search
main
0

Вместе все по плечу Сибирская модель общественно активной школы

Центр “Сотрудничество” разработал программу интеграции концепций общественно ориентированного образования, которая позволяет общеобразовательной школе стать общественно активной без ущерба для выполнения ее основных функций в качестве муниципального образовательного учреждения. Вот основные моменты концепции.

Недостаточность теоретического преподавания граждановедения и игровых тренингов развития гражданской активности в искусственной социальной среде
Школа должна воспитать и подготовить не только грамотного и потенциально способного к освоению той или иной профессии человека, но и позитивно социально ориентированного и адаптированного к жизни в реальном обществе гражданина. И эта задача сегодня признана российским образованием.
Однако академические часы, посвященные изучению гражданских прав и обязанностей, государственного устройства и так далее, мало связаны с жизненной повседневной практикой ученика. В лучшем случае в его памяти останутся теоретические истины, неизвестно как приложимые к жизненной реальности. Необходимость гражданского практикума становится сегодня очевидной и общепризнанной. В целях гражданского воспитания в школах сегодня практикуется формирование и развитие различных вариантов школьного ученического самоуправления. Но создание позитивной гражданской микросреды внутри школы, резко контрастирующей с сегодняшними социальными реальностями, в которые ученик включается ежедневно, как только покидает после уроков школу, не может служить устойчивому закреплению ценностей и практических навыков законопослушной и ответственной позитивной гражданской активности. Гражданские идеалы и ценности, а также практические навыки их реализации должны утверждаться и закрепляться у учащегося постоянно как в школе, так и, возможно полнее и чаще, вне школы.

Создание в школе реальной социальной среды для непрерывного гражданского воспитания
Содержание сибирской модели общественно активной школы является то, что в дополнение и в развитие традиционного граждановедческого подхода, уже укрепившегося сегодня в школе, предлагается использовать огромный потенциал уроков по естественнонаучным дисциплинам, по изучению русского и иностранного языка и других для изучения и обсуждения актуальных социальных вопросов и проблем, информацию о которых ученики получили (или еще не получили) на уроках граждановедения. То есть предлагается интегрировать гражданское образование и воспитание во всю образовательную работу школы, как можно более широко используя при этом раскрепощающие интерактивные методики проведения как уроков, так и внеурочных воспитательных и познавательных мероприятий, включая сюда и деятельность ученического самоуправления. Наглядным материалом для такого интерактивного исследования и обсуждения учителям и их ученикам должна служить сама реальная жизнь вокруг школы, в окружающем школу сообществе, в селе, поселке или городе, в контексте региональных и федеральных реалий, событий и тенденций. Таким образом, школа создает единое внутри себя и неразрывное с реальной жизнью поле гражданского образования и гражданского воспитания своих учеников. Говоря иначе, школа становится общественно активной, и ее образовательная деятельность – общественно ориентированной.

Гражданская практика для детей и молодежи
Полученные на уроках гражданского образования знания о таких понятиях, как гражданские права и обязанности, гражданская, общественная активность, некоммерческий сектор и некоммерческие организации, благотворительность, добровольчество и др., и закрепленные в процессе активного участия в многообразных формах ученического самоуправления навыки общественной активности, социального партнерства, ученики должны практически использовать для самостоятельного совместного осознания значимых для них реальных проблем как внутри, так и вне школы, в окружающем сообществе, для объединения в команду и поиска путей и методов их решения, для планирования своей коллективной деятельности и, наконец, для достижения поставленных командой целей по разрешению выбранной проблемы. Для реализации этой задачи школам необходимо реализовать программу “Добровольчество”. Практика показывает, что, если детям не навязывают целей, а дают возможность их самостоятельно выбрать, не навязывают планов и программ, а только помогают их сформулировать, не заставляют действовать, но помогают советами, когда они об этом просят, дети успешно решают такие социально значимые задачи, за которые умудренные практикой гражданской пассивности взрослые даже не берутся.

Создание вокруг школы активной среды для непрерывного гражданского воспитания родителей и окружающего школу местного сообщества
И наконец, для согласования воспитательных подходов школы и семьи, для формирования единого местного пространства гражданского воспитания школа с необходимостью должна приступить к выстраиванию развивающего социального партнерства с родителями своих учеников, призванного привить родителям навыки благотворительности, добровольчества, позитивной социальной инициативы, общественной самоорганизации и гражданского действия. Для выполнения этого школа приступает к реализации многовариантной и многошаговой программы “Партнерство: школа-соседское сообщество”. Как это принято и уже стало сегодня привычным, в соответствии с Законом “Об образовании” школа формирует внутри себя (через изменения и развитие устава школы при участии родительской общественности) различные организационные формы вовлечения родителей в школьное самоуправление (соуправление): родительские комитеты, советы и в соответствии с Указом Президента РФ N 1134 попечительские советы. Далее ставится задача привлечь в такие организационные формы не только родителей, но также потенциальных спонсоров, руководителей местных администраций, депутатов местных советов и т.п., а также выпускников школы. Далее в соответствии со ст. 1041 Гражданского кодекса РФ школа юридически и организационно вовлекает родителей в совместную образовательную и воспитательную деятельность, переводя индивидуально каждого родителя, каждую семью из роли потребителей образовательных услуг в роль партнера и равноправной и равно ответственной за конечный результат стороны совместной образовательной деятельности. Дальнейшее развитие сотрудничества с родителями идет в направлении формирования их в общественно активное социальное объединение. Правовой основой этого процесса служит федеральное (и где имеется – региональное) законодательство о некоммерческих организациях, а также п.8 ст.12 Закона РФ “Об образовании”. Для этого в соответствии с процедурами, пошагово расписанными в методических рекомендациях программы “Партнерство: школа-сообщество”, на базе школы родительская общественность и коллектив педагогов совместно на равноправной основе учреждают партнерскую некоммерческую, часто благотворительную организацию (фонд, общественный фонд, общественная организация, некоммерческое партнерство и т.п.) – организационно-правовую форму для развития и закрепления социальных инициатив родителей, а также для превращения местной социальной группы родителей учеников данной школы в первое в данной местности “соседское объединение”, которое в перспективе является первым местным институтом, первым “кирпичиком” будущей инфраструктуры местного “соседского сообщества” – полноценного локального гражданского общества. Такая партнерская НКО аккумулирует и использует и для поддержки образования, и для развития самого сообщества реальные многообразные ресурсы школы, сообщества, а также привлекает и зарабатывает новые ресурсы, недоступные без использования предложенных подходов.

Результаты практической реализации предлагаемых подходов, осуществленные общественной организацией Центр “Сотрудничество на местном уровне”
Более трех лет Центр “Сотрудничество на местном уровне”, являясь моделью ресурсного центра на базе общеобразовательной школы, реализует перечисленные выше компоненты программы совместно с сибирскими школами при поддержке региональных и местных управлений/отделов образования. Кроме индивидуальной работы со школами Центр “Сотрудничество на местном уровне” также ежегодно реализует интенсивную интегральную программу “Подготовки кадров для общественно активных школ”.
Два года назад завершена вторая годовая программа “Подготовки кадров для общественно активных школ Новосибирской, Томской, Иркутской областей и Красноярского края”. Две годовые программы подготовки кадров (1997/98 и 1998/99 гг.) состояли из двух пятидневных сессий, каждая для администраторов и педагогов школ, лидеров НКО и активистов местных сообществ из вышеуказанных регионов, отобранных на конкурсной основе. Для всех участников эти программы были бесплатными, транспортные и командировочные расходы взяла на себя общественная организация Центр “Сотрудничество на местном уровне”. В результате родительской общественностью и педагогами учреждены и успешно работают более 15 благотворительных общественных фондов, общественных организаций, некоммерческих партнерств на базе школ в указанных выше регионах как в больших городах, так и в сельской местности. С самого начала своей деятельности родительские НКО не только занимаются непосредственной поддержкой школы (проводят текущий ремонт, приобретают компьютерную и множительную технику, методическую и учебную литературу, обеспечивают доступ школы к сети “Интернет”, не только содействуют расширению перечня дополнительных образовательных услуг, финансируют творческие студии, кружки и даже оплачивают повышение профессионального уровня педагогов школы, направляя их на курсы повышения квалификации), не только создают в школе дополнительные возможности для организации детского творчества и досуга, занятий спортом и учеников, и родителей, и других членов местного сообщества (ремонт и восстановление плавательного бассейна в школе, приобретение оборудования и организация работы школьной лыжной базы).
Они также обеспечивают использование этих ресурсов для оказания платных услуг и реинвестирования прибыли на нужды школы. Они часто оказывают другие социальные услуги окружающему населению, прежде всего – нуждающимся в социальной помощи пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям (благотворительные ярмарки с приглашением туда пенсионеров и инвалидов, вручение им продуктовых подарков, собранных у местных предпринимателей в порядке спонсорской помощи, передача им одежды second hand, собранной учениками в рамках программы “Добровольчество”, проведение праздничного концерта силами школьных кружков и студий и т.п.). Все конкретные примеры работы созданных на базе школ НКО трудно перечислить.

Более 50 школ, воспользовавшись предложенными подходами и сформировавших себя в качестве общественно активных, организовали свою работу по привлечению ресурсов окружающих их сообществ через активизацию работы школьного самоуправления и развитие неформального партнерства с родителями и другими членами местного сообщества. Более 6000 педагогов, которые получили информацию и материалы в Центре “Сотрудничество на местном уровне”, активно используют в своей образовательной деятельности идеи, принципы и подходы общественно ориентированного образования, обмениваясь с коллегами своим опытом и достижениями. Общественно активные школы из числа лидеров в осуществлении предложенных программ уже выходят сегодня с предложением к окружающим сообществам и к органам местного самоуправления начать работу по организации на базе школы территориального общественного самоуправления в своем микрорайоне. Ресурсов нашей общественной организации недостаточно для быстрого продвижения в жизнь предложенной социальной технологии. Поэтому уже состоявшиеся общественно активные школы становятся ресурсными центрами не только для своих сообществ, но и для соседних с ними школ.
Так, школа N 96 г.Железногорска Красноярского края, проведя большую работу по выстраиванию отношений социального партнерства с окружающим сообществом в своем микрорайоне, создав в январе 1999 г. с родительской общественностью благотворительный фонд, в настоящее время помогает другим пяти школам своего города в освоении и внедрении в практику работы общественно ориентированного образования и в развитии партнерства с окружающим сообществом. Школа N 91 из этого же города является совместно со своим благотворительным фондом инициатором создания микрорайонного территориального общественного самоуправления.
Социальная технология формирования некоммерческого сектора и гражданского общества на базе школы на местном уровне становится самоподдерживающейся и саморазвивающейся. Для обеспечения этого также осуществляется еще одна годовая программа подготовки (состоящая из трех пятидневных сессий, взаимных посещений регионов, постоянных консультаций и информационно-методической поддержки) региональных инструкторов для общественно активных школ. Первая такая программа завершилась два года назад подготовкой квалифицированных и активных региональных инструкторов для школ и местных сообществ Иркутской, Томской, Новосибирской областей и Красноярского края.

Тамара ЕПАНЧИНЦЕВА,
руководитель Центра “Сотрудничество”
Красноярск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте