Ежегодно в конце июня – начале июля, когда уже заканчивается в школах ремонт, мы собираем наших директоров школ и все вместе едем на несколько дней или на природу, или на экскурсию. Причем эта традиция сохраняется на протяжении уже десяти лет – побывали на Прохоровском поле, ездили по шолоховским местам, даже в Азовском море купались. А то и просто выберем на Дону место покрасивее и организуем там “директорский” лагерь на несколько дней…
Слушаю Людмилу Аркадьевну Меркулову, заведующую отделом образования Россошанского района, и удивляюсь не столько тому, какие хорошие у местных директоров обычаи, а в большей степени – произнесенной как бы между прочим фразе про школьный ремонт, заканчивающийся в конце июня – начале июля. Мягко говоря, не совсем типично это для многих школ Воронежской области.
Россошанский район – бездотационный, а точнее говоря, район-донор, который благодаря своей промышленности, самой крупной на юге области, и себя содержит, и налоги платит исправно. Мощнейшее предприятие Россошанский химкомбинат (ОАО “Минудобрения”) работает не только на воронежское сельское хозяйство, но и продает удобрения в соседние области и за границу. Большая часть населения района, 64 тысячи человек, живет в самой Россоши, где, кроме химкомбината, есть еще перерабатывающая промышленность, отделение железной дороги, строительный комплекс и предприятия металлообработки – это, конечно, не все, а лишь наиболее значимые для бюджета организации и производства. В районе около ста тысяч человек, учителей – три с половиной тысячи, детей – 13,5 тысячи, 53 школы, 28 детских садов, три средних специальных учебных заведения и столько же – начального профобразования. Даже в самые тяжелые для педагогов области времена, когда во многих районах по нескольку месяцев не выдавали зарплату, россошанцы своим учителям платили. И не только благодаря прибыльным предприятиям (у них тоже сбои бывают), просто позиция районного начальства в этом вопросе однозначна. Меркулова говорит, был момент, когда глава района Владимир Гринев ставил своим подчиненным жесткое условие: пока все педагоги зарплату не получат, никто не получит! Социальная сфера района находится в ведении первого заместителя главы Александра Овчаренко, который до своей работы в администрации 25 лет учил детей математике, а заодно директорствовал в сельской школе, потом работал заведующим роно. На сегодня 36 процентов россошанского бюджета идет на сферу образования, 31 процент – на здравоохранение. В районе утверждена программа развития образования на ближайшие пять лет, основных целей две – развитие сферы образовательных услуг и улучшение материальной базы. Совсем недавно переселили в новое здание станцию юных техников и натуралистов, строится сельская школа на триста с лишним мест, детскую поликлинику перевели в капитальное помещение, отремонтировали здание бывшего детского сада и открыли там центр социальной реабилитации для детей, оказавшихся в экстремальных жизненных ситуациях. В прошлом году ввели в строй городскую школу на 1300 мест, а к осени новое здание будет у спортивной школы. Начали строительство детского оздоровительного лагеря, а пока суд да дело, маленьким россошанцам организовывают летний отдых на базе Архиповской школы, расположенной в одном из красивейших мест района.
Вопросы, на что и сколько бюджетных денег тратить, решаются далеко не одной лишь исполнительной властью, главное слово остается за местными депутатами. И тут учителя преуспели: в районном совете из 35 депутатов – девять педагогов, а в городском – пять из 23, есть кому отстаивать интересы образования. Помимо бюджета существуют и другие источники финансирования, и в Россоши об этом не забывают. Как рассказала Меркулова, более полумиллиона спонсорских рублей привлекли в прошлом году в сферу образования. К примеру, уже упомянутый химкомбинат приготовил призы победителю районного межшкольного конкурса “Возрождение русских традиций”, и не какие-нибудь небольшие поощрения, а шесть современных компьютеров и цветной принтер! Борьба была жаркой. Победителя определили в январе этого года, и вся техника уехала в Новокалитвянскую сельскую школу. Второе место в конкурсе досталось городской школе N 4.
– Мы все сделаем для того, чтобы в следующий раз победить! – азартно восклицал молодой директор Александр Хиценко, когда мы сидели у него в кабинете, знакомились. – Ради такого приза стоит постараться, тем более что школа наша известна. Больше, конечно, как математическая, с седьмого класса ведем углубленное изучение этого предмета.
Мое знакомство с учреждениями образования района началось с этой школы. Разумеется, рассказать обо всех на одной газетной полосе невозможно, ведь каждая школа – это как маленькое государство со своими особенностями, обычаями и героями, у каждой – свое лицо, своя изюминка. Вот ее-то и хотелось отыскать, когда общались с директорами и учителями. К примеру, в той же четвертой школе уровень преподавания настолько высок, что ученики традиционно привозят призовые места с областных предметных олимпиад, а выпускники без проблем поступают на бюджетные отделения не только воронежских вузов, но и московских – в “бауманку”, в финансовую академию при Правительстве РФ. Каким образом? Об этом своим учителям рассказал Вячеслав Плындин, когда приехал в Россошь на каникулы, уже будучи студентом Московской финансовой академии. При поступлении подсчитал необходимое количество баллов для успешного гарантированного зачисления, получилось 20. Так и сдавал экзамены – “на всю катушку”, чтоб без сучка, без задоринки. В итоге, когда вывесили списки с набранными баллами, напротив его фамилии стояла “двадцатка”. “Славу учителю делают его ученики, а ученику – учитель” – так говорят в четвертой школе. А еще считают, что хорошее знание математики помогает в освоении других предметов, даже гуманитарного цикла. И тут же приводят в пример выпускницу Олю Бурляеву, которая одновременно учится на психологическом факультете Воронежского педуниверситета и на факультете журналистики госуниверситета. Познакомились мы с Зоей Петровной Лосевской – заместителем директора по учебно-воспитательной работе, ведущим математиком этой школы и одновременно очень скромной женщиной. Когда осматривали школу, зашли в кабинет труда, к мальчишкам. Внутри – два класса, столярный и токарный, станки в полном порядке, шкафы с наборами инструментов для каждого ученика, и тут же прехорошенькие готовые детские табуреточки (Людмила Аркадьевна сразу начала договариваться о спецзаказе для детсадовских групп). Возглавляет все это трудовое царство Николай Петрович Слепенков – заслуженный учитель РФ. Так и получилось: математика, конечно, царица наук, но о трудовом обучении в этой школе тоже не забывают.
Хотя, если уж заговорили о труде, в первую очередь надо вести речь о сельских школах с их учебно-производственными бригадами. В Александровской, где директором Светлана Анатольевна Василенко, 80 гектаров земли, дети растят пшеницу, гречиху и подсолнечник. Свой трактор, сеялка, культиватор, другую необходимую технику берут в аренду. Столовую обеспечивают продуктами, излишки продают, выручку – в школьный бюджет и на поощрительные поездки-экскурсии. Ребята побывали в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже и области. Но труд – трудом, а душа нуждается в духовной пище. Потому почти в каждом классе музыкальный инструмент, учителя играют и поют, выступают в колхозном хоре, а сама директор любую песню заведет и на баяне саккомпанирует. У Воронежской области договор со штатом Канзас об обмене, и очень многие учителя, как американские, так и российские, уже успели побывать друг у друга в гостях. Когда Василенко поехала в Америку, баян тоже с собой брала, выступали перед американцами на ура!
Недалеко от Александровской еще одна примечательная школа – Лизиновская. В ней директорствует Анатолий Иванович Цемин. Причем в должности своей он с 1968 года! И никакие экономические трудности последних лет не вынудили лизиновцев отказаться от высокого звания “Школа образцового порядка и содержания”. Стильная отделка – цветные витражи, ухоженные коридоры и классы, холлы для ребячьего отдыха с цветами и лавочками, многое в школе сделано детскими руками под руководством учителей труда. Кстати, ковровые дорожки лежат в коридорах постоянно, а не расстилаются к приходу гостей, потому что уют и красота – для ребят и учителей, а не ради похвал. Школьное здание большое, размещаются здесь и интернат, и детский садик, тоже есть своя земля, а с недавних пор появилось в Лизиновке интересное начинание. Руководство местного хозяйства учредило стипендии для отличников и хорошистов своей школы. Ребята награждаются по итогам четверти или полугодия: 150 и 100 рублей в старших классах, 100 и 75 – в среднем звене, 75 и 50 – в начальной школе (не забыли про самых маленьких). Сразу же человек двадцать резко повысили свою успеваемость. Сейчас из 220 учеников 72 – стипендиаты, и 13 из них учатся только на “отлично”.
Кстати, лизиновцы не одиноки, в Жилинской школе председатель местного колхоза тоже поощряет лучших учеников стипендиями. В свое время эту школу закончил нынешний глава района Владимир Гринев, есть среди бывших выпускников и руководители предприятий, и даже депутат областной Думы – то ли место такое, то ли учителя знают секрет, как будущих начальников растить…
В районах уплата земельного налога – головная боль, которую руководители хозяйств разными способами стараются отсрочить. Гринев пообещал, что эти деньги вернутся в школьные бюджеты. В селе Алейниково налог выплатили, а потом сказали директору школы Нине Рудченко: “Можешь требовать девять с половиной тысяч, глава обещал!” Только особо требовать ничего и не пришлось – теперь в школе новый теннисный стол, красивые шторы, в коридорах цветы. Но вообще-то тут сейчас грандиозный ремонт, просто педколлектив (12 человек, школа малочисленная – 49 ребят) умудряется одновременно учить, следить за уютом и клеить обои в будущей сельской библиотеке. Раньше местный клуб и школа размещались в одном здании, сейчас очаг культуры почти погас – обветшал и пришел в полнейшее запустение. Нина Васильевна взяла его в свои руки, став одновременно директором клуба и школы. Помещение ремонтируют, в одну из самых светлых и больших комнат переводят сельскую библиотеку. Школа перестает быть просто учреждением образования, она – центр социально-педагогического комплекса села. Учителям нелегко – забот прибавилось, но не унывают, говорят, что иначе нельзя. Потому что сами любят свое село и хотят, чтобы дети его тоже любили. Над входом в школу ласточкино гнездо, оно тут уже давно. Каждый год птицы возвращаются сюда и выводят птенцов. Однажды гнездо упало, девчонки рыдали на все Алейниково! А ласточки опять вернулись…
Мы снова в Россоши. Идем знакомиться с самым певучим директором района – Владимиром Жарым. Владимир Митрофанович несколько смущен: “Ну вот, а я баян в приемную специально вынес. Думал, увидит журналист, скажет, что я тут песни распеваю в рабочее время!” Нет, все-таки школьные директора здесь особенные – через одного поют и играют! Когда-то Жарый оказался перед выбором: профессиональная исполнительская карьера или педагогика. Хорошенько прислушался к себе и выбрал второе. Бросил зарубежные поездки, фестивали, вернулся в Россошь учить ребят. Сейчас он депутат районного Совета, а о его школе N 10, расположенной в одном из самых сложных микрорайонов города, в областной комиссии по делам несовершеннолетних говорят с удивлением – ни одного серьезного правонарушения за все годы. В районе около семи тысяч переселенцев, и не всегда приезжая детвора радует своих учителей примерным поведением и успешной учебой. Как с этим справляться, решает школа. В десятой идут по пути разноуровневого обучения, есть классы педагогической поддержки, но есть и возможность по окончании школы поступить сразу на третий курс Новочеркасского гуманитарно-промышленного колледжа или на второй – Воронежского экономико-правового института.
В Россоши многие школы заключили договоры с вузами. Девятая – с технологической академией, вторая – с агроуниверситетом, выпускники четвертой и пятой школ поступают на факультет прикладной математики госуниверситета. Кстати, и в девятой, и во второй директора – тоже депутаты. Валентина Васильевна Калашникова, женщина серьезная и очень обаятельная, узнав, что я не просто по школам путешествую, а охочусь за “изюминками”, повела нас в спортзал и показала настоящую альпистенку. Сделал ее учитель физкультуры, альпинист Владимир Ваховский. Он, правда, сейчас поменял место работы, но все равно приходит к ребятам, ведет секцию. Еще директор рассказала, что их девятая школа шесть лет подряд побеждает в городском конкурсе КВН, а чтобы уж совсем сладко стало (помните про изюм?), показала грамоту-благодарность от Министерства РФ по налогам и сборам. “За оригинальное, яркое, эмоциональное творчество, выразительное и образное раскрытие темы, интерес к истории развития налоговой системы России” – так ученики школы поучаствовали во Всероссийском конкурсе детского рисунка и плаката, проводимом министерством. А теперь сложите все это вместе: учебу, альпинизм, КВНы, историю (в плакатах) налоговой службы – вот вам и портрет современной школы…
Но нет! Сколько школ, столько и портретов. Владения Сергея Александровича Сухарева, депутата районного Совета пяти(!) созывов, тоже оказались совершенно особенными. Зеркала в коридорах, стены расписаны от пола до потолка, но опять же сделано с толком – сцены из детских сказок в том крыле, где занимается малышня. Кто художник? Одиннадцатиклассники – выпускники таким вот образом оставляют о себе память школе и младшему поколению. Говорят, к Сухареву во вторую школу родители будущих первоклашек в очередь становятся, как будто и не было в стране демографического кризиса. А еще говорят, что всему “виной” какой-то особенный микроклимат, соединивший в одну семью 850 детей и их учителей. Почему так происходит, стало немного понятно после разговоров с психологом-педагогом Натальей Николаевной Ковалевой и Александрой Ивановной Афанасьевой, уже 30 лет работающей в этой школе учителем начальных классов. Все просто: нужно, чтобы ребенок всегда с радостью шел в школу, чтобы мог запросто в любое время позвонить домой своему учителю и высказаться, чтобы стеснительных отличников в классе уважали больше, чем нахальных двоечников, чтобы учитель первым поздоровался с учеником и не посчитал это зазорным. Можно открыть в школе интеллектуальную мастерскую, где бы собирались отличники и почти отличники. Можно провести вместе с родителями викторину “Умники и умницы”, а потом принародно сказать папам и мамам спасибо за их воспитанных, все знающих детей, назвав всех поименно. Да мало ли что еще можно придумать! В сущности, ничего ведь сложного нет, все просто… Просто ли?
Татьяна МАСЛИКОВА
Комментарии