search
main
0

Вместо собаки – томагочи. Взрослые сами загоняют детей в виртуальный мир

Было около 11 часов утра, когда я заглянула в ближайшее к дому интернет-кафе. Зал был заполнен подростками, мне с трудом нашли свободный компьютер. Ребята увлеченно крошили в капусту каких-то монстров, немногочисленные юные пацифисты резались в виртуальный футбол и «болтали» друг с другом в чатах. День был будний. «А ты почему не в школе?» – спросила я соседа лет 14, увлеченно сражающегося с каким-то скелетом на экране. «А у нас вторая смена», – не моргнув глазом ответил он.

Как заметил после один из работников компьютерного клуба, если судить по количеству подростков, проводящих утренние часы в интернет-кафе, вторая смена есть чуть ли не в каждой московской школе. Что, понятно, далеко от истины. Ни для кого не секрет, что ребята просто банально прогуливают школу. Но работники компьютерных клубов вполне удовлетворяются ответом про вторую смену, деньги-то надо зарабатывать, а подростки – самая прибыльная часть пользователей интернет-кафе. Только деньги дети берут у родителей, не гнушаясь порой и кражами. Фактически мы имеем дело с компьютерной зависимостью, схожей отчасти с наркоманией. Общее здесь – это крайняя вовлеченность в процесс, человек не может думать ни о чем другом, кроме как о «дозе» машинного времени. У него начинаются проблемы с общением – ему уютно только в компании с компьютером. Разница же в том, что в случае с «компьютерным помешательством» не возникает химической зависимости, только психологическая. Однако излечению этот вид мании поддается, по мнению психологов, очень непросто. Довольно часто нужна психокоррекция. Всего же существует три стадии зависимости, две из которых в принципе совершенно безопасны, разве что иногда они способны привести к третьему виду компьютерной мании.

Первая стадия – это увлеченность. Замечу, без увлеченности нельзя стать профессионалом ни в одном деле, а на играх, как известно, ребенок обучается быстрее. Кстати, в практике обучения менеджеров, аудиторов, следователей, бизнесменов деловые компьютерные игры уже давно стали обычной формой проведения занятий. Мир игр увлекает. С помощью игровых обучающих программ дети легче усваивают школьные знания. Важно, чтобы ребенок не перезанимался с машиной. Если у него начинают уставать глаза, он плохо спит, становится излишне нервозным, – родителям стоит постараться ограничить время работы за компьютером, сам о себе ребенок позаботиться не может.

Вторая стадия – привязанность. Здесь также нет ничего плохого в том, что ребенок привык к любимой игре, точно так же, как в раннем детстве он не мог никуда пойти без игрушечной собачки или безухого плюшевого мишки. Именно эта категория подростков обычно называет себя компьютерными фанатами, или геймерами (от английского «game» – игра), хотя в действительности они таковыми вовсе не являются. Эти ребята, как правило, неплохо знают английский (в том числе благодаря и компьютеру), довольно сносно учатся, строят серьезные планы на будущее.

И, наконец, третья стадия – уже непосредственно зависимость. Ребенок надолго вязнет в виртуальном мире, где не надо каждый день ходить в школу, учить уроки, где нет проблем, а все беды разрешаются одним нажатием кнопки. И вот это уже серьезно, так как в виртуальном мире такой ребенок – хозяин положения, там ему все дозволено. Понятно, что у каждого могут быть комплексы и подавить их бывает достаточно непросто, а, побеждая монстров, ребенок чувствует себя сильным и смелым. И здесь не было бы ничего дурного, а даже, напротив, кабы не одно «но» – если в виртуальном хоккее паренек играет круче Буре, а в реальной жизни даже на коньках не стоит, если в виртуальных поединках он отправляет одного монстра за другим в глубокий нокаут, а в школе не может пробежать круг на уроках физкультуры, то комплексы его будут только увеличиваться, расти и накапливаться. В результате подросток начнет жить исключительно в компьютерном мире, избегая всякой встречи с реальностью. И компьютер засасывает его, точно болото, и вот он уже не может отличить, где реальность, а где нет. Сынишку моих знакомых однажды сбила машина, к счастью, не насмерть. Водитель успел вильнуть в сторону и задел паренька лишь по касательной. После пострадавший признался, что прекрасно видел летящий на него автомобиль и времени отскочить на тротуар у него было предостаточно, но он шагал себе спокойно навстречу столкновению потому, что… в запасе у него еще куча жизней, одну потеряет – не беда, еще пять останется. После этого случая он точно опомнился и с компьютером теперь общается более осторожно.

ловом, в случае с компьютерной зависимостью, если, конечно, не прибегать к столь радикальным методам излечения вроде вышеизложенного, иногда без профессиональной помощи психолога не обойтись. Возвращать ребенка в реальность нужно постепенно и ни в коем случае не лишать его возможности поиграть – не весь день, конечно, но хотя бы часок. Еще психологи советуют родителям попробовать попросить ребенка помочь им выполнить какую-нибудь несложную работу на компьютере, например, набить таблицу или некий нужный вам текст. Как показывает практика, дети с удовольствием соглашаются помочь родителям и даже хвастаются этим перед своими одноклассниками.

И вот тут мы подходим к очень важной теме – к страху родителей перед компьютером, страху, который еще более углубляет пропасть между отцами и детьми, что существовала (справедливости ради это следует признать) всегда, но еще никогда не была столь серьезна. Родителям кажется, что компьютеры крадут у них детей. Вот они уже все свое время проводят в какой-то Сети. И говорят уже на непонятном языке («чаты», «сайты», «провайдеры»). И возвращать их в реальный мир приходится чуть ли не силком.

Но разве впервые дети уходят в миры, непохожие на мир взрослых? Разве любая детская игра, или веселая приключенческая книжка, или просиживание у телевизора, что было в нашем детстве, – разве все это уже не есть мир виртуальный, выдуманный? И разве тогда родители были довольны, что мы проводим все свое свободное время на улице или у телевизора? У моей школьной подруги отец, дабы пресечь ее телеманство на корню, вытаскивал, уходя на работу, из телевизора предохранители и ставил их, когда возвращался домой, наивно полагая, что его ребенок занят какими-то иными делами. Ему и в голову не пришло, что она просто купила запасные предохранители и ставила их, стоило родителям выйти за порог. Как это похоже на современную маму, которая, пытаясь контролировать двух своих мальчишек, уносит всякий раз на работу клавиатуру от компьютера, не предполагая, что ее дети давно уже приобрели «запаску». И для них подобная игра с мамой в кошки-мышки в сто раз интереснее, чем если бы она просто взяла бы с них честное слово долго не просиживать у компьютера. Запретный плод, как известно, всегда слаще.

А сколько говорилось о необходимости избавить детей от «влияния улицы»! Компьютер фактически это сделал. Но разве вина детей или компьютера в том, что дома детям становится скучно без электроники? Возможно, это звучит жестоко, но именно родители виноваты в том, что их ребенок с головой погружается в виртуальный мир и ему там уютнее, чем в реальном мире взрослых. Так что, если хотите вернуть ребенка к настоящей жизни, прежде всего нужно измениться самим и понять, почему сыну или дочке интереснее общаться с «железкой», чем с вами. Воспитание ребенка должно быть гармоничным, он должен развиваться и духовно, и физически, и социально. Купив компьютер, необходимо проследить, чтобы ребенок не слишком долго просиживал за ним. Поставьте на монитор необходимые средства защиты от излучения. Чтобы ребенок не увлекался какими-нибудь порносайтами (а почему-то именно туда он заглядывает в первую очередь), знающие люди советуют поставить так называемые родительские коды. Что же касается компакт-дисков с записями игр, то на отечественных упаковках иногда указывается, для какого возраста предназначена игра, но, как правило, это просто совет производителя. Что же касается игр иностранного производства, то здесь можно ориентироваться на специальную маркировку, проставленную на дисках и указывающую, с какого возраста можно играть в эту игру. Выглядит она как указание возраста со знаком + или надписью «and up». На Западе существует группа высококвалифицированных экспертов, которая составляет перечень визуальных объектов, приписывая каждому определенный возраст просмотра. Например, «13 +», что значит – игра предназначена детям от 13 лет и выше. Так что родители, когда берут в руки компакт-диск, могут себе четко представлять, подходит он по возрасту их ребенку или ему еще рановато в нее играть.

онечно, компьютер увлекает и отвлекает: интернетовские знакомства, игры, поиск информации – интересной, но далеко не всегда нужной. Однако разве это повод для того, чтобы проклинать компьютеры и держать своего ребенка подальше от их мира? Увлечься сверх меры можно чем угодно, но если мы будем говорить детям, что компьютер их враг, то в итоге они будут прятаться в мир компьютера от нас. Так, может, просто надо контролировать содержимое интернета, качество тех игр, что хранятся в нем? Без игры ребенок расти не может. Он познает себя и мир в игре. Надо просто правильно подбирать игры. Если они учат насилию и агрессивности, то их следует избегать, если же они развивают смекалку, реакцию, учат предвидеть отдаленные последствия своих шагов, то пусть такие игры придут к детям. И не стоит ссылаться на то, что на компьютерном рынке преобладают игры с насилием. На книжном рынке тоже полно макулатуры, но это же не повод, чтобы закрыть все библиотеки. Компьютерный мир разнообразен. И, как в свое время заметил один из героев Стругацких, одной и той же ручкой можно написать «Войну и мир», а можно кляузу на соседа. Ручка тут совершенно ни при чем.

По мнению сотрудника социологического института РАН Эдуарда Кочеткова, все зависит от психологического климата в семье подростка, в школе, где он учится. У молодых людей, сутками сидящих пред экранами мониторов, он, как правило, неблагоприятный. Причем их родителями могут быть как последние алкаши, так и преуспевающие предприниматели, пропадающие в фирмах и не обращающие на своих детей особого внимания. Подросткам неинтересно дома, скучно в школе, и они уходят в мир игр. Словом, мамы и папы должны сами воспитывать своих детей, а не оставлять их на бездушную машину. Родительский авторитет не возникает вдруг. Для него необходима малость – постоянное общение с ребенком, но именно этого и лишены наши современные дети по всему миру. Вместо родителей у них интернет, вместо друзей – собеседники в «чатах», вместо любимого животного – какая-нибудь томагочи. Мы сами загнали детей в виртуальный мир.

Компьютер и его сети – это в действительности просто техника, помогающая людям передавать и получать информацию. А что это за информация, зависит уже от человека. И запрещать общение с компьютером не просто глупо, но и не нужно. Ограничивать, да, необходимо, но не более того. Кроме того, современному школьнику, чтобы освоить работу на компьютере, даже на уровне среднего пользователя, одних уроков информатики никак не хватит, так что, хочешь не хочешь, можешь не можешь, а практически выбора у родителей уже нет. Если они хотят, чтобы ребенок после школы пошел учиться дальше и выбрал себе работу по душе, то не купить ему компьютер они уже просто не могут.

астет новое поколение, как его иногда называют, – поколение.ru. И не надо его пугаться, надо просто попытаться понять этих «детей интернета» и сделать так, чтобы ребенок не крал родительские деньги для компьютерных клубов и не просиживал там день и ночь за глупыми «стрелялками». Все это вполне реально, только начинать надо уже с самого раннего возраста, когда авторитет родителей для ребенка еще велик и непререкаем. Потом будет просто труднее. Но тем не менее все равно не невозможно. И тогда компьютер будет восприниматься как благо, а не как злейший враг, отнимающий у нас наших детей. Никто у нас их не отнимает. Мы сами их бросили. Вот в чем беда, вот в чем истинный корень проблемы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте