search
main
0

Внимание, завтрашний день! Энергосбережение – это философия жизни

Почему-то мысль о невыключенном утюге и горящем в ванной свете приходит в голову только в поездке. Пока мы дома, иллюминация во всех комнатах и постоянно заряжающиеся электроприборы никого не смущают. Смущают разговоры о том, что энергию надо беречь. Зачем? Мы богатая страна, у нас всего предостаточно! По словам заместителя генерального директора по коммерческим вопросам Центра энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС Тамары МЕРЕБАШВИЛИ, в Америке спохватились, что природные ресурсы не безграничны, только в 1970-х, после первого нефтяного кризиса. Тогда и стали продумывать варианты сохранения естественных компонентов природной среды. Какие-то идеи пришлись ко двору и сегодня в России.

– Тамара Александровна, что явилось причиной создания вашей компании – пример зарубежных стран или для этого была какая-то особая причина?- В значительной степени стимулом для создания компании послужило принятие 261-го Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Он вступил в силу с начала 2010 года, и тогда госкорпорация Росатом и группа компаний ИНТЕР РАО ЕЭС приняли решение о необходимости создания между двумя холдингами специализированной структуры, которая станет единым центром компетенций в области энергоэффективности, а также будет обеспечивать выполнение специальных законодательных требований для материнских компаний в части ресурсосбережения.При создании компании резонно возник вопрос: нужно ли придумывать что-то свое или в своей деятельности строго придерживаться международных наработок? Ответ лежит на поверхности: для того чтобы проекты в сфере энергоснабжения реализовались успешно, мы должны использовать все лучшее когда-либо созданное в этой области. Поэтому мы основываемся и на западных методиках, и на положительном отечественном опыте. Энергосбережением в нашей стране и в Советском Союзе занимались и раньше, правда, основной целью была не экономия энергии как таковая, а повышение коэффициента полезного действия, увеличение выработки и получения большего объема полезной продукции при неизменных либо меньших затратах ресурсов. Сегодня мы по-прежнему стремимся повысить КПД, но параллельно стараемся бережно относиться к экологии, снижать объем потребления энергии и достичь при этом экономической эффективности. Мы стремимся к конкурентоспособности. Благо современные энергоемкие технологии, достижения научного и промышленного прогресса, инновационные подходы предоставляют нам широкие возможности.В современной России первый закон в области энергосбережения появился в 1996 году. Он касался в основном крупных предприятий и объектов естественных монополий. Были утверждены требования к проведению и оформлению энергетических обследований, очерчен круг обязательных субъектов энергосбережения и определены принципы контроля за их деятельностью и соблюдения требований к сохранению ресурсов. Но обязательства промышленного сектора социальной сферы не коснулись.А вот Америка, Европа, Япония осознали, что энергоэффективность – дело комплексное, общегосударственное и затрагивает каждого члена общества, каждого потребителя. Так как их понимание возникло десятки лет назад и они существенно опередили нас и в изменении мышления, и в технологиях, и в опыте, то к сегодняшнему дню достигли показателей, о которых мы пока еще только мечтаем. Не использовать этот опыт и пытаться заново изобрести велосипед – значит не догнать наших соседей никогда и вечно нести на себе ярлык ресурсного придатка. Допустить этого нельзя, но и игнорировать научные наработки отечественных ученых тоже будет ошибкой. Поэтому Центр энергоэффективности сотрудничает и с Международным энергетическим агентством, и с агентствами отдельных стран, объединениями европейских производителей энергосберегающей продукции, и с ведущими научными институтами, коллективами и вузами нашей страны. У нас много партнеров, с которыми мы активно обмениваемся опытом: приглашаем друг друга на конференции, обсуждения, научные советы и круглые столы. Кроме того, мы привлекаем своих партнеров и для реализации конкретных мероприятий, в рамках которых они предлагают свои решения и технологии. Мне кажется, успех нашей работы отчасти заключается в том, что мы совместными усилиями стараемся применить самое лучшее решение и достичь лучшего результата из возможных.- И все-таки, мне кажется, идеи энергосбережения чужды русскому человеку, привыкшему относиться к жизни широко. Возможно, это надо воспитывать с детства?- В нашей стране никто остро не ставил задач экономии в обычной жизни. Напротив, в русской литературе и культуре исторически воспевают образ широкой русской души, рубахи-парня, раздающего все свои богатства всем вокруг, закатывающего пиры на несколько недель или кормящего всех друзей и соседей, пока последняя копейка не закончится. Образ экономного героя преподносится, как правило, в виде отрицательного злого скряги. Мы действительно не привыкли жить экономно. Популяризация идей бережного отношения к природным ресурсам, попытка изменить ментальность безответственности – залог успеха тех начинаний, которые реализуются сегодня. Энергосбережение должно стать общенациональной задачей и условием нашего выживания в конкуренции с развитыми и бурно развивающимися странами.Центр энергоэффективности активно сотрудничает с Министерством образования и науки Российской Федерации. В федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы (ФЦПРО) есть подпрограмма №5, которая направлена на повышение энергоэффективности и энергосбережения в общеобразовательных учреждениях. Сотрудничество наше складывается из разных аспектов деятельности. У Минобрнауки есть мощнейший ресурс по популяризации энергосбережения. В частности, в рамках подпрограммы №5 ФЦПРО сформировано несколько конкретных проектов, направленных на распространение знаний об энергосбережении, в том числе и среди школьников. Например, в этом году был запущен специальный проект по созданию вспомогательного учебного курса для младших школьников в форме мультимедийного продукта (компьютерной игры). Курс дополнит красочная книжка, сделанная грамотно, красиво, с юмором, – сейчас как раз идет работа над ее созданием. Книга будет напечатана и передана в школы нашей страны, а также будет создана ее электронная версия для чтения с помощью планшетов и электронных книг. Для создания книги собран замечательный авторский коллектив: стихи пишет известный детский поэт Андрей Усачев, иллюстрирует художник Николай Воронцов. Книга рассказывает, что такое энергосбережение и насколько этот вопрос важен для нашей жизни.