Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Внимание, дошкольник!

УГ - Москва, №43 от 23 октября 2012. Читать номер
Автор:

​В лаборатории психического развития дошкольников ПИ РАО под руководством доктора психологических наук Е.Смирновой исследуется психика детей от рождения до 7 лет.

Какова роль взрослого в становлении личности ребенка? Вот основной вопрос, которым задаются сотрудники лаборатории. В многолетних исследованиях получен такой ответ на этот вопрос: общение с близкими взрослыми основной источник развития малыша. Ученые очень тщательно изучили особенности общения ребенка со взрослым на протяжении первых лет жизни, а в последние годы – и общение дошкольников со сверстниками. С особым вниманием ученые отнеслись к изучению проблемных форм отношения дошкольников к сверстникам – таким как агрессивность, застенчивость, повышенная обидчивость. Какова психологическая природа этих проблем, как их не допустить, как их корректировать?Ученые выяснили, что у детей с трудностями в общении в самосознании и в отношении к сверстнику доминирует так называемое предметное начало. Это означает, что свое собственное «я» ребенок переживает как предмет оценки, а сверстника он воспринимает как предмет сравнения с собой. Такое предметное, или оценочное, отношение к себе и к окружающим складывается в середине дошкольного возраста. Самое главное – сопереживать другому такие дошкольники не умеют! А вот дети, способные к сопереживанию, готовы к пониманию других, а значит, и к просоциальному поведению; они менее конфликтны и более способны к кооперации, чем их «несопереживающие» сверстники. Отсюда напрашивается вывод о том, что профилактике формирования у дошкольника оценочного отношения к себе и к другим людям и родители, и воспитатели должны уделять особое внимание. Важная роль в развитии общения между сверстниками в раннем возрасте принадлежит взрослому, который способствует формированию субъектного отношения ребенка к ровеснику – таков важнейший результат исследовательской работы лаборатории психического развития дошкольников Психологического института.У обидчивых детей тоже предметное отношение к себе и другим, но в этой группе наблюдаются значительные расхождения между тем, как ребенок оценивает себя, и как, с его точки зрения, его оценивают другие люди. Другими словами, в основе повышенной обидчивости лежит напряженно-болезненное отношение ребенка к себе и оценке себя. Самососредоточенность порождает острую и ненасыщаемую потребность в признании и уважении. Оценка своего «я» и отношения к себе замещает для таких детей непосредственное восприятие сверстников и отношения с ними. У остальных детей эти различия не столь выражены – они считают, что друзья и взрослые оценивают их примерно одинаково.Труды лаборатории составили научную основу многочисленных практических разработок для сотрудников дошкольных образовательных учреждений и родителей дошкольников, создана оригинальная методика диагностики психического развития ребенка; разработана авторская программа воспитания и развития детей раннего возраста (от 1 до 3 лет), которая направлена на развитие целостной личности и активности малыша; разработана и апробирована коррекционная программа по преодолению трудностей в общении детей со взрослыми и сверстниками.Сотрудники лаборатории – авторы учебников, учебно-методических пособий для преподавателей и студентов педвузов, книг для родителей. Среди наиболее популярных изданий – учебники «Детская психология» (Е.Смирнова, 2002) и «Педагогика раннего возраста» (Л.Галигузова, С.Мещерякова, 2007), пособия «Вы и ваш младенец: о воспитании и психическом развитии ребенка от рождения до года» (С.Мещерякова, С.Авдеева, 2006), «Искусство общения с ребенком. От года до шести лет» (Е.Смирнова, Л.Галигузова, 2004), «Дошкольник в современном мире» (Е.Смирнова, 2006). Эти книги помогают педагогам и родителям овладеть методами личностно ориентированного взаимодействия с детьми; формирования у ребенка инициативности, самостоятельности, познавательной активности, творческих способностей, доброжелательных отношений с окружающими людьми; обеспечивают преемственность семейного и общественного воспитания. Все эти книги очень востребованы, многие из них неоднократно переиздают. И это неудивительно! Разве не интересна, например, предложенная учеными программа повышения родительской компетентности для семей с детьми раннего возраста? Она осуществляется в дошкольном образовательном учреждении и состоит из 5 досуговых мероприятий, направленных на привлечение родителей воспитанников к деятельности ДОУ. На этих встречах проводят групповые занятия с родителями и детско-родительскими группами (тренинги, мастер-классы, семинары). Программа реально помогает повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в сфере взаимодействия с ребенком: организации игр и совместной деятельности (рисовании, лепке и др.); она способствует гармонизации родительского отношения к ребенку. Но не только родителям воспитанников ДОУ выгодно участие в такой программе: понятно, что, личностно развивая родителя, мы таким образом косвенно влияем и на ребенка. И действительно, зафиксирован значимый рост психологических показателей развития детей, посещающих детско-родительские группы – по уровню развития их общения со взрослыми и сверстниками, освоению ими речи, их познавательной активности и игровой деятельности.

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту