Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Вникать. Корректировать. Формировать. Особенности правового статуса классного руководителя

УГ - Москва, №29 от 18 июля 2017. Читать номер
Автор:

​Несмотря на стремительность жизни, активное развитие электронной среды обучения и воспитания, личность педагога, его авторитет, влияние на отдельных учеников и детский коллектив в целом остаются определяющими в педагогическом процессе. Как справедливо заметил основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский, «в деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Особая роль в этом процессе отводится классным руководителям. От их умений во многом зависят микроклимат в ученическом коллективе, взаимоотношения школы и родителей, качество сотрудничества между учащимися разных классов.

Институт классного руководства в учебных заведениях России берет свое начало в 70-х годах XIX века и совпадает по времени с интенсивным развитием системы отечественного образования. Классные наставники изначально выполняли воспитательные функции, но их конкретные права и обязанности определялись уставом учебного заведения. При этом некоторые требования были базовыми для всех классных наставников. Так, за ними закреплялась обязанность вникать во все события ученического коллектива, корректировать в случае необходимости и формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми. Педагог должен был являться примером во всем. Сегодня в каждом классе российской школы есть классный руководитель. Интересные результаты получил Фонд «Общественное мнение», проводя исследование на тему «Зачем в школе нужны классные руководители?». Подавляющее большинство опрошенных россиян убеждены, что классные руководители нужны ученикам и школе (81 процент). Две трети респондентов (68 процентов) заявили, что знают, в чем состоят его обязанности; у каждого пятого (21 процент) представления на этот счет отсутствуют. Отвечая на вопрос, чем должен заниматься классный руководитель, респонденты акцентировали внимание на наставнической и воспитательной функциях. Так, 31 процент опрошенных заявили, что он должен много работать с детьми, общаться с ними, воспитывать их, «относиться к детям с душой». 10 процентов респондентов отметили, что классный руководитель должен способствовать развитию личности и проявлению дарований учеников, помогать им определиться в жизни («наставлять детей на правильный путь»; «раскрывать в каждом ребенке склонность к определенным предметам, определенной профессии»). Еще 10 процентов говорили о морально-нравственном, культурном, а также патриотическом воспитании. Вопрос о том, должен ли классный руководитель обладать специальной квалификацией, вызвал у опрошенных некоторое замешательство. Однозначного мнения по данному поводу не прозвучало. По-видимому, это объясняется спецификой выполняемых классным руководителем функций. Так, классный руководитель преподает определенные учебные дисциплины. Одновременно он является связующим звеном между учениками и учителями-предметниками, между классом и администрацией школы, между классами в школьном коллективе, между управляющими командами школы и родителями. Его задача – создать благоприятную психологическую атмосферу для их конструктивного взаимодействия. Кроме того, классный руководитель сопровождает каждого ученика в процессе освоения им образовательной, в том числе индивидуальной, программы. Полагаю, что все перечисленные функции формируют особые требования к квалификации классного руководителя, а личностно ориентированная направленность деятельности повышает его ответственность за результаты труда.В статье 47 Закона об образовании (далее – Закон об образовании) закрепляется понятие правового статуса педагогического работника, который определяется как совокупность прав и свобод. При этом статус педагога признается особым, а труд – повышенной социальной значимости и престижа. Поскольку классный руководитель является педагогическим работником, его правовой статус, так же как и статус иных учителей, включает академические права и свободы; трудовые права; социальные гарантии и компенсации; ограничения, обязанности и ответственность. Но так или иначе все они связаны с выполнением классным руководителем специфической трудовой функции – обучение и воспитание школьников.Определяя академические права педагогических работников, законодатель в их основу заложил прежде всего творческую составляющую педагогического труда и демократические принципы его осуществления. К ним, в частности, относятся:- свобода преподавания, проведения исследований, распространения их результатов, выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов, способов и приемов обучения и воспитания, освоения обучающимися образовательных программ; – право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методик обучения и воспитания, на выбор учебников, материалов и иных средств обучения в соответствии с образовательной программой; – право на осуществление научной, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и внедрении инноваций; – право на участие в управлении, в обсуждении и решении вопросов деятельности образовательной организации, в том числе на участие в коллегиальных органах управления и органах самоуправления, на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики. Содержание трудовой функции классного руководителя в Законе об образовании не определено. Вместе с тем из положений приказа Минобрнауки РФ от 3 февраля 2006 года №21, приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 года №761н, приказа Минтруда России от 18 октября 2013 года №544н следует, что трудовая функция классного руководителя предполагает:- планирование работы с классом (группой), семьями учеников класса (группы), сотрудниками образовательного учреждения, работающими с классом (группой);- создание психолого-педагогических условий для сплочения и развития группы (коллектива), формирования в классе благоприятного психологического климата;- социально-педагогическую поддержку обучающихся класса в образовательной деятельности и в решении жизненных проблем;- обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся при решении задач обучения и воспитания;- ведение документации класса (группы).Поэтому реализация трудовой функции классного руководителя предполагает применение широкого комплекса знаний. Так, при организации социально-педагогической поддержки обучающихся класса как в образовательной деятельности, так и в решении жизненных проблем педагог должен опираться на знания:- приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации; – законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере образования и воспитания, в том числе Конвенцию о правах ребенка;- педагогики, психологии, возрастной физиологии; – школьной гигиены; – методики воспитательной работы; – норм педагогической этики;- современных технологий продуктивного, дифференцированного обучения, компетентностного подхода, развивающего обучения; – методов убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; – технологий диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; – основ работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;- правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, требований охраны труда и пожарной безопасности.Весь перечень требований к умениям и навыкам абсолютно обоснован, поскольку только высокообразованный и дисциплинированный специалист сможет организовать качественный процесс передачи знаний.Содержание трудовой функции классного руководителя предопределяет набор трудовых действий. Например, создание педагогических условий для сплочения и развития коллектива, формирования в классе (группе) благоприятного психологического климата возможно только на основе грамотной организации коллективной деятельности и общения обучающихся (воспитанников); регулирования и корректировки межличностных отношений учеников. Кроме того, в настоящее время на первый план трудовой функции классного руководителя выходит ее организационно-координирующая составляющая. В рамках указанной составляющей на классного наставника возлагается обеспечение связи школы с семьей обучающегося. Именно классный руководитель должен установить тесный контакт с родителями, оказывать им помощь в воспитании детей, проводить многоплановую работу по недопущению (профилактике) возможных конфликтов между школой и родителями. Делать это он может как лично, так и путем привлечения психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования.Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев – результативности и процесса деятельности. Критерии результативности деятельности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины, гражданской зрелости). Критерии процесса деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя по организации воспитательной работы, взаимодействию класса с учителями-предметниками, родителями, а также учебно-вспомогательным персоналом школы, общественностью с целью воспитания, обучения, развития детей.Одновременно за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей педагогические работники, в том числе классные руководители, несут ответственность. Какие же обязанности должен исполнять педагог, чтобы работа, обусловленная трудовой функцией, была выполнена надлежащим образом? Ответ на этот вопрос дает статья 48 Закона об образовании. Согласно ее положениям педагоги обязаны:1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с утвержденной рабочей программой;2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;5) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;6) систематически повышать свой профессиональный уровень;7) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;8) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;9) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;10) соблюдать устав образовательной организации, правила внутреннего трудового распорядка. Государство, признавая значимую роль классных руководителей в процессе образования и воспитания, разработало систему мер их поддержки и юридических гарантий. В частности, это сокращенный режим рабочего времени (36 часов в неделю), ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (от 42 до 56 календарных дней), длительный отпуск сроком до одного года и др. Подводя итоги, следует отметить, что деятельность классного руководителя представляет собой целенаправленный, системный процесс, строящийся на основе устава школы, иных локальных актов, анализа позитивных и негативных тенденций общественной жизни. Цель деятельности классного руководителя российской школы – создание условий для саморазвития и самореализации личности каждого обучающегося, его успешной социализации в обществе.Оксана ГАВРИЛЮК, начальник Управления юридического сопровождения Московского центра образовательного права, кандидат юридических наук, доцент

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту