Российский союз ректоров на своем итоговом заседании обсудил работу над новой редакцией проекта закона «Об образовании» и программу развития вузов на следующий год.
Как и ожидалось, что у участников заседания во главе с председателем Российского союза ректоров, ректором МГУ Виктором Садовничим много замечаний к законопроекту. В частности, это отсутствие в системе уровня начального образования, введение третьего уровня образования и отнесение к нему аспирантуры, отсутствие докторантуры. Кроме того, Садовничий указал на «выпадения из системы образования» академий, отсутствие интеграции науки и образования, нерешенную проблему равноправия государственных и частных учебных заведений и социальных гарантий. «Нужно очень бережно отнестись к тому, чтобы сохранить социальные гарантии преподавательскому составу и студентам, потому что на сегодняшний день выпадает понятие стипендии для социально необеспеченных студентов», — напомнил он.
Многие участники заседания также были озабочены отсутствием социальных гарантий в законопроекте и тем, что это ведет к невозможности двигать науку вперед.
Кроме того, ректоры обсудили промежуточные итоги общественных обсуждений, которые проходят в интернете. По словам советника президента Вениамина Яковлева — председателя комиссии для рассмотрения замечаний и предложений острые предложения в основном касаются вопросов социального значения. «Я вообще думаю, что нам закон придется организовать в соответствии с 43 статьей Конституции, которая предполагает доступность и бесплатность образования», — заявил Яковлев. Он добавил, что эта статья предполагает, что бюджетополучателями могут являться лишь государственные и муниципальные учреждения: «Возможно ли бюджетное финансирование частных учреждений с позиций Конституции — это очень важный вопрос».
Министр образования и науки Андрей Фурсенко заметил, что закон «Об образовании» никогда не будет принят «на ура», потому что с ним связано множество конфликтов интересов. Затронул министр и такую болезненную тему, как финансирование образования: «Запросы образования в любой стране всегда таковы, что не могут быть обеспечены даже очень успешной экономикой, а если еще и экономика не очень успешно развивается, то тем более. Все обсуждения на сайте уходят в тему недофинансирования образования, и надо признать, что оно действительно недофинансировано».
После этого участники заседания перешли к программе развития вузов. Главными ориентирами на следующий год, по мнению Садовничего, должны стать четкая и грамотная стратегия каждого вуза в рамках организации сетевого взаимодействия высших учебных заведений, которое предполагает активное участие в государственных программах и научно-исследовательской деятельности.
Садовничий попросил ректоров начать работу над программами не менее чем на пять лет. Он напомнил о необходимости системного согласования вузовских программ, чтобы эффективно использовать государственные ресурсы, инвестируемые в систему образования, поскольку как раз незадолго до итогового совещания было принято распоряжение правительства об утверждении единой интеграционной госпрограммы «Развитие образования». Пока что в ней участвуют три российских вуза — МГУ, Санкт-Петербургский государственный университет и Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Председатель Российского союза ректоров призвал вузы к активной консолидации. В рамках перехода к новому этапу межвузового взаимодействия предполагается выстроить по единому принципу взаимоотношения не только между вузами, но и со всеми участникам образовательного процесса, включая школы, организации начального и среднего профессионального образования, а также потенциальных работодателей.
В качестве приоритетных для сетевого взаимодействия было названо три направления: космические исследования, биомедицинские технологии и исследования человека, а также социогуманитарные исследования и технологии.
По материалам www.gazeta.ru
Фото с сайта www.atheismru.narod.ru
Комментарии