В первом раунде участникам дебатов был предложен вопрос: что больше влияет на развитие системы образования – наличие традиций, введение инноваций или в равной степени то и другое? 10% отдали предпочтение традициям, 20% – инновациям, остальные высказались за «золотую середину». Во втором раунде нужно было определить наиболее актуальные проблемы образования. 47% участников дебатов назвали главной проблемой качество обучения, 20% – отсутствие у детей мотивации к получению знаний, 23% – проблемы воспитания. В третьем раунде участники должны были сказать, для чего создается лига. Большинство (70%) отметили, что прежде всего она должна влиять на политику образования. Какие же проблемы предлагали участники дебатов для решения в первую очередь?
Людмила ЛЕВИНА, главный редактор журнала «Химия в школе»:
– Нам необходимо обратить самое пристальное внимание на качество подготовки педагогов. Сегодня подготовка учителей химии вызывает серьезное беспокойство, потому что в педагогические вузы на химфаки принимают тех, кто не имеет шансов поступить в другие высшие учебные заведения. Часто на вузовской скамье оказываются молодые люди, которые не имеют нужных знаний, и преподаватели вынуждены заниматься с ними изучением азов, но большого эффекта такие занятия не дают.
Владимир ЮДИН, заместитель председателя Московской городской организации профсоюза:
– Мы состоялись в жизни, потому что в свое время получили качественное воспитание. Воспитание влияет на все проблемы образования.
Майя ПИЛЬДЕС, директор санкт-петербургской гимназии №56:
– Сегодня не определены должным образом взаимоотношения школы и общества, школы и государства, отсюда и все проблемы. Не понимаю, почему учителя не имеют статуса госслужащих. Работники роно такой статус имеют, а педагоги нет. Скажите, на кого мы работаем, разве не на государство? Так почему нам не дают соответствующий статус?
Александр САЙБЕДИНОВ, президент Ассоциации «Лучшие школы России»:
– Современной школе очень нужны новые, более эффективные механизмы передачи информации, а сама она должна стать институтом формирования целей и ценностей жизни. Школе это нужно объяснять.
Зоя ГАЛАЙДА, председатель Пермской краевой организации профсоюза:
– Нам необходимо сформировать программу развития образования, включающую и социальную защиту педагогов, и повышение профессионального уровня, и улучшение условий их работы.
Ирина ДИМОВА, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты»:
– Нам пора расстаться с мифом, что российское образование – лучшее в мире.
Марина ФИРСОВА, директор московской гимназии №1518:
– Нужно устанавливать продуктивное социальное партнерство с работодателями, это позволит сориентироваться в подготовке учащихся на то, что пригодится им в будущей жизни и работе. Кроме того, есть еще одна проблема: студенты вузов работают, у них нет ни времени, ни сил на полноценную учебу.
Валентина ХУДЯКОВА, председатель Тюменской областной организации профсоюза:
– На мой взгляд, главная проблема – не плохое качество педагогических кадров, а мотивация детей к обучению. Каким бы виртуозом ни был сегодня педагог, без мотивации не будет качества. А мотивацию формируют среда, в которой живет ребенок, отношение к нему государства, общества, родителей.
Екатерина ФИЛИППОВА, учитель года России-1996:
– Из общества ушла культура, значит, она ушла и из школы. Качество подготовки наших преподавателей – это их культура, культура наших учащихся. Самая главная проблема, на мой взгляд, заключается в низком уровне культуры в школах. Нам нужно ее вернуть, потому что учитель, не имеющий высокого уровня культуры, вряд ли сможет воспитать полноценного члена общества.
Комментарии