Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Вначале были роботы. Читать, писать и изобретать нужно учиться одновременно

Учительская газета, №01 от 6 января 2015. Читать номер
Автор:

Девятиклассники нижегородского лицея №82 Александр Юрченко, Александр Захаров, Александр Шумский, Михаил Мазенков, Евгений Тыркалов и Вячеслав Сироткин – изобретатели и конструкторы со стажем. Друзья начали заниматься робототехникой в 5-м классе, когда перешли в один из лучших нижегородских физико-математических лицеев из общеобразовательных школ Сормовского района.

Первым совместным проектом одноклассников был «Лифт» из «Лего», управляемый специальной программой NXT. Лифт работал не на обычных тросах, а перемещался вверх и вниз с помощью колес. Это изобретение было представлено на выставке в нижегородском ярмарочном комплексе.В лицее №82 техническому развитию учеников уделяют особое внимание. Углубленная физика и математика – это само собой, а еще – возможность дополнительно изучать конструкторское дело. Направление «Робототехника» развивается в лицее вот уже восьмой год. Для занятий привлекаются преподаватели учреждений-партнеров: Поволжского центра аэрокосмического образования, Нижегородского государственного университета им. Лобачевского, Нижегородского государственного технического университета им. Алексеева, Нижегородского института информационных технологий. Лицей имеет собственное технологическое оборудование на платформе «Лего» и кадровый резерв для развития одного из самых перспективных направлений дополнительного образования. И результаты не заставили себя ждать – причем не только у старшеклассников. Даже учащимся четвертых классов всего за год занятий удается выйти на высокий уровень. В этом году, например, они приняли участие во всероссийских соревнованиях «РобоФест» в Москве.Об этом нам рассказала заместитель директора лицея по учебно-воспитательной работе Наталья Юрьевна Варгина:- Очень важно, что у ребят есть возможность осуществлять свои разработки на базе Поволжского центра аэрокосмического образования. Там у них есть свои кураторы, научные руководители, которые активно помогают в проектировании: Александр Сергеевич Смирнов, Светлана Александровна Чуваткина, Ирина Валерьевна Тузикова – руководитель и идейный вдохновитель центра. Отдельно хочется сказать о тренере Денисе Владимировиче Степанове, папе одного из ребят, освоившем роботов вместе со своими детьми.А вообще робототехника – обширное понятие. На олимпиадах ребята могут представить свои работы в разных номинациях. Например, в «Кегельринге» и «Сумо» роботы соревнуются в нескольких спортивных состязаниях. Это немного ограничивает воображение, так как главная задача здесь – любыми способами побороть своего противника. Мне кажется, что наиболее интересная категория – творческая, где участники представляют роботов, выполняющих определенные действия. Жюри оценивает не только количество общественно полезных функций, но и сложность разработанной для робота программы. И тут полет фантазии практически не ограничен.Трое Александров и Михаил тоже предпочитают работать в творческой категории. Из всех своих проектов, связанных с роботами, ребята выделяют два наиболее интересных. Первый – робот-исследователь – был представлен два года назад на «РобоФесте» – Всероссийском конкурсе по робототехнике.- Его «фишка» в том, – объясняют мальчики, – что он мог почти везде пройти благодаря гусеницам и управлялся по сети Bluetooth. Мы представили его на конкурсе и заняли 3-е место.На данный момент молодые конструкторы занялись проектной деятельностью, не связанной с робототехникой. Их новая разработка – бумага из переработанных сухих листьев и пластиковых бутылок, представленная год назад на ГТО – городской технической олимпиаде.- Наша идея – использовать как можно больше материалов, которые человечество пока еще не научилось рационально применять в деле, – рассказывает Саша Юрченко. – Например, замещать часть производимой по обычной технологии бумаги из целлюлозы, тем самым сохраняя деревья от вырубки. Конечно, в домашних условиях мы не можем перерабатывать пластик. Поэтому наши экспериментальные заготовки делались только из листьев. Их ведь все равно сжигают, а мы придумали, как из этих материалов делать полноценную замену бумаги. На данный момент заготовки больше похожи на картон, но он отлично подойдет в качестве обложек для книг. Технология изготовления достаточно продолжительная, но несложная: мы взяли пачку макулатуры и размочили ее в перекиси водорода. Охапку листьев смешали с отбеливателем, перемололи, развели водой и добавили крахмал. Полученную массу необходимо хорошенько просушить. Последняя операция занимает порядка двух недель. Чтобы получить гладкую поверхность бумаги, в промышленных условиях требуется машина пониженного давления. Мы сейчас работаем над этим и готовим установки.Свое ноу-хау ребята продвигали на мероприятии мирового уровня – Google Science Fair. Кстати, учащиеся лицея №82 второй год подряд выходят в финалисты этого серьезного мирового состязания. Что, конечно же, не случайность, а результат большой работы педагогического коллектива.Естественно, сам собой напрашивается вопрос: есть ли среди родителей ребят инженеры-конструкторы, изобретатели-рационализаторы? Оказалось, что у Саши Юрченко бабушка до недавнего времени проектировала здания, а у Саши Захарова дедушка работал инженером. Именно он и поощряет увлечение внука конструированием. А Женя Тыркалов на соревнованиях роботов выступает в команде со своим папой. Однако в полной мере способности мальчиков к изобретательству проявились и окрепли именно в лицее, и это говорит о многом.- Что вам дают ваши исследования и разработки? – спрашиваем ребят.- Удовольствие – это основное. К удовольствию нередко прилагается некий материальный бонус. Например, путешествия. Нас приглашают на научные мероприятия в разные города – это дает возможность одними из первых узнавать самую свежую информацию в интересующей нас сфере. Из таких поездок мы всегда возвращаемся с новыми идеями.В традициях лицея – преемственность поколений, уже второй год подряд девятиклассники выступают в роли тьюторов (наставников) – помогают младшим школьникам на занятиях робототехникой в реализации их первых самостоятельных проектов.Насчет будущего никто из друзей пока не может сказать ничего определенного, что и неудивительно – ведь они девятиклассники. Михаил уверен, что и через несколько лет будет также заниматься робототехникой. Возможно даже, это будет основным или дополнительным средством заработка. Александры же, напротив, утверждают, что хотят посвятить себя более творческим и разнообразным проектам. Саша Юрченко хотел бы серьезно заняться фотографией и снимать, например, свадьбы. Но зато все шестеро точно знают, что их будущий факультет в высшем учебном заведении будет техническим.В творческом багаже «великолепной шестерки» уже не один десяток успешных выступлений на олимпиадах и соревнованиях разного уровня: ГТО, ШКАП, «РобоФест», World Robot Olympiad, Google Science Fair. Нам остается пожелать ребятам удачи в их последующих совместных работах. Кто знает, может, уже через несколько лет мы услышим о них как о молодых ученых-исследователях мирового уровня.​Яна ЧАПУТИНА, Вера КОСТРОВА, Нижний Новгород


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту