search
main
0

Вне закона, но в зоне доступа. Как защитить наших детей от вредной информации

В Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона №155209-5 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». О специфике законопроекта мы попросили рассказать заместителя председателя Государственной Думы Надежду ГЕРАСИМОВУ.

Проект федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» направлен на реализацию целей и задач государственной политики в информационной сфере, закрепленных в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Доктрине информационной безопасности Российской Федерации и статье 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Актуальность законопроекта обусловлена особой уязвимостью детей в условиях интенсивного развития новых информационных технологий. Документ носит межотраслевой характер, предназначен для единообразного, комплексного правового регулирования отношений, связанных с защитой детей от любых видов информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, публично распространяемой на любых видах носителей, в том числе электронных, учитывает положения и нормы федеральных законов «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О рекламе», «О средствах массовой информации» и сопряжен с ними.

Сложившаяся к настоящему времени агрессивная и бесконтрольная информационная среда оказывает на несовершеннолетних растлевающее и психотравмирующее воздействие, побуждает их к насильственному, жестокому, антиобщественному поведению, способствует усвоению ими криминальных норм и ценностей, совершению правонарушений и тяжких преступлений. Это подтверждается результатами многих социологических и криминологических исследований, в том числе опросом, проводившимся в 2004-2008 годах Академией Генеральной прокуратуры России. Если в 2004-м на вопрос: «Считаете ли вы, что кинофильмы и телевизионные передачи, изображающие насилие, жестокость и преступность, способствуют привыканию к преступности и антиобщественному поведению?» положительно ответили 34 процента опрошенных студентов, то в 2008-м – уже 67.

Из опрошенных в прошлом году старшеклассников каждый второй заявил, что подобные фильмы и телепередачи порождают злость, раздражение, агрессивность, способствуют привыканию к преступности и антиобщественному поведению, побуждают к насилию и жестокости в отношениях с окружающими. От 30 до 40 процентов школьников считают, что такая информация вызывает ощущение страха и незащищенности перед преступностью, служит образцом для подражания, формирует готовность к совершению преступлений. Каждый второй старшеклассник (56 процентов) назвал пропаганду насилия, жестокости, преступных ценностей и норм одним из наиболее значимых факторов, способствующих совершению подростками преступлений.

Выявлены нарушения прав несовершеннолетних при размещении рекламы, реализации аудиовидеопроизведений, журналов эротического и порнографического содержания. Нарушается запрет на пропаганду наркотических средств. Серьезный вред физическому и психическому здоровью детей причиняется нарушением нормативов при предоставлении им доступа к сети «Интернет» в компьютерных клубах и интернет-кафе. Кроме того, недостаточно обеспечена безопасность детской игровой среды.

Сложившемуся положению способствуют и существенные пробелы в законодательном регулировании на федеральном уровне правовых гарантий обеспечения защиты нравственности и здоровья детей при обороте информационной продукции. В России в отличие от многих стран мира отсутствует комплексный федеральный закон, регламентирующий отношения в этой области. Вне сферы правового регулирования остаются наиболее востребованные несовершеннолетними информационные продукты: компьютерные и электронные игры, зрелищные мероприятия. Законодательно не закреплены специальные требования к содержанию печатной и аудиовидеопродукции, предназначенной для разных возрастных групп детей с учетом их психофизиологических особенностей.

Предложенный нами законопроект опирается на общепризнанные международно-правовые и конституционные принципы, провозглашающие допустимость ограничения законом свободы получать и распространять информацию, если это необходимо в интересах национальной безопасности или общественного порядка, в целях предотвращения преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты прав детей.

При подготовке законопроекта были учтены международные стандарты обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, закрепленные в Конвенции ООН о правах ребенка, Европейской Декларации о свободе обмена информацией в Интернете, европейских конвенциях «О совместном кинопроизводстве», «О трансграничном телевидении», «О компьютерных преступлениях», приняты во внимание рекомендации Совета Европы, Директива о вещании ЕЭС, Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты, учтена практика Европейского суда по правам человека и современный зарубежный опыт законодательства, который, следуя рекомендациям Совета Европы, предусматривает уголовную ответственность за распространение среди детей вредной для них информации.

В основу законопроекта был положен конституционный принцип признания приоритета охраны прав и законных интересов ребенка, допустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральными законами и соблюдения запрета на введение цензуры

(ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Он не предусматривает предварительного согласования сообщений и материалов с должностными лицами, государственными органами или организациями.

Законопроект не регулирует отношения, связанные с оборотом информационной продукции, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено другими федеральными законами. Он закрепляет определения базовых, ключевых понятий в сфере информационной безопасности детей, позволяющие максимально сузить сферу субъективного и произвольного толкования норм закона при его применении, устанавливает дифференцированный правовой режим оборота двух видов информации:

– запрещенной среди детей (содержащей нецензурную брань; побуждающей детей к употреблению наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной или спиртосодержащей продукции, к занятию азартными играми, проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; провоцирующей ребенка на совершение действий, ставящих в опасность его жизнь и здоровье; обосновывающей или оправдывающей допустимость насилия и жестокости, уголовно наказуемых деяний и призывающей к их совершению; информации порнографического характера);

– ограниченной законом для распространения среди несовершеннолетних определенных возрастных групп (включая информацию, содержащую изображение или описание насилия, жестокости, преступлений и антиобщественных действий, способную вызвать появление у детей повторяющихся страхов, паники или внушающую им ужас, а также информацию сексуального характера).

Законопроект состоит из 6 глав и 25 статей.

В главе 1 «Общие положения» определена сфера действия закона, даны основные понятия, определены полномочия федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.

В главе 2 «Возрастная классификация информационной продукции и возрастные категории» определена возрастная градация:

1) «универсальная» – допускается без ограничений для оборота среди лиц любого возраста;

2) «до 6 лет»;

3) «с 6 лет»;

4) «с 12 лет»;

5) «с 16 лет»;

6) «с 18 лет» – не допускается для оборота среди детей.

В главе 3 «Требования к обороту информационной продукции в соответствии с возрастными категориями» определяется, как и где осуществляется маркировка информационной продукции, как и где размещается знак возрастной категории на ней, какие предъявляются дополнительные требования к распространению информационной продукции посредством радиовещания, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, к обороту информационной продукции категории «с 18 лет», отдельных видов информации.

В главе 4 «Экспертиза информационной продукции» определены общие требования к экспертизе, порядок ее проведения и выдачи экспертного заключения, а также правовые последствия проведения экспертизы.

В главе 5 «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью» определены органы государственной власти, которыми осуществляются полномочия в части их касающихся (Минобрнауки – применительно к обороту информационной продукции (учебники, учебная литература, учебные пособия); Минкультуры – применительно к обороту книгоиздательской и иной печатной продукции, не относящейся к средствам массовой информации, кино-, теле- и видеофильмов, а также информационной продукции, распространяемой посредством зрелищных мероприятий; Минкомсвязи – применительно к обороту информационной продукции, распространяемой с использованием средств массовой информации (Интернета или мобильной телефонной связи), а также к обороту электронных и компьютерных игр; Роспотребнадзор – применительно к реализации информационной продукции организациями розничной торговли и проката).

В главе 6 «Заключительные и переходные положения» определен порядок вступления в силу закона с 1 января 2010 года.

Одновременно мы предложили еще и проект федерального закона №155219-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Необходимо внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в три федеральных закона: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О рекламе» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Законопроект устанавливает дополнительные гарантии на информационную безопасность несовершеннолетних при распространении рекламы, в частности, вводится запрет на ее размещение в учебной литературе и сокращенный режим распространения рекламы в детских и образовательных теле- и радиопередачах. В законопроекте предусматривается увеличение расстояния до 500 м, в пределах которого не должна размещаться реклама алкогольной продукции, пива, напитков, изготавливаемых на его основе, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей вблизи детских образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных и других социокультурных учреждений.

Законопроект также предусматривает принятие органами государственной власти Российской Федерации мер по защите ребенка от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, содержащей порнографию в любой форме, в том числе в форме пропаганды.

Статья 4 законопроекта дополняет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новыми четырьмя статьями (6.16, 13.25, 13.26, 13.27), которыми устанавливаются новые составы административных правонарушений и меры административного наказания.

Считаю, что принятие предложенных законов повысит защиту прав ребенка на охрану физического и психического здоровья, духовное и нравственное развитие, будет способствовать оказанию помощи родителям в воспитании детей, их защите от негативной информации, а также предупреждению антиобщественного поведения несовершеннолетних.

Надежда ГЕРАСИМОВА

Защитят ли законы федеральные подростков от законов улицы? Фото Владимира МОРОЗОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте