search
main
0

Вместе весело шагать… Возможности ИКТ в формировании воспитательной системы класса

Современное общество стремительно меняется, предъявляя все более высокие требования к детям. Поэтому невозможно не согласиться со словами Игоря Бестужева-Лады о том, что «фигура профессионального воспитателя становится для подрастающего поколения не роскошью, а средством передвижения по жизни». Каждый педагог формирует ребенка не по частям, он имеет дело с целостной личностю, и поэтому должен заботиться и о развитии всех его способностей, и о формировании нравственных основ».

Совместно с учениками, родителями и классными руководителями нашей школы мы разработали модель воспитательной системы класса. Она позволяет целенаправленно и обоснованно строить работу в этом направлении, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать совместные действия всех субъектов воспитательного процесса в организации жизнедеятельности класса. А это, несомненно, способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов.

Цель воспитательной системы: создание условий для сознательного выбора молодыми людьми своего жизненного пути на основе общечеловеческих культурных ценностей.

Задачи:

создание благоприятной среды для разностороннего развития личности школьника;

пробуждение интереса ребенка к самому себе, формирование адекватной самооценки и чувства самоуважения;

формирование и развитие навыков самопознания, самосовершенствования, саморефлексии.

Принципы деятельности:

Познай себя – это интересно!

Сотвори себя – это необходимо!

Утверди себя – это возможно!

Прояви себя – это реально!

Система имеет социальную ориентацию, приоритет которой – коллективная творческая деятельность. За основу содержания воспитательной работы я беру формирование у детей базовой культуры личности. Это касается следующих направлений:

культура жизненного самоопределения (формирование правильного отношения детей к себе, своему здоровью, образу жизни, целостного мировоззрения, умения отстаивать свои позиции);

культура семейных отношений (формирование уважительного отношения к семье, своим предкам);

экологическая, художественная, физическая культура (привитие любви и бережного отношения к природе, искусству, стремление к физическому совершенству);

интеллектуальная, нравственная культура и культура общения.

Для реализации этого мы используем самые разнообразные формы деятельности: тематические вечера, научно-практические конференции, праздники, походы, слеты, бинарные уроки, трудовые и экологические акции и десанты, ролевые игры, соревнования и другое.

На становление жизненных позиций школьника особое влияние оказывает детское самоуправление – совместная деятельность учеников, их равноправные отношения и управление своим поведением и собственной деятельностью. Главное здесь – постараться привлечь каждого школьника к участию в общественной работе, поэтому за основу классного самоуправления мы берем Советы дела. Они помогают ребятам стать лидером в зависимости от интересов и увлечений каждого. Для решения многих значимых вопросов проводится общее классное собрание. Также избираются глава самоуправления, староста и ответственные за сектора, отвечающие за разные направления деятельности. Для формирования лидерских качеств активно используем возможности районных и областных лагерей актива.

Именно общение со взрослыми, прежде всего своими родителями, помогает преодолеть тот барьер, который так часто становится разобщающим поколения, не находящие общего языка. Точки соприкосновения можно выявить, лишь изучая общие интересы, поэтому работе с родителями я отвожу значимое место в воспитательной системе. В каждом отдельном случае стараюсь использовать наиболее эффективную форму, будь то общешкольное собрание или индивидуальная встреча, семейный праздник или соревнование детей и взрослых, помощь в организации праздника или изготовление костюмов. Главное, чтобы родители участвовали в жизни класса, интересовались происходящим в школе, нашими победами и трудностями, жили проблемами и успехами своих детей, не оставались равнодушными, не ставили барьеров между семьей и школой.

Все направления работы в рамках воспитательной системы связаны воедино. А поскольку это динамичная система, изменяющаяся со временем, то, конечно же, необходимо учитывать возрастные изменения детей, а также все происходящее в жизни школы, общества, класса. Система работы предполагает реализацию идеи сотрудничества и формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Это способствует достижению в нашем классе положительных результатов в учебно-воспитательном процессе и гарантирует:

высокий уровень успеваемости и качества знаний;

высокий уровень школьного патриотизма;

восприятие учениками своего класса как семьи;

высокий уровень развития у детей таких качеств, как уважение к старшим, готовность прийти на помощь, толерантность, активность и так далее;

высокую степень удовлетворенности своей деятельностью в классе и школе, заинтересованность и активность в общешкольных мероприятиях и делах.

Поиск – наиболее характерное состояние для творческого учителя. Он постоянно ищет такой вариант подачи материала, который облегчит восприятие и поможет надолго сохранить нужные факты в памяти учеников. Он не упускает возможности придумать новую задачу, сохранить копию уникальной фотографии, записать еще один пример к известному правилу, зафиксировать каждый этап взросления и формирования своих воспитанников. Наконец, педагог стремится к тому, чтобы сделать каждый час общения с детьми более интересным, превратить его в увлекательный процесс.

В последнее время у учителя появилось много помощников в достижении этих целей. Один из них – это персональный компьютер и пришедшие вместе с ним в школу информационные технологии.

Ерденевская средняя школа – победитель конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы в рамках ПНП «Образование». И на сегодняшний день здесь есть технические средства обучения, которые позволяют разнообразить формы и методы учебно-воспитательного процесса:

современный компьютерный класс;

интерактивная доска;

стационарно установленный проектор;

документ-камера;

цветной принтер;

ноутбук;

графический планшет и прочее.

Современное оборудование позволяет нам представлять интересный материал совместной деятельности, формировать многолетний банк данных о классном коллективе, участвовать в различных мероприятиях, заниматься с интересом. Расскажу о некоторых направлениях.

Работа с цифровыми фотографиями

Школьник, имеющий цифровой аппарат, должен не только владеть азами фотосъемки, но и уметь обрабатывать отснятые шедевры на компьютере. Для такой работы существуют профессиональные программы, например легендарный PhotoShop. Но для полноценного обучения работе с ними в рамках занятий обычно никогда не хватает времени и, главное, квалификации самого педагога. Поэтому мне много помогают и сами ребята. По моей просьбе они приносят на занятия несколько вариантов программ для работы с цифровыми фотоаппаратами. Мы не только создаем банк фотографий, но и делаем фотогазеты, коллажи, фотосюрпризы для одноклассников и их родителей.

Работа с Интернетом

Уроки и классные часы с использованием мультимедиалекций в нашей школе уже не редкость. Диски или книги, которые несут необходимую для решения воспитательных задач информацию, не всегда есть в наличии, поэтому без ресурсов Глобальной сети здесь не обойтись ни мне при подготовке к мероприятию, ни ученикам при выполнении своих проектов. Интернет – это еще и средство общения с другими учителями, а также бывшими нашими учениками, которые до сих пор про нас не забыли. Помимо всего прочего в Сети мы находим сообщения о всевозможных конкурсах, в которых принимаем участие, темы проектов, старинные документы и массу другой полезной информации.

Банк данных

В течение нескольких лет мы накапливали в школьном компьютере собранный материал разного рода. В банке данных находятся следующие папки:

Фотоматериалы.

Методические разработки.

Наши работы.

Наши достижения.

Класс.

Теперь у нас есть большой архив работ, творческих проектов, мастер-классов, конспектов занятий, дидактических материалов, дипломов и грамот учеников и учителя, фотографий рабочих моментов и фотосессии самих школьников, а также многое-многое другое.

Фестиваль воспитательных систем

Школа наша небольшая – всего 200 учеников и 25 учителей. Мы живем одной дружной семьей, а все общешкольные мероприятия очень нас объединяют. ИКТ позволяют красиво и доступно презентовать свое видение той или иной проблемы и ситуации, наглядно представить результат или проект. В прошлом учебном году все классы готовили презентации своих воспитательных систем. Фестиваль длился два дня. У каждого класса была своя программа. Защита сопровождалась презентациями, которые ученики создавали совместно с учителями в программе PowerPoint. Получился настоящий праздник.

***

Это лишь некоторые направления, которые помогают нам в воспитательной работе со школьниками. Замечу, мы работаем с сельскими детьми, и с приходом ИКТ нам все более и более становится ясно, что не существует различий между городом и селом, если информатизация приходит во все дома. А дети наши просто талантливые!!!

Елена ДРОЖЖИНА, учитель английского языка, Ерденевской школы, Малоярославецкий район, Калужская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте