search
Топ 10

Во что мы верим вопреки потерям? Лишь в то, что мы живем, покуда верим!

Стало хорошей традицией проведение творческих вечеров московских педагогов и директоров школ в Московском городском Доме учителя. Одним из интереснейших был вечер заслуженного учителя РФ, директора школы №422 Октябрины ЕВНИНОЙ, в котором приняли участие представители многих поколений московских педагогов, директоров школ, выпускников.

Говорят, имя определяет много: родители назвали дочь, родившуюся 7 ноября, Октябриной. Ну а дальше имя уже обязывало на поступки неординарные, поистине революционные. Первый – поступление в Московский государственный университет, жизнь в столице, посещение консерватории, театров, выставок. Дальше – решение пойти в педагоги. Сокурсники, узнав об этом, спрашивали, не сошла ли она с ума. Но ничто уже не могло ее остановить: Октябрина успешно защитила диплом, а на распределении сказала комиссии, что просит направить ее на работу в школу, и в самом деле пошла работать в школу, выбрав эту профессию потому, что, как ей казалось, эта работа была предопределена ей с детства. Главной задачей учителя она считала и считает по сию пору понимать своих учеников, стремиться быть им интересной, а потому следовала этому всегда. Начало профессиональной карьере было положено в 1952 году, когда молодая учительница истории пришла в школу №748 и взяла свой первый – седьмой – класс. В университете учили хорошо, но не учили быть учителем, в школу на практику тогда никто не собирался водить студентов, дескать, не для того их готовили. Поэтому с первых же дней Октябрине до всего приходилось доходить самой. «Если я чего-то в жизни и добилась, – признается она, – то этому обязана своим первым ученикам». Кстати, при этих словах, произнесенных в Доме учителя, из первого ряда на сцену поднялись эти первые ученики, которые давно стали взрослыми, состоялись в жизни и в профессии. Бессменная староста класса Алла Афанасьева привела на встречу с любимой учительницей группу одноклассниц, и уж они-то от души говорили о том времени, когда сидели за партой («Четыре года были для нас праздником!»), о том, как потом на всю жизнь стали друзьями со своей учительницей, как встречались, отмечали праздники, делились радостями и горестями («И с нашей Октябриной мы в путь вступали длинный, который, позже поняли, и назывался «жизнь». Кому сказать спасибо, что так нам повезло?! Ведь это очень важно, чтоб встретился однажды, желательно в начале, хороший человек!»). Потом у нее появились другие классы, другие ученики, директор школы Зинаида Линогорская, которая приняла молодого педагога, поверила в нее и через какое-то время сделала своим заместителем. Прошли годы, в 1964 году Октябрину Абрамовну назначили директором 422-й школы. Так 44 года назад началась ее директорская судьба.

Встречу с Октябриной Абрамовной ученики считают наградой, а коллеги – большой удачей. При этом, конечно, больше всего повезло нынешней команде педагогов школы №422 – не каждому коллективу так везет с умным, надежным и принципиальным руководителем. «Команде Евниной» из 422-й, как команде школьного корабля, где она – надежный капитан, свойственны удивительная слаженность и большой творческий потенциал. Не страшны этой команде ни штормы и ураганы (аттестация, тестирование, ЕГЭ), ни рифы невежества, под парусом просвещения и воспитания она смело движется вперед по безбрежному океану жизни, держа равнение на своего капитана. Это очень трудно рассказать, как создается, как рождается школа, как она становится интересной. Октябрина Евнина до сих пор помнит свой первый педсовет, с теми, кто тогда начинал строить эту школу, она до сих пор дружит. Кстати, своему директору нынешние педагоги 422-й прямо на сцене вручили форменную морскую фуражку в знак ее замечательного капитанства, а ученики подарили концертные номера. Она не говорит: «Это моя школа!», она говорит: «Это наша школа!», считая, что у этого коллектива есть свое «лица необщее выражение». «Все в Москве знают, – отметил ректор МИОО Алексей Семенов, – что есть экологическая школа №422, школа с химико-биологическим уклоном, сейчас объявлено, что все школы должны быть профильными. Жизнь 422-й школы действительно наполнена смыслом того, ради чего дети ставят эксперименты, за чем-то наблюдают, отстаивают точки зрения, участвуют в диспутах. Это модель профильной школы, где сочетаются общая составляющая образования, воспитание идеалов и серьезная научная школа, с которой связана эта школьная жизнь (школа университета, школа производства и школа окружающей среды). Мне кажется, работа школы №422 дает надежду, что московское профильное образование не станет очередной кампанией и профанацией, а действительно найдет лучшие образцы, среди которых в области экологии, биологии и химии лидирует образец, предложенный педагогами под руководством директора Евниной. Дух общности, взаимной поддержки, выручки, совета молодым, обсуждения очень серьезных и важных проблем присущ сообществу московских директоров, часто душой этого сообщества становится Октябрина Абрамовна. Мы очень благодарны ей за то, что она поддерживает эту общность». Что до профильности школы, то несколько лет назад у 422-й появился надежный друг – Российский химико-технологический университет имени Д.И.Менделеева, разные факультеты которого уже окончили ее 156 выпускников, больше десяти защитили кандидатские диссертации. Среди них много экологов, и это очень важно сегодня. В школе уже вошел в традицию фестиваль предметного экологического творчества. Творчества не только учеников, но и учителей, ведь директор 422-й считает: нетворческий человек не может быть учителем, без творчества не может быть настоящей школы. Октябрина Абрамовна мечтает, что когда-нибудь в педагогические вузы будут принимать так же, как в творческие, что абитуриенты будут доказывать свое право на то, чтобы стать учителями, что когда-нибудь главной ценностью личности в обществе станет ее творческий, познавательный, научный потенциал. «А еще я хочу, чтобы наши дети научились уважать учителя», – говорит Евнина.

Когда хвалят свои, молодые и перспективные, это замечательно, но вот когда одобрительные слова произносят те, кто в школе не работает, то это дорогого стоит. В тот творческий вечер оценку Евниной давала и другая молодая духом команда – народные учителя Леонид Мильграм и Мария Комлева, заслуженный учитель России Юрий Завельский, коллеги – директора школ Ипатова и Мокринский. С этого момента вечер превратился практически в диспут-размышление о предназначении современного педагога и руководителя образовательного учреждения.

«В чем смысл творческого вечера?» – спросил всех Юрий Завельский и сам ответил: «С моей точки зрения, в том, чтобы создать творческий портрет человека. Мне кажется, что сама Октябрина Абрамовна и те люди, которые выходили на сцену Дома учителя, это сделали: создали портрет человека – руководителя, друга, лидера, капитана. Человека с нелегкой, как мы убедились, и в то же время счастливой судьбой. Сидя в этом зале и слушая, что говорят на сцене, я поймал себя на мысли, что все мы, представители директорского корпуса старшего поколения, все-таки, к сожалению, уходящая натура, ибо за нами идут уже совсем другие люди. Не буду говорить – лучше или хуже, но это другое поколение, исповедующее иные ценности. Признаюсь, меня пугают в молодых директорах большевистская напористость и американская деловитость, за которыми исчезает очень важное, может быть, самое главное, во имя чего существует школа. Человек постоянно подвержен в своей жизни соблазну, испытанию – стремлению к желанной цели и к ее достижению. Это преследует человека всю жизнь, и это хорошо, так как человек, подверженный этому, принадлежит в какой-то степени той идее, которой он служит. Мне кажется, в лице Октябрины Абрамовны мы видим человека, который смог поставить перед собой ясные цели и сумел эти цели достичь. Перед нами человек – истинное воплощение интеллигентности: образованный, совестливый, бескорыстный подвижник. Мне скажут: ну что вы в наши-то дни говорите, о каком бескорыстии, о каком подвижничестве можно сейчас говорить! И все-таки именно в наши дни, в наше трудное, непростое время такие люди особенно нужны. Чехов, который был прекрасным публицистом, написал в статье памяти Пржевальского, что в наше больное время, когда европейскими сообществами обуяли лень, скука жизни и неверие, когда в любой комбинации повсюду сочетаются нелюбовь к жизни и страх смерти, когда лучшие люди сидят сложа руки, оправдывая свою лень и свой разврат отсутствием определенных целей в жизни, подвижники нужны как солнце, составляя самую политическую и жизнерадостную часть общества, они возбуждают, утешают и облагораживают его. Этого облагораживающего начала Октябрины Абрамовны, думаю, хватит на долгие-долгие годы, этот ее запас будет служить тем людям, которые рядом с ней, которые сопровождают ее в этом, может быть, трудном, но счастливом жизненном пути».

Леонид Мильграм сказал так: «То, что делает эта женщина, важно потому, что это пример жизни, служения людям. За это ей – величайшая благодарность! Я считал себя чемпионом, проработав директором школы 42 года. Октябрина Абрамовна меня превзошла: ее директорский стаж больше». Мария Комлева добавила: «У нас в Москве есть содружество очень счастливых директоров. Октябрину Абрамовну мы знаем очень давно, встречаемся очень часто, знаем, если она на совещании, то, значит, обязательно внесет ясность в существо дела. Она счастлива от общения детей, от ежедневной работы, сотворчества с коллегами-педагогами и коллегами-директорами. Счастливый директор не может быть не понятым, не принятым коллективом. То, что в 422-й 17 выпускников стали прекрасными учителями и работают в родной школе, это очень показательно. Как важно, чтобы каждый новый учитель попадал именно в такой коллектив, где есть у кого чему учиться. Я восхищаюсь Евниной, ее человеческими и профессиональными качествами».

Признание коллег дорогого стоит. Признание учеников – еще дороже, потому что добиться его сложно, когда каждый год приходят новые поколения и нужно знакомиться с ними, непохожими, постигать их интересы и запросы, адекватно их удовлетворять и вести за собой. Московские директора-практики – удивительное явление России, не случайно их опыт так востребован в регионах. Когда-нибудь этот опыт будет обобщен, детально описан и одна из замечательных страниц в этой книге будет обязательно посвящена деятельности заслуженного учителя РФ, лауреата премии Правительства Москвы Октябрины Абрамовны Евниной.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту