search
main
Топ 10
Флаг, гимн, герб: школьникам на «Разговорах о важном» расскажут о государственных символах Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Школьникам Белгородской области будут выдавать сухпайки, если удаленка продлится до конца года Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Минпросвещения РФ: под новые федеральные школьные программы создаются учебники В Дагестане после четырехдневной забастовки вновь начались уроки в сельской школе Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» Специалисты Рособрнадзора поделят регионы России по качеству образования  День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Миллион рублей выиграл школьник из Забайкальска в конкурсе «Большая перемена» Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным В школах Улан-Удэ классы закрываются на карантин Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 80% учителей в России умеют обращаться с интерактивным оборудованием Стали известны победители основных номинаций конкурса «Лучшая школьная столовая» В Москве в выходные пройдет бесплатная выставка «Навигатор поступления» Родителям московских школьников рассказали о новом формате подготовки к ЕГЭ В Ульяновской области родители могут онлайн перевести ребенка из одной школы в другую
0

Вместо комплекта комплекс

Я думаю, всем понятно, что наряду с финансовыми условиями, с условиями психологического сопровождения одна из важнейших проблем – учебно-методическое обеспечение реализации стандарта.

Согласно требованиям ФГОС главный документ, который определяет работу каждого образовательного учреждения, – это основная образовательная программа, а информационно-методические условия реализации основной образовательной программы должна обеспечивать современная информационно-образовательная среда, прежде всего комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы.

Когда мы говорим о современном учебно-методическом обеспечении, то должны понимать, что живем в период множественных переходов: меняется парадигма образования, появляются новые стандарты, меняются финансовые условия, завершается диалектический переход к новым формам обеспечения образовательного процесса. Фактически мы переходим от таких привычных форматов, как учебник, учебно-методический комплект, к совершенно новому формату, который целесообразно хотя бы в рабочем порядке в отличие от предыдущих форматов называть учебно-методическим комплексом. В моем понимании это и есть основа той информационно-образовательной среды, с которой современному учителю приходится работать.

Суть этих изменений в том, что фактически учебник как наиболее привычный для учителя инструмент обучения меняет свою функцию в образовательном процессе, свои оформительские форматы, превращается из единственного инструмента несения знаний для ученика в своего рода навигатор, в организатора учебного процесса. Современный учебно-методический комплекс, в центре которого учебник, – очень большой набор составляющих и взаимосвязанных компонентов. Это и примерные рабочие и основные образовательные программы, и современные учебно-методические пособия, и другие средства обучения, и как обязательный компонент различного рода электронные приложения, и интернет-поддержка.

Работе с современным многопрофильным учебно-методическим комплексом учителей надо учить. Поэтому, с моей точки зрения, для того чтобы получить надлежащий эффект, для каждого учебно-методического комплекса необходимо разрабатывать специальные курсы повышения квалификации, дать учителю в руки те необходимые рабочие инструменты, с которыми он будет работать. Переход от учебно-методического комплекта к учебно-методическому комплексу реализуется в нескольких плоскостях (содержательная, методическая), потому что фактически мы переходим от концепции классической методики к педагогическим технологиям, это технологическая трансформация, потому что все более будет нарастать преобладание электронного контента в том, с чем работает учитель.

В учебно-методическом комплексе появляется много новых современных компонентов, которые снимают ограничения на объем содержательных ресурсов, меняют роль и значение отдельных УМК, расширяют рынок продуктов, так как с современным учебно-методическим комплексом работают не только учитель и ученик, но и родители, другие фигуранты образовательного процесса.

Классическая методика в том виде, в каком нам ее преподавали, с какой мы работали, будучи педагогами, постепенно уходит, мы имеем дело с педагогическими технологиями, когда каждый элемент учебно-методического комплекса функционально заточен, позволяет выполнять определенную педагогическую функцию и добиваться в этой связи более высоких результатов.

Идеальный результат, наверное, такой: если учитель научился пользоваться всем тем, что ему сейчас уже предоставлено, то он не может не научить, а ученик не может не научиться тому, чему мы хотим его научить. Учитель, не подкованный с точки зрения современных IT-технологий, уже в значительной мере анахронизм или в скором времени станет анахронизмом. Поэтому мне кажется, что главное звено информационно-образовательной среды современного образовательного учреждения – система учебно-методических комплексов.

Требования к реализации федерального государственного образовательного стандарта обеспечиваются не системой учебников, а системой современных учебно-методических комплексов, только они и позволяют в полной мере реали-зовывать тот полный функционал основной образовательной программы, который прописан в стандарте. Но, к сожалению, формирование современного оснащения школы в некоторых регионах в значительной мере продолжается по старинке. Очень часто спрашиваю в регионах: «А как вы осуществляете закупку учебников, формирование библиотек?» И слышу в ответ на 99% одно и то же: «Берем федеральный перечень, выбираем оттуда учебник и по нему работаем». Однако только один учебник, каким бы совершенным он ни был, не в состоянии обеспечить выполнение стандарта, системно-деятель-ностную парадигму, формирование универсальных учебных действий. Конечно, с федеральным перечнем надо работать, но это только начало работы по формированию современной информационно-образовательной среды.

Современный учебно-методический комплекс немыслим без сайта поддержки, потому что именно на сайте и осуществляется переподготовка учителя. Там он может получить методические рекомендации, найти ответы на наиболее злободневные вопросы.

Необходимо провести для себя дополнительную экспертизу учебников, сверить то, что было раньше, и то, что есть сегодня, посмотреть, осуществлена ли содержательная переработка учебников в сравнении с тем, что было, появились ли какие-то новые элементы методической оснастки, которые в стандарте центральные, проведена ли дизайнерская переработка в свете требований современности (если учебник по старинке заверстан, так сказать, в подбор, вряд ли это тот современный формат, который может заинтересовать нашего ученика), наконец, конечно, осуществлена ли функциональная переработка, не имеем ли мы дело с тем ресурсом, который морально устарел, сформирован на подходах к классической методике.

Сегодня, в том числе и по заданию Министерства образования и науки РФ, идет работа по формированию электронных учебников, в электронном формате мы реально имеем дело с учебно-методическим комплексом, потому что кроме предметного содержания такой электронный учебник обязательно содержит и широкий шлейф дополнительных материалов, компоненты, которые позволяют формировать портфолио ученика, отслеживать формирование тех самых личностных его компетенций, имеет автоматизированную систему проверки знаний. То есть фактически в одном пакете при появлении таких полноценных учебников мы будем иметь дело с современным учебно-методическим комплексом.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте