Эдуард ДНЕПРОВ, академик РАО:
– Даже Министерство образования и науки РФ уже полгода не говорит о сокращении учебного плана на 25%. Поэтому я чрезвычайно удивлен, что на самом авторитетном общественном форуме – РОСРО – снова поднимают вопрос о таком сокращении. Эта сегрегационная мера противоречит установкам Президента РФ о введении бесплатного 11-летнего обязательного образования.
Я совершенно согласен с Владимиром Борисовичем Лившицем в том, что нельзя объявлять о механическом переходе на 36-часовую недельную нагрузку. Если реформаторы, как говорит Ярослав Кузьминов, встречают главное сопротивление не со стороны правительства, а со стороны народа, то произнести вслух, что мы увеличим рабочее время учителя вдвое, мягко говоря, означает «нарваться» на полное непонимание педагогов.
Никакого национального проекта в образовании в России пока нет, есть набор случайных предложений. Это весьма разрозненные, локальные меры, которые не имеют определяющего значения ни для образования, ни для страны.
Грантовая поддержка образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы, а также талантливой молодежи, вырванная из общей системы поддержки массовой школы, – это иллюзия прорыва. Пять тысяч грантов для школьников, студентов и молодых специалистов – меньше, чем капля в море.
Переход на нормативное финансирование учебного процесса по принципу «деньги следуют за учеником» – это фактически забракованная всем цивилизованным миром идея «образовательных ваучеров», от которой давно отказались даже ее отцы-основатели. Нормативное финансирование отнюдь не исчерпывается его «подушевым» компонентом. Оно включает в себя нормативные затраты на содержание материальной базы учебных заведений, коммунальные услуги и так далее. Но президенту этого никто не объяснил. Точто также никто ему не объяснил, что у Минобрнауки РФ нет массово апробированных разработок по введению нормативного финансирования, что руководители учебных заведений страны не подготовлены к этой новации, что эксперименты по ее внедрению ведутся на средства займа Мирового банка только в трех регионах – в Чувашии, Самарской и Ярославской областях. Поэтому завершить переход на нормативное финансирование в 2006 году, как указал президент, абсолютно нереально.
Прибавка в тысячу рублей за классное руководство, которую получат менее половины учителей, поднимет их зарплату до 60% от средней в стране. Гранты, которые планируется выдать лучшим, затронут лишь 0,5% общего состава учительства. Кроме того, надбавки за классное руководство – отнюдь не подарок, а возвращение долга. В 1994 году правительство Виктора Черномырдина украло у педагогов надбавки не только за проверку тетрадей, но и за заведование кабинетами.
Таким образом, содержание национального проекта не отвечает его названию. Наша задача – предложить действительно национальный проект в сфере образования.
Комментарии