27-28 сентября 2006 года в санатории «Подмосковье» прошло Всероссийское совещание руководителей органов управления образованием субъектов РФ. Совещание было, как никогда, представительным, прилетели руководители органов управления образованием даже из Приморского края, Чукотки и других отдаленных территорий России. Во-первых, накопились вопросы к руководителям Министерства образования и науки РФ, во-вторых, участникам совещания предлагали обсудить проблемы нормативного финансирования, отраслевой оплаты труда и ЕГЭ. Но обсуждения не получилось. Заранее утвержденную повестку первого дня перекроили буквально перед началом совещания.
«Зачем нас собрали, если не будет министра?» – этот вопрос задавали все регионалы. Дело в том, что именно на 27 сентября Андрея Фурсенко вызвал к себе в Сочи Президент Владимир Путин, а от этого предложения, разумеется, министр образования и науки отказаться не мог. Однако встреча с участниками совещания у Андрея Александровича все же состоялась – 26 сентября практически в ночь.
Министр был демократичен – не в костюме с галстуком, а в легком джемпере – и настроен на долгий («Хоть до утра будем сидеть, если вопросов будет много!») разговор. Долгого не получилось: участники совещания беседовали с министром чуть больше получаса. В центре внимания были две проблемы.
Первая – систему образования замучили проверки по нацпроекту, проверяют все, кому не лень, и даже те, кому лень, в результате в каждом субъекте проверяющих набирается до тридцати организаций. Министр на это сказал приблизительно так: меня тоже проверяют, я терплю и вам советую, все у нас с вами в порядке – только сумасшедший может заподозрить кого-то в воровстве денег, выделенных на нацпроект, зато мы докажем, что выделенные из бюджета деньги могут дойти до адресата без потерь. Конечно, хорошо, что это можно доказать, но почему расплачиваться за это должны и без того занятые руководители органов управления образованием в территориях, в том числе в Москве, где департамент, окружные управления терзают прокуратуры, правоохранительные, финансовые органы, властные структуры, общественные, контрольные и многие другие организации и ведомства?
Вторая проблема – подключение школ к интернету. Эта проблема в меньшей степени касается Москвы, а вот регионы чуть не плачут: от них связисты требуют приобрести новейшую компьютерную технику, а денег на нее, конечно, нет. Четкого ответа на этот вопрос участники совещания не получили – Фурсенко адресовал их к Рособразованию и Мининформсвязи. На сем поток вопросов и иссяк.
На следующий день повестка была министерством практически скомкана. Напрасно приехал руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов – до вопроса о ЕГЭ дело не дошло. Из министерства не приехал ни один заместитель министра, и главным докладчиком стал директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Исаак Калина. Он говорил о роли национального проекта «Образование» в комплексной модернизации образования. Вопросов доклад практически не вызвал. Как, впрочем, и второй доклад – заместителя Калины Игоря Реморенко, который должен был подробно рассказать о введении новой системы оплаты труда учителей как факторе повышения качества образования.
Почему именно Реморенко выступал на эту тему? Потому что утром предыдущего дня в департамент передали отдел экономики образования, и за сутки Игорь Михайлович, что называется, вошел в тему. Парадоксально, но наполовину доклад Реморенко слово в слово повторял один из докладов широко известного в узких кругах реформаторов господина Пинского, даже цитаты Президента России были взяты те же самые, в том же наборе и в той же последовательности. Пинский, как известно, ратует за введение штатно-окладной системы, с этим не согласны многие педагоги и управленцы, поэтому, если господин Реморенко возьмет в соратники господина Пинского, ничего хорошего для системы образования не получится. На справедливое замечание руководителя Департамента образования Москвы Любови Кезиной, что нужна отраслевая система оплаты труда, Реморенко не отреагировал, видимо, пока еще в этом и вправду не разобрался. Удивительно, почему очень многие вещи, кардинально важные для работников образования, так часто поручают тем, кто еще должен разобраться в проблемах, не будучи в этом специалистом, а не тем, кто на этом, как говорится, собаку съел?!
Во второй половине дня участников совещания повезли в Москву на встречу в Мининформсвязи РФ, где должен был состояться разговор с теми, кто подключает школы к интернету. Из руководителей федерального уровня был глава Рособразования Григорий Балыхин, который рассказал участникам совещания о том, какие направления предусматривает реализация нацпроекта. Остальными докладчиками были связисты.
Честно говоря, непонятно было, почему исполнители заказа не могут приехать к заказчикам, а заказчики должны ехать к исполнителям, чтобы обсудить важные для тех проблемы. Но в программе была некая приманка: участникам совещания пообещали ужин в ресторане «Метрополь». В предвкушении этого руководители региональных органов управления образованием на встречу поехали все, в самом деле было весьма заманчиво побывать там, где бывают исключительно состоятельные люди. Как говорил герой одного фильма: «Щас!» Дело закончилось фуршетом в зале Центрального телеграфа, который, вполне возможно, теперь относится к Министерству информационных технологий и связи. Разочарование участников совещания не описать.
Само совещание не было архиважным для регионалов, связисты не открыли им Америки, когда удивлялись, что многие школы России не имеют электричества, а потому, как их подключать в интернету, непонятно. Но нужно, раз нацпроект сказал: «Надо!» Во всяком случае к 15 декабря исполнители надеются подключить 17 тысяч школ – треть учебных заведений.
Второй день был отдан Москве, и тут уже никаких срывов и изменений повестки дня не было. Как всегда, все округа сработали четко, и все десять «круглых столов» прошли, как и было запланировано.
Завершилось совещание торжественным приемом от имени мэра Москвы. В ресторане «Пушкин» и подвели итоги двухдневного разговора уже с участием министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко.
Комментарии