Вспомните, как часто вы говорите по душам со своим ребенком, учеником или воспитанником? Так, чтобы по-честному, не свысока, а на равных, не прикрываясь удобными стереотипами о том, что современных детей ничего не интересует, что им бы только в социальных сетях сидеть и в компьютерные игры играть. В Яснополянской школе Льва Толстого беседы были важной составляющей свободного воспитания, за которое так ратовал великий писатель и просветитель. На них можно было рассказать обо всем, что волнует, и даже покритиковать учителей. Подобное уже третий год подряд происходит на детской конференции «Мысли вслух», которую проводят учителя и команда программы «Учитель для России» благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». На этот раз в Москву приехали 180 детей из 28 населенных пунктов Тамбовской, Воронежской, Калужской, Московской и Новгородской областей. Приехали, чтобы в десятиминутном монологе рассказать о своих интересах и увлечениях, проблемах и страхах, надеждах и ожиданиях.
В субботу, в первый день лета, в холе московской «Новой школы» многолюдно и многоголосо. Организаторы суетятся, кураторы выступающих отдают последние наставления своим подопечным, учителя, приехавшие на конференцию исключительно в роли гостей, ожидают начала с нескрываемым любопытством. Мол, что там наши-то расскажут, ведь и тексты выступлений, как и темы, им неизвестны. Таковы условия проекта. Среди участников настроение самое разное: кто-то сосредоточен, видно, что пока не справился с волнением, кто-то бегло просматривает текст выступления, кто-то, наоборот, расслаблен и шутит с друзьями. Подкупает то, что все они, без исключения, открыты и уже готовы делиться своими мыслями вслух. Первое же интервью настраивает на серьезный разговор.
Восьмиклассник Артем Смирнов приехал в Москву из Малоярославца. «Наша школа не позволяет ученикам ошибаться, мы уделяем мало времени английскому языку, нас школа не подготавливает к будущей профессии. Большинство ребят не знают, куда поступать после школы», – делится Артем тезисами своего выступления. Интересно, как на эту критику отреагируют его учителя, думаю я. В будущем Артем мечтает успешно сдать все испытательные экзамены и тесты и поступить в МГУ учиться на экономиста, а пока уверен, экономист должен уметь выступать, отстаивая свои идеи, и «Мысли вслух» в этом плане ему в помощь.
Перехожу к следующей группке ребят, они из Обнинска. Приехали по собственному желанию, заинтересовавшись информацией о конференции, свои выступления готовили сами. Узнав о теме доклада девятиклассника Тимофея, прихожу в восторг, уж больно близки его мысли моим собственным. Он собирается рассказать историю Винсента Ван Гога так, чтобы сломать стереотипы вокруг имени этого гениального художника. «Когда я углубился в его историю, стал понимать его еще больше», – признается он. «А я собираюсь рассказать об американском фестивале Burningman, это сумасшедший фестиваль, очень яркий, потрясающий. Моя мечта – побывать на нем», – продолжает разговор Ника Орлова. И Тимофей, и Ника впервые на «Мыслях вслух», а вот их одноклассница Ева здесь во второй раз, будет рассказывать о восприятии себя. Ее сегодняшний посыл миру: нет идеальных людей, нужно любить себя таким, какой ты есть. Одним словом, темы, волнующие российских детей, самые разнообразные. «Для меня лично это возможность понять, о чем думают дети, что они чувствуют, что слушают. Поскольку нет определенной темы конференции, то это своего рода мозаика из того, что сегодня интересно современным детям, чем они живут. Потому что сегодня будет и про соцсети, и про игры, и про музыку, и про одиночество, и про социальные проблемы», – говорит сооснователь программы «Учитель для России», руководитель образовательной программы Ольга Фогельсон. Ольга признается, что ей больше по душе социальная тематика в докладах ребят, когда дети поднимают, например, вопросы насилия в семье или миграции: «На мой взгляд, это для нас, взрослых, ориентир, потому что эти дети будут жить в этой стране, управлять ею, решать, как в ней жить. Поэтому важно, что они думают уже сейчас». Директор средней школы поселка Парфино Новгородской области Лидия Родионова, записываясь на секцию конференции, выбирала такую, где будут подниматься темы, актуальные для ее образовательного учреждения, чтобы послушать, как дети видят решение той или иной проблемы. А еще Лидия Ивановна приехала на «Мысли вслух» в поисках кадров для своей школы. «Нам на сегодняшний день необходим учитель математики, и я надеюсь, что мы сегодня с ним познакомимся. Мы уже не первый раз на таком мероприятии. У нас уже два учителя из этой программы работают. Это учитель иностранных языков и учитель истории, вот нужен математик», – делится проблемой Лидия Ивановна.
Последние минуты перед первыми выступлениями ребят. Обращаюсь к тем, кто занял места в зоне для зрителей. Заместители директора школы №18 Великого Новгорода Виктория Смирнова и Алла Пашкова только из программы конференции узнали, кто из их учеников будет делиться своими мыслями. Всем занимались исключительно учителя, которые работают в их школе по программе «Учитель для России». Спрашиваю, готовы ли услышать критику в адрес школьного образования. «К сожалению, наша современная школа не везде такая, как «Новая школа», очень много у нас перекосов и всякого негатива, поэтому мы тоже, как и наши дети, хотим сделать что-то новое в школе. И может быть, какие-то новые идеи, высказанные сегодня детьми, нам будут тоже интересны. Так что на их критику мы не обижаемся», – заверяет Алла Петровна. Проект «Мысли вслух», в общем-то, именно поэтому и возник, дети должны не бояться говорить о том, что их беспокоит. «В нашей российской школе голос детей либо не слышен вообще, либо звучит достаточно тихо. Вся идеология нашей программы связана с тем, что ребенок – самый важный человек в школе. Наверное, главное качество, которое должна развивать школа в ребенке, – это уверенность в себе, понимание того, что, если его что-то волнует, он может и должен об этом говорить», – рассказывает сооснователь программы «Учитель для России» Алена Маркович.
Нововведение конференции этого года – отсутствие возрастного ценза – младшеклассников, а уж тем более начальную школу в прошлые годы не приглашали. Теперь основной состав докладчиков – ученики седьмых-девятых классов, чуть меньше десятиклассников и одиннадцатиклассников, но есть и такие, которые в этом году окончили только первый класс. Именно благодаря отсутствию возрастных ограничений второклассница Таня Сильченко из села Каринское Московской области смогла рассказать о том, что волнует ее саму и ее одноклассников. А проблема почти философская: почему взрослые не слышат детей? Танин голос тихий и робкий, но она очень хочет, чтобы ее услышали взрослые, стали мягкими и более сдержанными в своих эмоциях. Не сдерживали своих эмоций и участники, и зрители после выступления Глеба Багаева, а по протоколу конференции после доклада предполагается обмен мнениями, комментариями, ответы на вопросы. Девятиклассник из Великого Новгорода оказался не особо красноречивым, но вот его тема – жизненный путь каждого человека – схлестнула в дискуссии две принципиально разные жизненные установки: идти по накатанному или выбирать свой уникальный путь. «Не всегда мы выбираем наш путь. Есть масса готовых путей, которые нам навязывают родители или близкие. Нам говорят, так будет лучше – отучиться, получить профессию, завести семью и таким образом быть счастливым. Но не всем это подходит, не всем нравится. Если вы идете по готовому пути, то вы можете очень много важного упустить в жизни, можно остаться с носом. Жизненный путь – это дорога из кирпичей, которую мы выкладываем сами. Каждый день по одному кирпичику. И она приведет к тому, что ты хочешь», – убежден Глеб.
Можно с уверенностью в сто процентов сказать, что один кирпичик, достаточно весомый, участники детской конференции сегодня проложили на своем жизненном пути – научились складывать свои мысли в презентабельный текст, выступать перед незнакомой аудиторией, владеть своими эмоциями. «Это история успеха, которая случилась. Она, конечно, это запомнит, и, возможно, это даст какой-то импульс, для того чтобы дальше работать над собой. Может, она выберет профессию, которая будет связана с публичными выступлениями», – рассказывает о своей подопечной Юлии Колесовой учитель истории и обществознания из школы деревни Взвад Новгородской области Анастасия Михайловна. Юля впустила слушателей в святая святых – она рассказала о том, почему и как она пишет стихи. За откровенность ей самой посвятили стихи участники дискуссии. А вот семиклассница Маша Колодкина сорвала аплодисменты за неимоверную смелость, рассказав о том, какой путь ей пришлось пройти через изнуряющие диеты, булимию, чтобы в конце концов принять себя такой, какая она есть, и быть счастливой.
168 докладов – от глобальных до очень личных, от смешных до неимоверно серьезных, о транспорте Воронежа и о том, как стать популярным на YouTube, о подростковом суициде, страхе жить и о том, как писать музыку, об отношениях братьев и сестер и о том, как выжить в России мигранту из другой страны. Эти доклады – сама жизнь во всем ее разнообразии, не просто подсмотренная и описанная, а прожитая детьми, будущими взрослыми. Сооснователь программы Ольга Фогельсон призналась, что пока эти рассказанные истории не имеют продолжения. «Пока нет, мне кажется, что это следующий шаг. Я бы хотела, чтобы со временем, и мы думаем в этом направлении, у нас бы появилась история, которую я бы назвала ученическим лидерством, когда не взрослые, а дети совместно со взрослыми решали какую-то проблему. А мы бы только создавали платформу, куда могли обратиться дети, заинтересованные в каком-то конкретном социальном вопросе, например, своего города или поселка. Мы бы могли привезти в это место, например, местного министра образования или местного директора школы и вместе проектировать решение. Тогда это идеальная картина. Не просто конференция, на которой я заявился и рассказал, и это тоже важно, а когда из этого вытекает решение проблемы», – говорит Ольга Фогельсон. Если этот шаг будет сделан, детские мысли, высказанные вслух, могут воплотиться уже в недетские дела, осуществленные в реальности. Ведь многие из ребят приехали на конференцию с верой, что могут изменить если не мир, то хотя бы жизнь вокруг себя – в своих школе, городке или поселке.
Комментарии