Сегодня смартфоны, планшеты – это продолжение наших возможностей. Это устройства, без которых многие аспекты жизни, учебы, работы, путешествий и комфорта просто недоступны. А если мы соглашаемся с обязательным наличием гаджетов во взрослой жизни, то почему мы должны по-другому воспитывать подрастающее поколение? Наши дети с двух лет могут пользоваться интересующими их простыми функциями в смартфоне родителей, с 5 лет у многих появляется собственная техника, а 7-9-летние не обходятся без девайса ни дня. «Я там живу», – говорят они…
В любой московской школе интернет-среда давно стала неотъемлемой частью современного урока, и учителя не могут не учитывать этот факт в повседневной педагогической практике. Освоение интернет-технологий – базовая компетенция учителя. Сегодня школа живет в веке инноваций.Некоторое время назад мы понемногу начали использовать планшеты вместо тетрадей. Смарт-доски вместо меловых досок. Сценарии уроков вместо бумажных конспектов. Дальше больше. Учебный год начался со знакомства с электронной панелью, ставшей на уроках незаменимым помощником. Оказалось, что панель вмещает в себя и библиотеку материалов, и медиаформат уроков, и свободный доступ к Интернету, и возможность сохранять все важное (с комментариями учителя и ученика).Нет, мы, конечно, и раньше посещали онлайн-библиотеки, составляли презентации, искали наглядный материал на бесконечных просторах Яндекса. Но сегодня система, отвечающая современным вызовам общества, – это Московская электронная школа.Знали, что привычные доски заменит новое оборудование. Ждали с нетерпением и интересом, но такого эффекта не предполагали: мы увидели в своих кабинетах просто огромные (как тогда показалось) интерактивные панели, которые, по сути, являются планшетами.По словам учителей математики, к новому отнеслись настороженно. Возникло много вопросов: а можно ли уместить все решение сложной алгебраической или геометрической задачи на панели? Чем эта панель отличается от мультимедийной доски? Что нового можно внести в урок? Будет ли ученикам интересно?Учителя русского языка и литературы спрашивали: «А как же наши конспекты, написанные долгими зимними (и не только) вечерами, а наш раздаточный материал, так необходимый на уроках русского языка, а художественная литература, когда в каждой книге карандашиком аккуратно отмечены темы, идеи, элементы сюжета и портреты героев?»Но первый опыт работы с интерактивной панелью вызвал восхищение. Отпали сомнения у учителей математики, как только освоили графический редактор. Мало того что панель имеет бесконечную поверхность работы, решение не только не теряется, но и его можно сохранить в памяти. Эта функция удобна для решения задач повышенного, углубленного уровня. Графический редактор отличается яркостью, контрастностью, удобным инструментарием, мгновенным переходом от одной формы работы к другой (и не надо мокрой тряпкой возить по доске, а потом еще ждать, пока она высохнет).Очень быстро мы поняли, что интерактивная панель – это не только четкая и яркая подача информации, не только экран для просмотра художественных и учебных фильмов.Интерактивная панель – это педагогический инструментарий, предоставляющий новые возможности в образовательном процессе.Вот здесь в полной мере и реализуется словосочетание «сценарий урока». Сценарий урока отличается от плана урока. Нет, конечно, тема и цели остаются. Учителя конструируют урок из исходных элементов, выстраивая целостное новое знание. Только тогда сценарий урока будет являться тем катализатором, который изменит сами подходы к организации и содержанию учебного процесса, а внимание к каждому элементу урока естественным образом повысит качество итогового продукта – самого сценария урока – и сделает обучение более динамичным.И это в корне изменило подход учителя к процессу подготовки к уроку и одновременно оказалось непростой задачей: не хватало самого главного – мультимедийного, если хотите, мышления и технического навыка.Большую помощь оказывают сотрудники Департамента информационных технологий и Городского методического центра, которые каждому учителю отдельно открыли и показали сам конструктор электронного урока, принцип работы с ним, внимательно выслушивают пожелания учителей и стараются воплотить их в жизнь.А вот изменить мышление учителя – задача непростая, индивидуальная, но вполне решаемая.Например, один из первых сценариев урока русского языка был составлен и проведен по правописанию безударных гласных. И вдруг оказалось, что вместо пяти скучных и однообразных упражнений успели с удовольствием выполнить 28 (да-да, не удивляйтесь!), да еще и разноуровневых. А с каким восторгом дети освоили интерактив, перемещая буквы и проверочные слова! Как нравится писать на панели в режиме комментария – прямо поверх текста! В течение одного урока успели проговорить, выполнить, проверить такое количество заданий, что просто дух захватывало от такой динамики урока!Как работал раньше учитель? Конспект отдельно, презентация отдельно, проверочная работа отдельно, а еще инструментарий, модели и… Теперь один большой электронный портфель, в котором не только материал одного учителя, но и возможность использовать методические наработки всех учителей Москвы. Не только личный – всех учителей Москвы, работающих на электронной платформе. Электронные материалы всегда доступны в библиотеке материалов электронной панели. Теперь нет так знакомой всем проблемы с потерянной или сгоревшей флеш-картой.Создавать сценарии урока и интересно, и ответственно. С каждым днем общегородская платформа образовательных электронных материалов пополняется новыми сценариями уроков, прошедшими экспертизу методистов Городского методического центра, то есть со знаком качества. Московская электронная школа объединила методику и творчество учителей Москвы, дала возможность учиться друг у друга. Цель у всех одна – качественное образование московских школьников.Распределение информации в ходе урока между различными источниками (электронной панелью, планшетом учителя и ученика) дает возможность учителю управлять процессом и при необходимости корректировать данные. Это заметно интенсифицировало учебный процесс. Именно проект «Московская электронная школа» позволяет учителю организовать оперативное получение учеником необходимой и актуальной информации по теме урока, а учителю также оперативно определять через систему тестирования усвоение контролируемых элементов содержания образования.Учителя с интересом составляют сценарии по русскому языку, по литературе, по математике – по всем предметам, активно пользуются электронной библиотекой, не носят в школу и из школы методические пособия – а зачем, если все есть в электронной панели?Нельзя не учитывать и тот факт, что, используя технологии Московской электронной школы, учим ребенка правильно работать с ресурсами Интернета – фильтровать потоки информации, выбирать авторитетные источники, использовать их в своей работе. Воспитываем медиаграмотную, медиакультурную, медиапродвинутую личность.Все реже и реже слышим слова «убрали телефоны», а наоборот – «приготовьте телефоны – у нас новый вид работы». Когда подросток чувствует, что его личная повседневная жизнь сливается со школьной, его день больше не делится на до и после школы, когда его интересы слышат и поддерживают учителя, когда не идет отрицания того, что ему понятно и нравится, – это может работать во благо! Учитель становится не просто наставником, воспитателем, а товарищем и тьютором в мире технологий и Интернета, помогает формировать новую культуру, которая столь необходима человеку в информационном обществе. Учитель – это модератор, первый помощник, поддержка в образовательном процессе, но в то же время нельзя отрицать, что подростки куда быстрее осваивают технологии, чем многие учителя, поэтому ситуация взаимного обучения, взаимопомощи учит и воспитывает обе стороны быстрее, чем просто трансляция прямого знания.Спустя некоторое время учителя поймали себя на мысли, что ни разу не открыли дверцу шкафа и не достали бумажные пособия, а пластиковую доску используем только как стенд для демонстрации творческих работ учеников. А с использованием документ-камеры возможна демонстрация творческих работ школьников, документов «в прямом эфире», то есть сразу, быстро и на весь экран. Одним словом, красота и удовольствие!..Учителям нравится быть режиссерами своих уроков, нравится составлять интерактивные задания, нравится быть технически грамотными, нравится накапливать банк уроков и спрашивать друг у друга: «А сколько уроков у тебя приняли на конкурс?» И маленькая зеленая кнопочка, которая горит в правом верхнем углу над сценарием, приветливо мигает и говорит, что ты сегодня еще раз молодец – и урок принят в общегородскую платформу, что им смогут пользоваться другие учителя и кому-то он, возможно, пригодится в повседневной работе.Сам урок получил новую динамику, стали замечать, что плотность урока привела к уменьшению времени на изучение одного и того же материала, появилась возможность больше уделить внимание практическим задачам, проектной деятельности.Авторы проекта «Московская электронная школа» предложили отличную технологию, и учителя не просто приняли, а с каждым разом открывают всё большие возможности. Это и есть главный показатель освоения и понимания значимости проекта для работы самого педагога, для результативности учащихся.Не перестает удивлять, насколько ученики воспринимают появление технического чуда в школе как должное. Неоднократно обращали внимание, что детей это не поражает, а скорее вдохновляет и дает новые возможности. Вот учащиеся и стремятся составлять сценарии уроков. На 24 апреля в школе заявлен смотр-конкурс сценариев уроков, созданных учениками.Но и старшее поколение не остается в стороне. И вот за партами ученики в возрасте от 11 до 80+. Тема урока – «День Победы». Но урок для ребят со своими бабушками, дедушками касался не только истории. Математика помогла выяснить процентное соотношение армий, а с помощью правил пунктуации восстановили диалог из воспоминаний русского танкиста.Урок прошел успешно; все помогали друг другу. Дети с удовольствием показывали взрослым особенности современных уроков, развеивая мифы о недопонимании старшим поколением возможностей современных гаджетов. Взрослые активно работали на планшетах и интерактивной панели, очень быстро освоив и почувствовав удобство использования такого инструмента на занятиях.Несмотря на разный возраст «учеников», все задания выполнены, навыки и компетенции отработаны. Занятие действительно получилось вне возраста и вне предмета.Несколько отзывов наших «учеников»:- Урок получился интересным, увлекательным, а планшет ученика и электронная доска помогают делать урок динамичным и красочным, – поделилась своими впечатлениями бабушка ученицы 5-го класса И.В.Давыдова.- С помощью внука я прошла тест прямо на планшете! Главное, что можно сразу получить результат, – с восторгом говорит С.П.Котова, бабушка ученика 5-го класса.- Московская электронная школа открывает новые горизонты! – уверена А.В.Качкаева, прабабушка ученика 7-го класса.Наличие персональных гаджетов дает возможность спокойно провести урок в любом кабинете школы, прийти на любой урок-замещение без стопки тетрадей и пособий, выйти в парк «Тропарево» вместе с детьми и провести урок на природе – планшеты и интернет-трафик позволяют это сделать.Московская электронная школа стимулирует учителей на создание интегрированных курсов, направленных на углубление содержания, удовлетворение запросов учащихся, формирование целостной картины мира, взаимосвязи событий, явлений, фактов, теории, а также осуществление метапредметности. И поэтому образование педагогических команд учителей (на параллель, на уровень образования) – процесс естественный. Усиливаются взаимозависимость и сплоченность педагогов для достижения главной цели – эффективности образования, а значит, повышается уровень педагогического мастерства, потребности в использовании передовых технологий, уровень предметных и личностных компетенций учителя на фоне здоровой конкуренции. Эти и многие другие задачи решает проект «Московская электронная школа».Евгений КИМЕРИС, Анастасия СТРЕЛКОВА, учителя истории и обществознания школы №1995
Комментарии