителя государства.

Мы считаем, что надо начинать работу с определения государственных требований к офицерам всех видов и родов войск Вооруженных Сил. Они должны быть объявлены официальным документом – законодательно либо приказом Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ.

При разработке содержания военного образования важен системный анализ деятельности морского офицера. Ранее рассматривались в основном профессиональная деятельность и связанные с нею качества, а личностные качества офицера как государственника формировались в основном автономно, в рамках военно-гуманитарных дисциплин. Во многих случаях отсутствовали органические связи гуманитарных, общепрофессиональных и военно-профессиональных знаний.

Подготовка офицерских кадров ВМФ ведется на принципах системного подхода. Ее разнопрофильность вызвана необходимостью обучения не одной, а сразу двум или даже трем специальностям. Современный бой требует такой корабельной организации, когда один офицер при разных степенях готовности, по различным корабельным расписаниям выполняет различные обязанности, порой не связанные друг с другом единой специальностью. Поэтому при формировании квалификационных требований учитываются все направления деятельности будущего офицера ВМФ.

Система подготовки курсанта позволяет сформировать у него устойчивые навыки выполнения обязанностей вахтенного офицера (вахтенного инженер-механика), командира отсека, аварийной партии и т.д. Основной недостаток такой системы, снижающий ее эффективность, – безадресность. Так как выпускники одной специальности могут назначаться на различные корабельные и береговые должности, на корабли различных рангов, проектов, поколений, нет гарантий, что всем им понадобится подготовка, которую дает институт.

Наиболее реальный и эффективный выход из положения – разделение подготовки будущих офицеров ВМФ на несколько направлений, каждое из которых способно более конкретно, полноценно подготовить выпускника к будущим обязанностям – командира группы (инженера) надводного корабля; командира группы (инженера) подводной лодки; командира подразделения (инженера) береговых частей ВМФ.

Военно-морские вузы готовят офицеров по 40 специальностям и специализациям высшего военно-специального и 35 – высшего военного образования, причем, выпускник каждой специальности может быть назначен на различные должности как корабельные, так и береговые. Современные требования предусматривают подготовку выпускника как руководителя корабельного подразделения, воспитателя подчиненных с тем уровнем навыков, который понадобится ему на корабле при выполнении различных обязанностей, а также как инженера – специалиста по эксплуатации корабельного оружия и технических средств своего заведования. Учитывая особенности военно-морского образования, сложность, наукоемкость корабельной техники, ставить задачу подготовить выпускника к эксплуатации технических средств своего заведования в полном объеме не корректно. Ни один институт не может ее выполнить. Вузовская инженерная подготовка офицера – базовая, требуется доподготовка выпускника на корабле или в учебном центре ВМФ в течение 3-6 месяцев.

В заключение выделю еще одну важнейшую составляющую, которая влияет на формирование и выполнение квалификационных требований к подготовке выпускников. Реализация этих требований зависит от способности и желания обучаемых освоить учебную программу. Необходимо признать, что все военно-морские институты испытывают большие проблемы с качеством абитуриентов. Дело не только в том, что половина из них не обладает базисными знаниями по общеобразовательным предметам, необходимыми для овладения программой высшей школы. Не менее, а может быть значительно более важна проблема психологической готовности стать военным моряком, офицером.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту