search
main
0

Вместо назидательных бесед

Мама моего ученика, побывавшая на одном из наших классных часов, которые я посвящаю граждановедению, сказала: “Спасибо вам, что вы готовите наших детей к жизни. Я убедилась, что эти ребята будут более успешно справляться с трудностями, которыми так насыщено наше время, нежели мы, несмотря на многолетний опыт выживания…
Так случилось, что я, учитель биологии, стала вести граждановедение, используя классные часы. Три года назад мне попались сразу несколько учебников по этому предмету. Их авторы Никитин, Мушинский, Кишенкова. Я читала их весь вечер и поняла, что темы, рассматриваемые в них, помогут мне воспитывать детей настоящими гражданами, самобытными личностями.
Мы и раньше на классных часах говорили с ребятами о многих из изучаемых проблем. Однако, как я теперь считаю, наша беседа в основном носила назидательный характер. Обычно я говорила о том, как нужно вести себя в том или ином случае и приводила положительные и отрицательные примеры. Теперь я им даю какую-то сложную жизненную ситуацию и прошу ребят самих найти из нее правильный выход. А также оценить непростые, порой трудно объяснимые с точки зрения здравого смысла поступки людей.
Таким образом, подростки сами участвуют в своем воспитании, ищут правильные ответы на сложные жизненные вопросы. Особенно всем запомнилось обсуждение эпизода, когда нужно было решить, как поступить, если преступление совершил твой лучший друг, которому ты обязан спасением жизни. Или вот еще одна ситуация, которую мы рассматривали в течение двух уроков.
В одной семье рос пятнадцатилетний мальчик-инвалид. Он почти не мог ходить. За ним ухаживали мама Зоя Васильевна и сестра Лена – 25 лет. Окруженный теплой заботой близких людей, Алеша не чувствовал себя несчастным и обделенным. Каждое лето его возили к морю на деньги, которые давал им дядя, брат матери. Но вот он уехал жить в Европу и в одном из писем сообщил, что нашел доктора, который может Алешу вылечить. Только для этого нужно на два месяца приехать за границу, а еще в течение двух-трех месяцев выполнять ежедневно определенный комплекс упражнений. Когда Алеша прочитал письмо, он даже заплакал. Мама и сестра подумали, что от радости. Но оказалось, что Алеша и слышать не хочет ни о комплексе упражнений, ни тем более о том, чтобы на длительный срок уехать из дома. “Я хочу, чтобы все оставалось, как есть, меня это устраивает”, – заявил он”.
Я предложила ребятам порассуждать о том, как они относятся к поступку Алеши. У него появился шанс стать здоровым, но он выбрал свое прежнее положение, решил и дальше зависеть от других, пусть даже очень близких и любящих его людей. Правильно ли он поступил?

Вот мнения моих учеников.

“По-моему, этот мальчик осознанно сделал свой выбор, он считает, что ему так лучше, не хочет никаких перемен, потому что не считает себя несчастным. Я думаю, что его не следует осуждать”.
Катя К.

“Мне кажется, что Алеша поступил, как эгоист. Он не думает о том, что, будучи тяжелобольным, причиняет страдания своим близким, вынуждает их все свободное время отдавать ему. Возможно, даже тем самым лишает свою сестру личного счастья”.
Саша Т.

“Алеше был дан, возможно, единственный шанс стать здоровым, сполна проявить свои способности, стать полностью независимым, вести полноценную жизнь. Однако он проявил малодушие, выбрал для себя наиболее легкий путь. По всему видно, что этот мальчик безвольный, не осознает, как тяжело живется в этой ситуации его матери и сестре”.
Алиса С.

“Алеша – законченный эгоцентрист: он главная фигура, все остальные должны подчинить свою жизнь ему. Он думает только о том, чтобы ему было комфортно, не хочет предпринять никаких усилий, чтобы мать и сестра стали счастливее. В нем нет и тени мужества, воли, поэтому его поступок, его отказ от лечения заслуживают осуждения. К тому же он очень недальновиден. Кто будет ухаживать за ним, если их не станет?”
Костя А.

“Моим ученикам уже тоже по пятнадцать лет. И меня радует, что они довольно здраво и ответственно для своего возраста рассуждают. А главное, каждый высказывает свое собственное мнение и умеет его аргументировать”.

Елена БЕРЕСТОВА,
учитель биологии

Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте