search
main
0

Во всем виноват учитель? . Или кого хотим обмануть

В нашей гимназии, одном из немногих учебных заведений, коллектив во главе с администрацией и директором занял принципиальную позицию в отношении проведения экзамена в 9-х классах. Экзамены проводились согласно инструкции, и работы были запечатаны сразу после сдачи учащимися. Результат: 6 двоек в городе, из них 3 у нас в гимназии.

Комментарий «УГ»ЕГЭ, безусловно, не панацея от всех бед, свойственных отечественному образованию. Однако трудно не согласиться с тем, что единый госэкзамен, хотим мы того или нет, показал реальное положение дел в образовании, помог сотням и даже тысячам ребят из села поступить в престижные вузы крупных мегаполисов. Однако бесспорно и то, что ЕГЭ не решил и не решит всех проблем, годами копившихся в образовательной системе. До сих пор, к сожалению, выявляются ошибки в контрольно-измерительных материалах, зачастую в тестах встречаются вопросы и задания, не предусмотренные базовым уровнем школьной программы. И конечно же, ЕГЭ не в силах изменить человеческую природу. К сожалению, нередки случаи, когда учителя, желая выглядеть лучшим образом, а иногда просто из добрых побуждений всячески стараются помочь своим подопечным на экзамене, совершая при этом, по сути, административное правонарушение, за что в соответствии с новым образовательным кодексом могут быть серьезно наказаны, вплоть до увольнения с работы.

Члены экспертной комиссии по проверке работ столкнулись с массовыми исправлениями ответов в работах, при этом попадались работы, где исправления были сделаны явно не рукой ребенка. На вопрос о том, как поступать с такими работами, ясного ответа не прозвучало. Это понятно. Во-первых, экзамен в такой форме проводился в первый раз, поэтому к подобной ситуации готовности не было, во-вторых, таких исправлений было так много, что огласка ударила бы по престижу работников народного образования на всех уровнях, начиная с учителей и заканчивая администрацией края. Сразу оговорюсь, в образовании много добросовестных, порядочных людей, желающих делать как лучше. Однако это «как лучше» последние годы каждый понимает по-своему.

В последнее время в СМИ появилось много статей, вышло в свет несколько телепередач, где главным виновником всех бед нашего образования стал учитель. На мой взгляд, это не совсем так. Хотелось бы вернуться к истокам происходящего сейчас. Сначала убрали оценку «1», выставляемую при полном отсутствии работы ученика. Затем был поднят вопрос об оценке «2». Что слышал учитель со всех сторон? «Себе ставите двойку», «Расписываетесь в неумении работать». И совсем забыли слова выдающихся педагогов всех времен разных народов о том, что человека можно научить чему-либо только тогда, когда он сам этому хочет научиться. Что же наблюдается в образовании последние годы? Выдавать любой ценой 100 процентов обученности, по возможности более высокое качество, то есть минимум «3». Что получили в итоге предварительного репетиционного экзамена в новой форме: 20 процентов двоек в городе, причем работы проверялись очень тщательно, в пользу ребенка. Стыдили школы, их руководителей, учителей. Результат: ученики, зная, что призовут к ответу учителя, перестают работать, иногда просто шантажируя учителя, чему способствуют зачастую и родители, обивая не только пороги школ, но и вышестоящих учреждений с призывами «наказать учителя», «заставить учителя» обучить нерадивого ученика.

Сколько боли испытывают труженики-учителя, сколько несправедливых укоров и обидных слов слышат они и администрация школ, где пытаются оценивать знания учеников объективно. Об этом не принято говорить. И многие учителя сдаются, перестают ставить «2» – так спокойней, школы хвалят чаще.

Уровень обученных детей стремительно падает, а учитель завышает оценки теперь уже поневоле: если вместо «2» ставить «3», то вместо «3» – «4», вместо «4» – «5». Что в результате? Обесценили медали, к ним недоверие, иногда даже не очень здоровая реакция при приеме документов в вузах. А страдают дети, заслужившие медаль своим трудом и успехами. Что же мы делаем?! Кого обманываем? Так хочется видеть страну сильной, богатой хорошими специалистами в любой отрасли. На деле же нерадивые учащиеся из обеспеченных семей поступают в очень престижные учебные заведения, что тоже не способствует желанию учиться у тех, кто младше. У знающего ребенка из малообеспеченной семьи все меньше шансов поступить в вуз. Я не отношу себя к тем, кто требует, чтобы все дети учились по предмету «хорошо» и «отлично». Есть много уважаемых профессий, где не требуется глубоких знаний по тому или иному предмету. Почему бы не ставить в аттестат «2» или «прослушан курс» по любому неусвоенному предмету, но без права поступления в вузы, где этот предмет профилирующий?

Мне думается, что желание постичь предмет у каждого ученика возрастет при таких условиях, а значит, возрастет и качество обучения.

ЕГЭ не предусматривает разделения учащихся, хотя одни учащиеся согласно профилю класса изучают математику по 3-часовой программе (алгебра и геометрия), другие по 5-6-часовой программе. Может быть, стоит подумать об аттестатах естественно-научных направлений и гуманитарных, где те и другие выпускники будут иметь «5» по предмету, но профили поступлений в вузы у них будут разные?

Заслуживает внимания, на мой взгляд, и такой вопрос: как быть ученику 9-го класса, который учился «удовлетворительно», но на экзамене в новой форме получил «2», а желает учиться в 10-м классе? В этом году поступило распоряжение провести повторный экзамен в обычной форме вскоре после неудачной сдачи экзамена в новой форме, чтобы дети успели получить аттестаты об основном общем образовании. Как-то не совсем логично получается.

Я не пугаю своих учеников экзаменами, но говорю с ними об этом. На следующий учебный год мой не очень сильный класс будет 9-м. И я боюсь, переживаю за них и… за себя, так как в случае двоек опять будут хулить учителя, и только! Хотя зачастую хуже учат те, у кого высокие показатели на бумаге.

Коснусь еще вопроса проведения ЕГЭ в этом году по русскому языку в 9-х классах. По городу процент качества очень высокий. А настолько ли грамотны наши дети? Почему-то многие из них уже знали темы. Как это оказалось возможным?

В заключение хочу высказать предложение: проводить экзамены в обычной форме, если оценки по предметам не требуются при поступлении.

Юлия КУДРИНА, учитель математики гимназии №25, Ставрополь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте