search
main
0

Вместо шляпы на ходу он надел сковороду…. Урок в 6-м классе по теме «Костюм и логика поведения»

Цели занятия по развитию (театр) на тему «Костюм и логика поведения»: проверить и закрепить знания и умения, полученные в процессе изучения тем «Костюм и логика поведения» и «Осанка, походка, сценический бой»; развивать умение слушать, объяснять, мыслить, анализировать, высказываться, аргументировать свой ответ; воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство эмпатии, развивать навыки общения и умения работать коллективно; способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через систему речевых тренингов, вводимых в занятие; развитие эмоциональности детей, раскрепощение, снятие психологического зажима средствами театрального искусства.

Программа Ершовой А.П. «Уроки театра на уроках в школе».

Оборудование

1. Телевизор

2. DVD-плейер

3. DVD-диск с фрагментом телевизионного фильма «Театр».

4. Плакаты с нарисованными человечками и разрезанные на полоски костюмы к ним (два комплекта двух цветов).

5. Мольберты для закрепления плакатов.

6. Двухсторонний скотч для закрепления деталей костюмов человечков.

7. Крышки от кастрюль (две).

8. Шарф.

9. Тексты из пьес «Как важно быть серьезным» О.Уайльда, «Урок дочкам» И.А.Крылова, «Пигмалион» Б.Шоу, «Тень» Е.Шварца, «Собака на сене» Лопе де Вега (по комплекту на каждую группу).

10. Бумажные вырезанные человечки и комплекты одежды к ним, соответствующие одежде героев пьес (по комплекту на каждую группу, в комплект входят костюмы ко всем используемым отрывкам).

Ход занятия

I.                  Оргмомент (1 минута).

Приветствие. Учитель и ученики приветствуют друг друга традиционным для занятий способом при помощи жестов.

II.               Речевой тренинг (7 минут).

Дыхательная разминка

Упражнение 1 «Цветок».

Улучшает условия выдоха и вдоха, активизирует работу диафрагмы.

Исходное положение: пятки соприкасаются, носки несколько раздвинуты, спина прямая, голова держится прямо, руки по швам.

Исполнение:

1.                 Подняться на носки. Руки развести в стороны.

2.                 Присесть на носках. Колени вместе. Руки вперед.

3.                 Подняться на носки. Руки развести в стороны.

4.                 Вернуться в основную стойку.

Темп медленный, счет на четыре. Повторить 4-6 раз. При подъеме на носки вдох, при приседании выдох.

Упражнение 2 «Птица».

Укрепляет мышцы передней спинки брюшного пресса.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки по швам.

1.                 Наклонить туловище вперед до горизонтального положения, руки в стороны, голова приподнята (смотреть вперед).

2.                 Возвратиться в исходное положение.

Темп медленный, счет на два. Повторить 3-4 раза. При наклоне туловища выдох, при выпрямлении – вдох.

Упражнение 3 «Резиновая игрушка».

Создает условия для активной работы дыхательных мышц.

Исходное положение: руки на нижних ребрах, большие пальцы назад.

1.                 Наклон туловища вперед при одновременном нажиме на ребра руками. Локти вперед.

2.                 Выпрямиться, развести локти в стороны.

Темп медленный, счет на два. Повторить 4-5 раз. При наклоне выдох, при выпрямлении вдох.

Упражнение 4 «Ванька-встанька» (с разной силой выдоха).

Затормаживает верхнее дыхание, активизирует нижнее.

Исходное положение: основная стойка.

1.                 Подняться на носки с одновременным подъемом рук вперед и разведением в стороны.

2.                 Медленно наклониться вперед, руки касаются носков, опустившись на всю ступню.

Темп медленный, счет на два. Повторить 4-6 раз. При подъеме на носки вдох, при наклоне выдох.

Упражнение 5 «Веер».

Исходное положение: руки за головой, пальцы переплетены, локти назад.

1.                 Наклон туловища вперед, руки за головой.

2.                 Вернуться в исходное положение.

Темп средний, счет на четыре. Повторить 4-6 раз. При наклоне выдох, при выпрямлении вдох.

Упражнение 6 «Каратист».

Укрепление межреберных мышц.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки перед грудью.

1.                 Поворот корпуса направо, правая рука идет в сторону левая перед грудью.

3.                 Поворот корпуса налево.

4.                 Вернуться в исходное положение.

Темп средний, счет на четыре. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. В исходном положении вдох, при повороте выдох.

Упражнение 7 «Мигалки».

Укрепление межреберных мышц и мышц брюшного пресса.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на уровне груди согнуты в локтях, кисти вверх.

1.                 Шумный короткий вдох через нос, руки сжимаются в кулаки, голова поворачивается вправо.

2.                 Шумный выдох через рот, голова возвращается в исходное положение, ладони разжимаются.

3.                 Шумный короткий вдох через нос, руки сжимаются в кулаки, голова поворачивается влево.

4.                 Шумный выдох через рот, голова возвращается в исходное положение, ладони разжимаются.

Упражнение повторить 6-7 раз.

Упражнения на постановку и укрепление голоса.

«Медитация»

Учащиеся садятся в круг на ковер и выполняют выдох со звукорядом негромко, стараясь, чтобы звук шел из глубины живота, заставляя вибрировать резонаторы нижнего регистра. Звук идет мягко без напряжения и форсирования, как бы сам вытекает из глубины.

«Птичка на ладошке»

Выполняется в прежней мизансцене. Негромким звуком «а» дети «согревают» воображаемую птичку. Звучание выполняется на выдохе.

«Зернышко»

Учащиеся садятся на корточки и группируются, обнимая колени и склоняя к ним голову. По хлопку педагога ребята начинают «прорастать» вверх со звуком. Сила звука усиливается по мере выпрямления, при этом тембр голоса должен оставаться неизменным.

«Этажи»

Медленно поднимаясь вверх учащиеся из положения приседа изображают лифт, поднимающийся из подвала к верхнему этажу и, изменяя высоту голоса, перечисляют воображаемые этажи. Количество этажей может меняться.

Работа со скороговоркой.

Текст скороговорки произносится с движениями – прыжками, приседаниями, шагами и движениями рук.

Купили каракатице кружевное платьице. Ходит каракатица – хвастается платьицем.

III.            Основная часть урока (32 минуты)

Включается видеоотрывок из кинофильма «Театр» по пьесе Сомерсета Моэма (2 минуты).

Учитель: Отрывок из фильма «Театр» как нельзя лучше иллюстрирует наше сегодняшнее занятие, которое обобщает все знания и умения, приобретенные нами в ходе изучения темы «Костюм и логика поведения». Скажите мне, пожалуйста, какую роль сыграл костюм главной героини Джулии Ламберт в судьбе начинающей актрисы Эвис Крайтон, ее партнерши по сцене?

Вариант ответы учащихся: Костюм отвлек внимание зрителей от молодой актрисы, потому что оказался неожиданно ярким и блестящим. Дополнительный аксессуар – красный шарф – мешал ей сосредоточиться, т.к. во время репетиций главная героиня Джулия Ламберт ни разу его не использовала, и это обстоятельство явилось полной неожиданностью для Эвис Крайтон. Она растерялась, повернулась спиной к зрителем, следя за своей партнершей и полностью «провалила» свой дебют.

Учитель: Совершенно правильно, ребята. Костюм на сцене играет огромную роль, которая существенно отличается от функций бытового костюма, используемого нами в обычной жизни. А вспомнить различия между ними нам сегодня помогут два забавных гостя – Костя Костюмеров и Коля Костюмкин (показывает на плакаты, закрепленные на мольбертах). Вы видите, наши человечки пока раздеты, и вам предстоит их одеть. Но прежде, чем вы приступите к процедуре одевания, давайте разделимся на две команды «БИМ» и «БОМ», потому, что дальнейшая наша работа будет проходить в форме состязания. Рассчитайтесь, пожалуйста, по очереди в полукруге на «БИМ» и «БОМ» (учащиеся рассчитываются).

Конкурс 1 «Одень человечка»

Учитель: Итак, команда «БИМ» будет помогать одеваться Косте Костюмерову, а команда «БОМ» – Коле Костюмкину. Участники команд будут по очереди подходить к столу, выбирать одну из полосок бумаги, на которой написано утверждение, характеризующее функции театрального и бытового костюмов, и прикрепить ее надписью наружу, «одевая» таким образом наших героев. Каждый следующий участник встает только тогда, когда сядет предыдущий. Побеждает команда, одевшая своего человечка быстрее.

Характеристики костюмов:

1. Театральный

Раскрывает характер персонажа.

Является частью художественного образа спектакля.

Помогает актеру найти нужное самочувствие.

Показывает время (эпоху) действия.

Определяет социальный статус героя.

2. Бытовой

Соответствует месту и времени.

Выражает тенденции моды.

Определяет социальный статус и род занятий.

Характеризует эстетический вкус.

Характеризует внутренний мир владельца.

Проверка задания.

Учитель: Что ж, давайте проверим, правильно ли вы одели наших гостей. Если задание выполнено верно, то костюмы должны стать одноцветными после того, как вы перевернете бумажки.

Конкурс 2 «Человек Рассеянный»

Учитель: Кто из нас не слышал в детстве стихотворение о человеке рассеянном с улицы Бассейной? Помните?

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки,-

Оказалось, это брюки.

Стал натягивать гамаши,

Говорят ему: «Не ваши!»

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

Вместо шляпы, на ходу,

Он надел сковороду.

Давайте и мы попробуем себя в роли Человека Рассеянного. Правда, примерять мы будем не сковороду, а крышки от кастрюль.

Команды делятся на две подгруппы, которые встают друг напротив друга. Задача – поменяться местами, передавая друг другу крышку от кастрюльки, которая переносится на голове. Участник, уронивший крышку, начинает движение сначала.

Проведение эстафеты «Человек Рассеянный». Подведение итогов.

Конкурс 3: «Путаница».

Учитель: Мы с вами неоднократно говорили о том, что костюм раскрывает характер героя. Персонажи следующего задания перепутали свои наряды. Ваша задача – внимательно прочесть монолог героя и угадать, какой из костюмов ему принадлежит. Не забудьте, что костюм включает в себя не только одежду, но и некоторые детали реквизита, без которых персонаж трудно себе представить. Вам нужно будет одеть вашего человечка и, используя его как бумажную куклу кукольного театра, разыграть предложенный вам отрывок и обосновать выбор костюма примерами из текста.

Текст отрывков и иллюстрации одежды в Приложениях.

Задание выполняется по четырем подгруппам. Материалы для него лежат на партах.

Учащиеся выполняют задание. Подведение итогов.

Конкурс 4: «Волшебная деталь»

Учитель: Иногда одна и та же деталь может помочь в создании совершенно различных персонажей. Следующий конкурс потребует от вас максимум творческой фантазии и воображения. Называется он «Волшебная деталь». Я прошу команды встать друг напротив друга.

Первым участникам команд выдается по шарфу. Шарф передается по цепочке сначала одной командой, а затем другой. Каждый ученик должен повязать шарф по-своему, придумать под него персонаж, изобразить его при помощи мимики и жестов, «оправдывая» предмет действием.

IV.             Подведение итогов урока (5минут).

Учитель: Сегодня вы все замечательно себя проявили, повторив и теоретические, и практические вопросы. И если начинали мы наше занятие с профессиональной игры актеров кино, то завершить его я предлагаю лучшими этюдами ваших одноклассников, которые придумали замечательные костюмы и готовы показать нам свое актерское мастерство.

Показ самостоятельных этюдов в костюмах.

Учитель: Наше занятие подошло к концу. Спасибо вам за активную работу. Надеюсь, что вы не только повторили изученный материал, но и получили заряд творческой энергии и хорошего настроения. До свидания.

Использованная литература.

1. Бернард Шоу. Избранные произведения. М., 1993.

2. Оскар Уайльд. Избранное. Свердловск, 1990.

3. Крылов И. А. Басни. Драматургия. М.,1982.

4. Лопе де Вега. Избранные сочинения: В 2 тт: Т. 1: Фуэнте Овехуна; Звезда Севильи; Раба своего возлюбленного; Собака на сене: Пьесы.

5. Маршак С.Я. « Вот какой рассеянный …» М., 1998

V.                Приложение 1.

Тексты к заданию «Одень человечка».

1) Л е д и  Б р э к н е л л. Должна тебе сказать, Алджернон, что, по-моему, мистеру Банбери давно уже пора выбрать, жить ему или умирать. Колебаться в таком важном вопросе непростительно. Я, по крайней мере, не одобряю современной моды сочувствовать больным людям. Мне она кажется нездоровой. Поощрять болезни в других едва ли достойное дело. Быть здоровым – первейший наш долг в жизни. Я не устаю повторять это твоему бедному дяде, но он не обращает на мои слова никакого внимания… если судить по состоянию его здоровья. Что ж, Алджернон, разумеется, ты должен быть рядом с мистером Банбери – тут ничего не поделаешь. Но ты меня очень обяжешь, если от моего имени попросишь мистера Банбери почувствовать себя хоть капельку лучше к субботе, потому что я рассчитываю на твою помощь в составлении музыкальной программы. Это будет мой последний прием, и мне нужно нечто такое, что может стимулировать общий разговор, особенно если учесть, что это самый конец сезона и каждый уже сказал все, что хотел сказать, хотя в большинстве случаев это не Бог весть что.

О.Уайльд «Как важно быть серьезным».

2)         Д и а н а.

Я столько раз невольно замечала,

Как Теодоро мил, красив, умен,

Что, если бы он знатным был рожден,

Я бы его иначе отличала.

Сильней любви в природе нет начала.

Но честь моя – верховный мой закон;

Я чту мой сан, и не допустит он,

Чтоб я подобным мыслям отвечала.

Но зависть остается в глубине.

Чужим добром не трудно соблазниться,

А тут оно заманчиво вдвойне.

О, если б нам судьбой перемениться,

Так, чтобы он подняться мог ко мне

Или чтоб я могла к нему спуститься!

Лопе де Вега «Собака на сене».

3) Э л и з а. Я хочу быть продавщицей в цветочном магазине, а не торговать фиалками на углу Тотемхэм Корт-Роуд. А меня туда не возьмут, если я не буду выражаться по-образованному. А он сказал, что берется научить меня. Я не прошу никаких одолжениев, понятно? Я могу заплатить, а он меня обзывает, словно я дрянь последняя.

Да нет, я не обижаюсь. Просто очень уж это красиво получается – мисс Дулитл. А можно мне сейчас такси нанять и проехаться по Тотемхэм Корт-Роуд? Я бы там вышла и велела подождать. Вот бы наши девчонки утерлись – пусть знают свое место. Разговаривать с ними я бы, понятное дело, не стала… Нет уж, вы меня теперь с ихней компанией не путайте. Было время, насмехались они надо мной почем зря, а теперь я им нос утру. Конечно, если я получу новые модные платья. Можно и подождать. Больно мне заиметь их охота. Миссис Пирс говорит, что вы мне разные дадите – одни днем носить, другие ночью в постель надевать. А по-моему, чего зря деньги переводить, раз в них никому не покажешься? А потом, мне и думать страшно: зимой раздеваться да на ночь холодные вещи на себя напяливать!

Бернард Шоу «Пигмалион».

4) У ч е н ы й. Когда теряешь очки, это, конечно, неприятно. Но вместе с тем и прекрасно – в сумерках вся моя комната представляется не такою, как обычно. Этот плед, брошенный в кресло, кажется мне сейчас очень милою и доброю принцессою. Я влюблен в нее, и она пришла ко мне в гости. Она не одна, конечно. Принцессе не полагается ходить без свиты. Эти узкие, длинные часы в деревянном футляре – вовсе не часы. Это вечный спутник принцессы, тайный советник. Его сердце стучит ровно, как маятник, его советы меняются в соответствии с требованиями времени, и дает он их шепотом. Ведь недаром он тайный. И если советы тайного советника оказываются гибельными, он от них начисто отрекается впоследствии. Он утверждает, что его просто не расслышали, и это очень практично с его стороны. А это кто? Кто этот незнакомец, худой и стройный, весь в черном, с белым лицом? Почему мне вдруг пришло в голову, что это жених принцессы? Ведь влюблен в принцессу я! Я так влюблен в нее, что это будет просто чудовищно, если она выйдет за другого. (Смеется.) Прелесть всех этих выдумок в том, что едва я надену очки, как все вернется на свое место. Плед станет пледом, часы часами, а этот зловещий незнакомец исчезнет.

Е.Шварц «Тень».

5) Д а ш а. Да так! Видишь ли что? Барышни мои были воспитаны у их тетки на последний манер. Отец их со службы приехал в Москву и захотел взять к себе дочек – чтоб до замужества ими полюбоваться. Ну, правду сказать, утешили же они старика. Лишь вошли к батюшке, то поставили дом вверх дном; всю его родню и знакомых отвадили грубостями и насмешками. Барин не знает языков, а они накликали в дом таких нерусей, между которых бедный старик шатался, как около Вавилонской башни, не понимая ни слова, что говорят и чему хохочут. Вышедши наконец из терпения от их проказ и дурачеств, он увез дочек сюда на покаяние, – и отгадай, как вздумал наказать их за все грубости, непочтение и досады, которые в городе от них вытерпел… Он запретил им говорить по-французски! Чтобы и между собой говорили они не иначе, как по-русски, то приставил к ним старую няню, Василису, которая должна, ходя за ними по пятам, строго это наблюдать; а если заупрямятся, то докладывать ему.

И.А.Крылов «Урок дочкам».

Приложение 2. Рисунки одежды к заданию «Одень человечка» (см. вложенный файл «Костюм и логика поведения. Рисунки одежды»).

Елена Ларионова, педагог дополнительного образования гимназии №35 Владимира, участница конкурса методических разработок «Сто друзей»

Иллюстрация с сайта http://s-marshak.ru. Художник К.Ротов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте