Лебедем белым, скользя по волне,
Прямо навстречу идет пароход.
Эту песню Леонида Утесова слышали, наверное, все. Он спел ее в 1940 году, и песня сразу же стала популярной. А знаете ли вы, когда в России появился первый пароход? Наверняка нет.
Первое судно с паровым двигателем (его тогда называли на английский манер стимботом, от steam – «пар» и boat – «лодка») было спущено на воду в Санкт-Петербурге летом 1815 года. Торжественное публичное испытание происходило 2 сентября в присутствии императрицы Марии Федоровны и великой княжны Анны Павловны. После того как стимбот несколько раз прошел вдоль набережной, царственные особы изволили покататься на нем и остались весьма довольны надежностью и маневренностью судна. Водные прогулки по Неве стали модным аттракционом для всех желающих. Свое первое «дальнее» плавание стимбот совершил лишь в середине ноября того же 1815 года. Он дошел до Кронштадта и обратно, затратив 8 с половиной часов: в одну сторону при благоприятном ветре 3 часа 15 минут, в другую – при сильном и так называемом противном – 5 часов 22 минуты. Принимая во внимание не самые лучшие погодные условия, это очень хороший для того времени результат. Подробный репортаж с первого плавания был опубликован в «Сыне Отечества», именно там появилось (в качестве перевода) привычное нам сегодня слово «пароход».
По Волге первый пароход пошел лишь 29 апреля 1820 года. Сразу три судна с паровыми двигателями выпустил русский инженер и заводчик шотландского происхождения Чарльз Берд на верфи в городе Мологе, окончательно затопленном в 1946 году. Один пароход, оборудованный двумя паровыми машинами (каждая мощностью в 30 лошадиных сил) и названный «Волга», курсировал вниз и вверх от Нижнего Новгорода до Астрахани, два других использовались для вождения барок против течения не только по Волге, но и по ее притокам: Оке, Суре, Цне, Мокше, Шексне и Мологе.
«Волга» при собственном водоизмещении около 150 тонн могла буксировать по две-три баржи (до 1500 тонн суммарного груза). Несмотря на очевидные преимущества новых технологий, пароходство в России развивалось медленнее, чем ожидалось. До 1843 года на Волге и ее важнейших притоках можно было увидеть лишь десяток судов с трубами. С чем это связано? Все объясняется невежеством. Простонародье объявило пароходы «чертовыми расшивами», использовать которые грешно, а образованная публика, поверхностно судившая и не желавшая рассчитывать экономическую выгоду новшества, критиковала пароходчиков за чрезмерный, с их точки зрения, расход дров. Были и те, кто отстаивал интересы бурлаков, лишавшихся привычного заработка.
Но уже в 50‑е годы ХIХ века все изменилось: в России начался расцвет пароходства и судостроения.
Вера КОСТРОВА
Комментарии