В рамках проектов, реализуемых по ФЦПРО, для целей пропаганды энергоэффективности стали появляться и центры обучения и консультирования работников сферы образования по вопросам энергосбережения. Демонстрационные центры по всей России создаются на базе различных образовательных учреждений. Это учебные классы для проведения открытых уроков со школьниками, студентами, преподавателями, а также для проведения специализированных курсов обучения для специалистов сферы энергосбережения, ответственных сотрудников разных организаций за данное направление. Думаю, в 2013-2014 гг. результаты такого обучения и наших совместных усилий по продвижению идей энергосбережения уже будут заметны. Демонстрационные центры создают и заинтересованные частные компании. Так, в Москве успешно работает центр на базе Мосэнергосбыта. В офис предприятия приходят на открытые уроки школьники целыми классами, занятия ведут сами сотрудники Мосэнергосбыта. В этом году открыт второй такой демоцентр Мосэнергосбыта в Мытищах. В центрах выставлено всевозможное оборудование, представлены различные демонстрационные технологии, стенды, есть много полезной информации. Экспонаты можно трогать, нажимать на кнопки, посмотреть воочию, как происходит экономия, когда ты включаешь в розетку энергоэффективный холодильник. Это действительно очень наглядно, очень полезно для детей. Придя домой, они совершенно естественно зададут вопрос: «Мама, а какая у нас бытовая техника? Сколько она энергии потребляет?»Мы тоже принимаем активное участие в распространении идей энергосбережения. Наша компания, к примеру, проводит открытые уроки энергоэффективности. Так, в прошлом учебном году в школу №9 г. Лобни мы привезли артистов и с их помощью весело и интересно рассказали об энергоэффективности. Получилось красивое интерактивное шоу, участвуя в котором ребята, поверьте, стали по-другому относиться к вопросам экономии. Потом учителя рассказывали, что ребята дома уже компетентно советовали родителям, что нужно делать, чтобы сэкономить семейный бюджет.- Насколько, по вашему мнению, актуальна сегодня необходимость внедрения энергосберегающих технологий в образовательные учреждения?- Мне кажется, энергосбережение – составная часть жизни человека в любой сфере деятельности. И конечно же, она важна там, где учатся наши дети. Потому что энергоэффективность – это синоним экологичности.Любой человек хочет, чтобы в тех учебных заведениях, в которых его ребенок проводит по несколько часов в день, было комфортно. Чтобы ничто не отвлекало от образовательного процесса. Но помещения, которые не являются энергоэффективными, не могут отвечать требованиям комфорта и экологичности: они либо слишком холодные, либо слишком жаркие, в них присутствуют сквозняки, из кранов течет только холодная вода. Никто бы не желал создать своему ребенку таких условий обучения. А значит, выполнение элементарных требований, ко всему прочему уже являющихся законодательно обязательными, благотворно воздействует на ребенка и, безусловно, влияет на качество его учебы, работы.- Вы уже упомянули о сотрудничестве с Минобрнауки в реализации программы развития образования. Как вы оцениваете, велика ли роль Центра энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС в реализации ее задач?- Создана рабочая группа специально для реализации подпрограммы №5. Мы собираем идеи, ищем интересные проекты, проводим их экспертизу и выносим на всеобщее обсуждение отобранные проекты в области энергоэффективности, позволяющие достичь тех целевых показателей, которые предусмотрены в федеральной программе. Я являюсь секретарем этой рабочей группы. За полтора года мы рассмотрели более сорока различных проектов. Мы провели большую работу, связанную с поиском и отбором проектов, а также контролем формирования инициатором проекта обосновывающей документации к этим проектам, с тем чтобы совместно с курирующим департаментом Министерства образования и науки добиться их надлежащей реализации. Как исполнители мы в этой деятельности не участвуем, наша роль – это исключительно роль куратора и эксперта на основании соглашения о сотрудничестве, которое заключено между ИНТЕР РАО ЕЭС, нашей материнской компанией, и Минобрнауки. Наше сотрудничество методологическое, научное, оно необходимо для повышения профессионального уровня в этой области тех, для кого энергетическая деятельность не является основной. Безусловно, в подведомственных министерству учреждениях есть кафедры энергетики, но, как правило, они выполняют больше функцию научную: обучают студентов, проводят исследовательскую работу и при этом не занимаются реализацией таких мероприятий в качестве бизнес-проектов. Это было очень правильное решение, на мой взгляд: срастить бизнес, который понимает, каким образом реализовать идеи и сделать проекты интересными для подрядчиков, привлечь партнеров для их реализации и одновременно раскрыть те самые проблемные моменты, с которыми сталкиваются стороны, когда речь идет о реализации конкретных мероприятий. Благодаря такой удачной синергетической связке между наукой и бизнесом, я считаю, те проекты, которые реализуются в рамках ФЦПРО, дадут существенный эффект. Они позволят улучшить и качество образования в том числе. Потому что, повторюсь, комфорт детей и учителей – это безусловное условие для повышения качества образования и развития нашего общества в целом.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте