Я думаю, всем понятно, что наряду с финансовыми условиями, с условиями психологического сопровождения одна из важнейших проблем – учебно-методическое обеспечение реализации стандарта.
Согласно требованиям ФГОС главный документ, который определяет работу каждого образовательного учреждения, – это основная образовательная программа, а информационно-методические условия реализации основной образовательной программы должна обеспечивать современная информационно-образовательная среда, прежде всего комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы.
Когда мы говорим о современном учебно-методическом обеспечении, то должны понимать, что живем в период множественных переходов: меняется парадигма образования, появляются новые стандарты, меняются финансовые условия, завершается диалектический переход к новым формам обеспечения образовательного процесса. Фактически мы переходим от таких привычных форматов, как учебник, учебно-методический комплект, к совершенно новому формату, который целесообразно хотя бы в рабочем порядке в отличие от предыдущих форматов называть учебно-методическим комплексом. В моем понимании это и есть основа той информационно-образовательной среды, с которой современному учителю приходится работать.
Суть этих изменений в том, что фактически учебник как наиболее привычный для учителя инструмент обучения меняет свою функцию в образовательном процессе, свои оформительские форматы, превращается из единственного инструмента несения знаний для ученика в своего рода навигатор, в организатора учебного процесса. Современный учебно-методический комплекс, в центре которого учебник, – очень большой набор составляющих и взаимосвязанных компонентов. Это и примерные рабочие и основные образовательные программы, и современные учебно-методические пособия, и другие средства обучения, и как обязательный компонент различного рода электронные приложения, и интернет-поддержка.
Работе с современным многопрофильным учебно-методическим комплексом учителей надо учить. Поэтому, с моей точки зрения, для того чтобы получить надлежащий эффект, для каждого учебно-методического комплекса необходимо разрабатывать специальные курсы повышения квалификации, дать учителю в руки те необходимые рабочие инструменты, с которыми он будет работать. Переход от учебно-методического комплекта к учебно-методическому комплексу реализуется в нескольких плоскостях (содержательная, методическая), потому что фактически мы переходим от концепции классической методики к педагогическим технологиям, это технологическая трансформация, потому что все более будет нарастать преобладание электронного контента в том, с чем работает учитель.
В учебно-методическом комплексе появляется много новых современных компонентов, которые снимают ограничения на объем содержательных ресурсов, меняют роль и значение отдельных УМК, расширяют рынок продуктов, так как с современным учебно-методическим комплексом работают не только учитель и ученик, но и родители, другие фигуранты образовательного процесса.
Классическая методика в том виде, в каком нам ее преподавали, с какой мы работали, будучи педагогами, постепенно уходит, мы имеем дело с педагогическими технологиями, когда каждый элемент учебно-методического комплекса функционально заточен, позволяет выполнять определенную педагогическую функцию и добиваться в этой связи более высоких результатов.
Идеальный результат, наверное, такой: если учитель научился пользоваться всем тем, что ему сейчас уже предоставлено, то он не может не научить, а ученик не может не научиться тому, чему мы хотим его научить. Учитель, не подкованный с точки зрения современных IT-технологий, уже в значительной мере анахронизм или в скором времени станет анахронизмом. Поэтому мне кажется, что главное звено информационно-образовательной среды современного образовательного учреждения – система учебно-методических комплексов.
Требования к реализации федерального государственного образовательного стандарта обеспечиваются не системой учебников, а системой современных учебно-методических комплексов, только они и позволяют в полной мере реали-зовывать тот полный функционал основной образовательной программы, который прописан в стандарте. Но, к сожалению, формирование современного оснащения школы в некоторых регионах в значительной мере продолжается по старинке. Очень часто спрашиваю в регионах: «А как вы осуществляете закупку учебников, формирование библиотек?» И слышу в ответ на 99% одно и то же: «Берем федеральный перечень, выбираем оттуда учебник и по нему работаем». Однако только один учебник, каким бы совершенным он ни был, не в состоянии обеспечить выполнение стандарта, системно-деятель-ностную парадигму, формирование универсальных учебных действий. Конечно, с федеральным перечнем надо работать, но это только начало работы по формированию современной информационно-образовательной среды.
Современный учебно-методический комплекс немыслим без сайта поддержки, потому что именно на сайте и осуществляется переподготовка учителя. Там он может получить методические рекомендации, найти ответы на наиболее злободневные вопросы.
Необходимо провести для себя дополнительную экспертизу учебников, сверить то, что было раньше, и то, что есть сегодня, посмотреть, осуществлена ли содержательная переработка учебников в сравнении с тем, что было, появились ли какие-то новые элементы методической оснастки, которые в стандарте центральные, проведена ли дизайнерская переработка в свете требований современности (если учебник по старинке заверстан, так сказать, в подбор, вряд ли это тот современный формат, который может заинтересовать нашего ученика), наконец, конечно, осуществлена ли функциональная переработка, не имеем ли мы дело с тем ресурсом, который морально устарел, сформирован на подходах к классической методике.
Сегодня, в том числе и по заданию Министерства образования и науки РФ, идет работа по формированию электронных учебников, в электронном формате мы реально имеем дело с учебно-методическим комплексом, потому что кроме предметного содержания такой электронный учебник обязательно содержит и широкий шлейф дополнительных материалов, компоненты, которые позволяют формировать портфолио ученика, отслеживать формирование тех самых личностных его компетенций, имеет автоматизированную систему проверки знаний. То есть фактически в одном пакете при появлении таких полноценных учебников мы будем иметь дело с современным учебно-методическим комплексом.
Комментарии