Кто-то знает Леонида Клейна как журналиста и радиоведущего, кому-то, возможно, довелось посетить его лекции, однако до обретения относительной известности он работал обычным учителем. На протяжении двух с лишним десятилетий Клейн преподавал литературу в школе. Его книга «Бесполезная классика» – оригинальная попытка взглянуть на произведения из школьной программы по литературе под необычным углом.
Автор, если оценивать максимально широко, отвечает на вопрос, зачем нужен этот предмет в расписании уроков, зачем читать художественную литературу в принципе. Подобные вопросы иногда возникают в медиапространстве, их обсуждают. И правда, чему могут научить нынешних продвинутых детей «дремучие» классики, творившие в прошлом и позапрошлом веках? Да много чему! И не только детей, но и взрослых, стремящихся к саморазвитию. Клейн справедливо утверждает, что ответы на все важные жизненные вопросы «можно найти в культуре, в художественных произведениях», «культура – универсальный инструмент, позволяющий решать практически любые, даже самые приземленные и прикладные, задачи. Нужны лишь соответствующий настрой и определенные навыки». Такой настрой автор и создает.
Книга Клейна прекрасно структурирована: в начале каждого раздела вывод или обобщение, экскурс в историю. Далее литературные примеры, этот вывод объясняющие. Например, первый раздел «Стратегия и тактика» посвящен тому, как в восприятии читателя отражается положительный или отрицательный опыт персонажей книг. Так, «Война и мир» предстает перед нами в качестве «управленческого кейса», позволяющего «почерпнуть как минимум полезных лайфхаков», а как максимум понять, с помощью чего Лев Толстой сумел выстроить столь монументальное произведение. А далее анализ. Если говорить совсем просто, Наполеон и Кутузов изображены как менеджеры, руководители проектов. И это отнюдь не снижение образов, напротив, перевод их на современные рельсы, разговор о том, что они остаются вечными, их слова и поступки важнее и существеннее слов и поступков сегодняшних так называемых лидеров мнений. На примерах французского императора и русского полководца Клейн демонстрирует, каким должен быть руководитель, как он должен себя вести с подчиненными в разных ситуациях. Каждое положение неизменно подкрепляется обстоятельной цитатой. Порой даже возникает ощущение, будто читаешь остроумные заметки Клейна на полях «Войны и мира». Кто знает, может, книга так и создавалась… В той же главе присутствуют и другие любопытные примеры: думается, Элен Безухова (в девичестве Курагина), блестяще владеющая «искусством формирования общественного мнения», в наши дни наверняка смогла бы стать модным блогером.
«Левша» в книге Клейна становится историей бизнес-плана, приведшего к трагическим последствиям. В пьесах Островского – писателя, который задолго до остальных «начал исследовать влияние большого количества денег на человека», – автор рассматривает деловые стратегии купцов и приказчиков. Гоголевского Чичикова Клейн представляет как предпринимателя, рассуждая о его достоинствах в этой сфере. Здесь и гибкость в переговорах с «контрагентами», и умение вести маркетинговые исследования, и просчеты возможных рисков. Да-да, в «Мертвых душах» все это присутствует. И подзаголовок книги Клейна – «Почему художественная литература лучше учебников по управлению» – полностью оправдан. Читаешь с улыбкой, с восхищением, а ведь правда: в XХI веке в России вышло столько всевозможных бизнес-пособий на любой вкус и цвет, но при этом практически о том же самом почти двести лет назад в художественной форме рассказывал еще Николай Васильевич! Вот он – настоящий стимул не гнаться за модой, а перечитать «бесполезную» классику.
Помимо книг Леонид Клейн обращается еще и к классике отечественного и зарубежного кинематографа. В фильмах Эльдара Рязанова он тщательно изучает обеспеченных персонажей: Диму Семицветова из «Берегись автомобиля», Ипполита из «Иронии судьбы…», Самохвалова из «Служебного романа»… Какой символ успеха их объединял? Советская история 1960-1970‑х подсказывает правильный ответ. Конечно, машина давно уже перестала быть роскошью, но тогда последняя модель «Москвича», а лучше «Волги» многое говорила о своем владельце и его качествах. Обращается автор и к несколько подзабытому ныне фильму «Успех» Константина Худякова. На его основе Клейн выстраивает мастер-класс для человека, которому предстоит возглавить уже сложившийся коллектив, и рассказывает, как не допустить ошибок, способных привести к конфликтам, как общаться с неформальным лидером коллектива и в конечном счете стать по-настоящему хорошим начальником. Есть в книге и отдельная часть под названием «Коммуникации», где представлены фильм «12 разгневанных мужчин» и хрестоматийный рассказ «Срезал» Василия Шукшина о «деревенском тролле» Глебе Капустине. Замыкает же «Бесполезную классику» лирический «бонус» с размышлениями о «ключевых показателях эффективности поэтического творчества».
Как видим, при желании в классике можно отыскать все, что душа пожелает. Меняются лишь понятия. Остальное вне времени.
Леонид Клейн. Бесполезная классика. Почему художественная литература лучше учебников по управлению. – М. : Альпина Паблишер, 2021.
Комментарии