search
main
0

Вместо выразительной речи – треп. А вам слабо просклонять 15945807 овец?

Понижение проходного минимума ЕГЭ по русскому языку в этом году до унизительно низких 24 баллов еще долго будет обсуждаться в средствах массовой информации, в педагогическом сообществе и неравнодушной общественностью. И, пожалуй, главный здесь вопрос: как мы со всей своей великой русской литературой дошли до этой поистине роковой черты?

Объяснение, что, мол, подростки сейчас не читают ничего, кроме куцых эсэмэсок и убогой переписки в Интернете, – это только половина или даже треть правды.А какую речь они слышат в передачах радио и телевидения, которые в доброе старое время (всего четверть века назад!) были сферой звучания правильной русской речи? Речь звучала и… учила всех нас! А что сейчас? Стиль и культура речи некоторых главных гостей малаховской «Пусть говорят!» или свободных в общении и очень уверенных в себе обитателей «Дома-2» удручают, но с ними все ясно: такой формат. А вот как владеют навыками правильной русской речи сами ведущие на радио- и телеканалах? Их профессиональный уровень (а высокая культура речи – это главное качество данной профессии) сейчас скорее исключение, чем правило. Многие «говорящие» журналисты – среди них есть и довольно известные – легко заменили выразительную русскую речь вольным трепом, стебом. Видимо, чтобы стать ближе к простой аудитории. К тем людям, которые не отягощены ни хорошим знанием языка, ни закрепленными навыками правильного использования речевых оборотов. И это, кажется, стало своего рода модой, трендом, как сейчас говорят.Сейчас можно говорить и о таком феномене, который я бы назвал «введение в речевую норму многократно повторенной речевой несуразности». Объясню, что имею в виду. Первый канал Всероссийского радио утром 30 июля вещает: «На одном из круглых столов рассматривалось предложение о повышении возрастного ценза при продаже алкогольных напитков». Не лучше ли было: «На одном из заседаний, проходившем за круглым столом, рассматривались вопросы…»? А ведь раньше так и говорили! Потом кто-то сказал упрощенно, его не исправили и вскоре привыкли! А далее пошло-поехало: «Эта ситуация будет обсуждена на правительстве», «На Госкомитете по ценам разгорелись настоящие дебаты» и т. д.Каждый раз, начиная работать в своем новом первом классе, я подробно объяснял детям разницу между словами «цифра» и «число»: «Цифра – это знак, обозначающий число. А «число» – это понятие, обозначающее количество. С помощью чисел мы можем считать предметы». А далее объяснял, что при записи однозначных чисел мы используем по одной цифре, а при записи многозначных чисел – две и более цифры. Теперь вот думаю, зачем я детям голову чепухой забивал?! Ведь они сейчас регулярно слышат : «45 центнеров зерна с гектара! Такой высокой цифры добились лучшие комбайнеры этого фермерского хозяйства в нынешнюю уборочную страду», «В России зарегистрировано уже 110 тысяч беженцев с юго-востока Украины, и эта цифра продолжает расти». Забыли, что при записи числа 110000 используется 6 цифр. И расти может не цифра, а число.В паре глаголов «надеть – одеть» в последние годы, видимо, окончательно победил глагол «одеть». А ведь по нормам классической лексикологии, которые довольно легко запомнить в силу их простоты, надеть можно что-то, а одеть – кого-то: «Борька надел теплую куртку и побежал во двор играть в снежки с ребятней», «Медсестра долго одевала больного старика, который ей никак не мог помочь». Кстати, заметил, что глагол «одевать» в случаях своего неправильного применения «гуляет» еще и в кинофильмах, а также спектаклях последних лет. Причем так говорят вполне интеллигентные с виду люди.Отдельная песня – склонение числительных. Как их только не мучают, в смысле склоняют! Помните, как широко на рубеже двух тысячелетий обсуждался вопрос, какой год считать первым годом нового тысячелетия – 2000-й или 2001-й? К счастью, определились. Но ведь до сих пор на радио и телевидении даже журналисты, не говоря уже о политиках, продолжают говорить: «До двухтысячи десятого года», «в двухтысячи тринадцатом году»… Объективности ради надо сказать, что даже у вполне способных в русском языке, начитанных людей навык склонения числительных не всегда отработан и закреплен. Когда я получал свое второе высшее педагогическое образование в Ставропольском пединституте, помню, очень удивил своего преподавателя русского языка тем, что уже в ходе первичного тестирования по теме практически не делал ошибок. Более того (не поверите!), прогоняя эти «сотни миллионов» и «десятки тысяч» от именительного до предложного падежа, я получал настоящее удовольствие. И был очень горд, когда преподаватель сделала меня, «иностранца», изучавшего русский язык только в школе, после окончания которой тогда прошло 16 лет, кем-то вроде консультанта по этому разделу предмета для моих сокурсниц, только что окончивших педагогические училища.А все объяснялось просто. У меня и моих одноклассников в далекие теперь 60-е годы был уникальный учитель русского языка и литературы – Майя Георгиевна Хлопкова. Теперь я понимаю: она и язык знала досконально, и преподавала его нам любовно и трепетно.Именно благодаря ей на всю жизнь запомнили мы знаменитую неправильно построенную фразу из чеховского рассказа «Жалобная книга»: «…Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин». Прошло уже больше ста лет, а количество людей, которые уверены в том, что шляпа может и «подъезжать к станции», и «глядеть в окно», увеличилось в разы! Вот мы слышим и читаем повсюду: «Прочитав письмо, ко мне сразу вернулись воспоминания о том дне», «Войдя в комнату, ему стало очень плохо», «Роясь в ящиках, им не попалось ничего из того, что могло бы их заинтересовать» и т. д. А ведь надо-то по-другому: «Когда я прочитал письмо, ко мне сразу…», «Войдя в комнату, он почувствовал себя…», «Роясь в ящиках, они не нашли…» Всего-то и нужно было запомнить из школьного курса, что деепричастный оборот в таких предложениях сочетается с личными местоимениями в именительном, а не каком-либо другом падеже: не «мне», а «я», к примеру.А как вы относитесь к вошедшему в речевой обиход словосочетанию «нежели чем»? Часто приходится слышать такое: «Сегодня отдых за рубежом становится более популярным, нежели чем в родном Отечестве». Раскройте Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова! Там черным по белому написано: «Нежели» – союз (устар.). То же, что «чем». Учителя старой школы, кажется, называли такое одновременное использование устаревшего и современного слов маслом масляным.Пессимист скажет: «Речь наша, особенно молодежи, засорена окончательно, положение не исправишь». И, возможно, он будет прав.Попытаюсь быть оптимистом. А что, если ввести в школе, нет, не спецкурс (это потребует особой программы, подлежащей многоступенчатому утверждению и поиску дополнительного часа), а хотя бы факультатив, на который раз в неделю приходили бы ребята, сохранившие интерес к живой и правильной речи? Формулировка темы занятия не должна дублировать официальные названия тем учебника. Она должна звучать весело! Не «Точное использование деепричастных оборотов в речи» или «Склонение числительных». А, например, так: «Сидя у окна, проехала карета», «Зачем Вася одел куртку и надел дедушку?», «А вам слабо просклонять «15945807 овец»?».Занятие, проведенное в непринужденной манере с беззаботным проговариванием «речевых неправильностей и несуразностей» и в совместном (может, и не всегда простом) поиске правильной речевой формы, думаю, заставит ребят почувствовать вкус к хорошему русскому языку.И не надо заманивать участников факультатива четвертной пятеркой в классном журнале! Обещание предоставить возможность выступить с собственным рефератом перед одноклассниками значительно престижнее.А пока всем нам, учителям, родителям, ученикам, думаю, должно быть стыдно. Перед Львом Толстым и Прилепиным, перед Чеховым и Твардовским, перед Лермонтовым и Высоцким. А еще перед дедом, который, имея три класса церковно-приходской школы, знал наизусть многое из Александра Пушкина, Николая Некрасова, Демьяна Бедного и Ивана Крылова.Кстати, самые активные и настойчивые спасатели речевой культуры могли бы награждаться свидетельством или знаком «Лучший речевой эколог школы». Как-то же надо остановить процесс массового появления в нашей жизни Эллочек-людоедок!​Владимир ГАЛЬЦЕВ, учитель английского языка и начальных классов, Ессентуки, Ставропольский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте