search
main
0

Во всеоружии. Глобальная сеть и ЕГЭ по математике

Подготовка к единому государственному экзамену по математике – процесс очень значимый и длительный. В нем учитывается все: система изучения программного материала, постоянное повторение и обобщение знаний и, что особенно важно, заключительная коррекция и отработка практических навыков. На этом этапе под рукой у педагога должен быть полный набор бумажных и электронных материалов: задач, упражнений, тестов. Посмотрим, какие возможности открывают образовательные интернет-ресурсы.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Не будем долго сомневаться и отправимся на знакомый каждому учителю сайт Федерального института педагогических измерений (www.fipi.ru). Оценим его не только по содержанию, но и с точки зрения интерактивности. И здесь уместно вспомнить само понятие интерактивности. Их несколько, в зависимости от области применения, но нас интересует взаимодействие ученика, учителя и компьютера, поэтому можно сказать, что интерактивность  – это способность информационно-коммуникационной системы, без участия человека, активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. В таком случае говорят, что система умная, то есть словно обладает собственным интеллектом (например, http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Интернет, как известно, – это тоже информационно-коммуникационная система. Насколько умно она реагирует на действия пользователя? Попытаемся оценить на примере вышеуказанного ресурса.

Найдем в нем раздел Единый государственный экзамен, а затем – Контрольно-измерительные материалы (КИМ). В последней вкладке выберем один из демовариантов. Распакуем файловый архив и просмотрим документы, опубликованные в формате pdf. Распечатаем материалы – и вот уже пособие готово к работе. Кроме этого, в архиве лежат еще два документа – кодификатор элементов содержания и спецификации экзаменационной работы по математике. Первый необходим на заключительном этапе обучения, два других помогают сформировать систему подготовки к ЕГЭ в начале учебного года.

В КИМах содержатся варианты заданий начиная с 2004 года. По ним учитель может проследить, какие учебные линии экзамена остались стабильными, а какие претерпели изменения. Нужны ли эти материалы для подготовки? Однозначно на этот вопрос не ответишь. Советую все варианты иметь в своей методической папке. А как использовать в работе, должен определить сам учитель. Надо ли учитывать спецификации текущего года при подборе задач? Конечно! Важны ли особенности класса и отдельных учеников? Безусловно!

В последней, сегодняшней, версии впервые с начала существования сайта ФИПИ уже в конце текущего учебного года помещены материалы для подготовки к ЕГЭ-2010. И это радует, ведь у учителя появилась возможность перед началом учебного года все оценить и взвесить. А главное – наметить ход подготовки к предстоящему заключительному испытанию.

Итак, содержательная сторона ресурса понятна. Посмотрим, какие страницы данного сайта можно использовать в интерактивном режиме. Это прежде всего Открытый сегмент Федеральной базы тестовых заданий. Заходим в раздел Математика. Но прежде чем приступать к выполнению заданий, скачаем и установим программу MahtPlayer, без которой не будут открываться математические формулы и символы.

Все задачи сгруппированы по темам. Рассмотрим их на примере раздела Выражения и преобразования. Упражнения расположены по уровню сложности. Сначала идут задачи с выбором ответа, затем – с кратким ответом. Завершив решение, нажимаем на кнопку. Закончить зачет. Открывается новое окно, в котором компьютер сообщает, сколько задач выполнено верно. Здесь же он называет процент правильных ответов от общего числа задач. «Можно ли пересдать?» – первый вопрос, который задают ученики при неблагополучном исходе. Да, такая функция предусмотрена. Потренировавшись несколько раз, можно значительно повысить качество знаний и улучшить конечный результат.

Помимо тематических заданий, в этом же разделе можно найти зачеты, которые включают задачи из разных разделов математики. Тут помещены упражнения за 2007 и 2008 годы. Правда, почему-то нет вариантов 2009 года. Жаль, что степень обновления и пополнения задачной базы весьма невысокая.

Итак, данный сайт может служить отправной точкой в подготовке к итоговой аттестации. Его нельзя назвать идеальным. Необходимо, чтобы было больше задач, чтобы они чаще обновлялись, чтобы добавлялись все новые и новые электронные средства. А в целом ресурс для преподавателей полезный как по содержанию, так и по интерактивности.

Как быть, если учителю все же не хватает интерактивных материалов? Искать их, постоянно меняя параметры поиска, пополняя свою методическую «копилку». Меняются спецификации, форматы вариантов, но математика все равно остается математикой. И чем больше у учителя будет разнообразных задач, чем больше он их будет решать вместе с ребятами, тем выше уровень его профессионального мастерства и как следствие – лучше результаты ЕГЭ!

Попытаемся найти новые источники для формирования задачной базы. Введем в строке поиска ключевую фразу «Задачи ЕГЭ». По данному запросу открывается два миллиона страниц. Но все ли они подходят?

Первым в огромном списке значится сайт ЕГЭ математика (www.uztest.ru). На его главной странице представлена четкая структура: ЕГЭ, Уроки, Презентации, Тренажер и так далее. Чем же воспользоваться? Например, довольно интересными on-line-тестами. Приступаем к одному из них. Задачи расположены по группам А, В и С. В группе А рядом с каждой задачей – четыре радиокнопки, одна из которых соответствует правильному ответу. Для задач группы В отведены рамки, в которые надо вписать решение. Для задач группы С – то же самое. С интерактивностью на сайте все в порядке. А вот содержание явно отличается от заявленных спецификаций. Да и уровневая дифференциация выдержана недостаточно. Задачи группы С значительно проще тех, что предлагаются в этом разделе на настоящем ЕГЭ. Данный ресурс следует признать не вполне удачным, хотя тут есть и вполне достойные материалы.

Зайдем еще на один сайт с красноречивым названием ЕГЭ на 100 баллов (www.ege100.ru). Пройдем неплохой пробный интерактивный тест. Задачи разнообразные, но структура далека от экзаменационного варианта. На главной странице, анонсируя содержание, авторы заявляют о цели подготовки учеников к ЕГЭ, приводят теоретические сведения, примеры решения задач. Но чтобы воспользоваться контентом, надо заплатить за него. Перечислить деньги, конечно, нетрудно, если уверен в том, что материалы действительно стоящие. Однако, судя по пробному варианту, этого не скажешь.

Миллионы сайтов, из которых мы зашли всего лишь на три, выстроены по релевантности. На первых из них действительно нашлись материалы, которые помогут в подготовке к ЕГЭ. Но дальше, открывая все новые и новые интернет-страницы, убеждаешься, что полезных ресурсов не так уж и много.

И все же, готовя учеников к ЕГЭ, надо скрупулезно собирать любую информацию: задачи, тесты, варианты. Пригодится все. А чтобы удобно было хранить все это и пользоваться, объедините материалы в своеобразный интернет-блокнот ссылок (таблица 1). Его можно держать у себя на компьютере, вывесить на стенде в кабинете математики или послать ученикам по электронной почте. Очень удобно: нашел нужные материалы, точнее, ссылки на них, и разослал ученикам в качестве домашнего задания. Хотя бы иногда – для разнообразия!

Постепенно блокнот будет пополняться новыми ссылками, «распухать», помогая учителю и ученикам готовиться к ЕГЭ. Работать с ним удобно. Открываем документ, подводим мышку к ссылке, нажимаем на нее одновременно с клавишей CTRL – и вот уже мы на нужном сайте. Это можно делать во время урока, на индивидуальном занятии или в ходе контрольного тестирования. Лишь бы материалы были хорошие, а как их применить в работе, учитель решит сам. Но позаботиться об этом нужно заранее, ведь не успеешь оглянуться, как наступит новый учебный год. А от взятого старта в начале года зависит многое.

Словом, ЕГЭ – ответственное испытание как для учеников, так и для учителя. Поэтому при подготовке к нему педагог должен быть во всеоружии!

Алексей АЗЕВИЧ, доцент кафедры информатизации образования МГПУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте