И учителю, и родителю, и ребенку с СДВГ нужно помогать
Очередная Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Воспитание семейных ценностей: партнерство семьи, школы и общества», организованная петербургской Академией постдипломного педагогического образования, состоялась в дистанционном формате, но общение на расстоянии оказалось не менее продуктивным, чем в очном режиме. Может, потому что вопросы на конференции затрагивались важные и не теряющие своей актуальности никогда.
Например, одна из секций была посвящена работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Но, прежде чем приступить к обсуждению темы, заведующий кафедрой педагогики семьи АППО Олег Эрлих рассказал о недавнем исследовании, касающемся современной петербургской семьи. В ходе его ученые определили, что сегодня семья имеет несколько моделей. Так, самой распространенной моделью семьи стала детоцентристская. В центре нее всегда ребенок, о котором заботятся и которого развивают. Риски для этой семьи вполне прогнозируемые – избалованность чада, гиперопека, когда ребенку не дают приобрести самостоятельный опыт преодоления той или иной проблемы.
Следующей моделью семьи является трансформационная. Здесь правила, нормы и ценности нечетко выражены, отсюда у ребенка возникают сложности в социализации, поскольку он не знает, на что семья опирается и чем руководствуется.
Еще одна модель семьи – супружеская. В такой семье огромное внимание уделяется качеству супружеских отношений. Каждый в ней занят самореализацией. В такой модели семьи взрослые предпочитают договариваться о своих обязанностях. Если это не получается, то высок процент разводов. К сожалению, в семье такой модели ребенок оказывается на периферии внимания, что может крайне негативно сказываться на его развитии, особенно если у ребенка СДВГ.
Как пояснила доцент кафедры педагогики семьи АППО Наталья Цыганкова, не всегда родители и педагоги понимают, кто такие дети с СДВГ и как проявляется этот синдром. Большинство педагогов выделяют таких детей в классе и пытаются найти к ним подход, однако это скорее личная инициатива учителя, чем структурированная система помощи. Эта проблема есть как в России, так и за рубежом.
Уже отмечено, что чаще СДВГ наблюдается у мальчиков. Первые симптомы данного состояния развиваются до 7 лет. Такие дети импульсивны, вспыльчивы, не могут сидеть на одном месте, молчать, выполнять инструкции, постоянно отвлекаются, практически не реагируют на замечания. Повышенная двигательная активность и расторможенность этих детей объясняются неврологическим состоянием, и чаще всего это состояние хроническое. Такой ребенок в классе – испытание для учителя, но, если педагог вооружен знаниями об особенностях ученика с СДВГ, ему и ребенку будет легче. Например, по словам преподавателя кафедры педагогики семьи АППО Екатерины Завалишиной, важно понимать, что авторитарный метод обучения с такими детьми не работает. При этом большинство детей с СДВГ имеют хороший уровень интеллектуального развития. Общение и взаимодействие с подобным учеником будут эффективнее, если выработать единую стратегию поведения взрослых, окружающих его, выстроить систему четких требований. Важны последовательность, твердость и контроль. В первую очередь этих принципов и методов, конечно, должны придерживаться в семье, а затем и в школе. При этом контроль за поведением ребенка как со стороны родителей, так и со стороны педагогов должен быть постоянным, но нежестким. С детьми с СДВГ можно договариваться, правда, повторять одно и то же придется несколько раз. Ребенок, который не может справиться со своим эмоциональным состоянием, очень остро воспринимает чужие эмоции, поэтому с ним нужно разговаривать спокойно, демонстрируя поддержку. Таким детям нужно предоставлять возможность для расходования энергии, учитывать уровень сложности учебных заданий, предлагать индивидуальный образовательный маршрут и т. д.
Безусловно, огромным подспорьем в работе педагогов, а также в помощи семье, где есть ребенок с СДВГ, является интеграция педагогического, психологического и медицинского подходов. Такие примеры комплексной помощи есть в Выборгском районе Санкт-Петербурга. К примеру, на базе районного психолого-педагогического и медико-социального центра осуществляется мониторинг по условиям обучения детей с СДВГ, проводится консультирование, проходят обучающие семинары, разрабатываются методические материалы и т. д. Уже несколько лет здесь работает клуб «Моя семья», где можно посетить различные мероприятия, провести досуг и пройти обучение по программе «Успешный родитель». У центра серьезное сетевое партнерство с АППО, а также со школами района, чей опыт берется в основу моделей работы с такими детьми. Есть информационно-методический электронный ресурс для педагогов и родителей, где можно найти ответы на многие актуальные вопросы.
Как считают в ППМС, главное – всегда держать детей с СДВГ в зоне внимания и понимать, что их подвижность, эмоциональность, недисциплинированность – это не умышленные действия, а следствие неврологического расстройства.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии