search
main
0

Вместе к звездам

Желание понять, исследовать, воссоздать уже понятое дошкольники реализуют в конструктивной деятельности

Космос – это не только ближайшая необъятная область Вселенной. Космос – это греческое слово, обозначающее порядок и гармонию. А разве малыш не живет в гармонии с собой, разве имеет границы воображения?

Самым любимым видом деятельности дошкольника является игра. А в игре нет границ, нет невозможного. Воображение переносит детей в любые пространства, в любые части нашей Земли: на Северный полюс и в Африку, в подводный мир и даже в космос. Следуя за ребенком и его интересами, мы выстраиваем траекторию его развития, где главными факторами являются игра, деятельность и общение.

Воспитание, обучение и развитие – это очень тесно переплетенные между собой процессы. «Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием» – так писал знаток детской души психолог Лев Выготский.

Деятельность воспитателя направлена на создание такой образовательной среды, где основная модель познания – это действие! Через действие происходит не только понимание законов мира, но и развивается процесс формирования взглядов, суждений, оценок, воспитывается ответственность, формируется фундамент социально-нравственного развития.

В дошкольных группах нашей школы процесс воспитания и обучения проходит, интегрируясь с разными образовательными областями. И трудовое, и экологическое, и художественно-эстетическое, и физическое, и нравственное воспитание, и, конечно, умственное развитие проникают во все области развития дошкольников. Часто они трудноразделимы и выступают единым блоком.

Давайте подробнее остановимся на роли умственного развития и нравственного воспитания в становлении ребенка. Эти две составляющие очень сильно влияют на развитие личности современного дошкольника, дают ему опору для постановки и достижения целей и ориентируют на нравственный выбор в интересах общества. Через нравственные ценности воспитываются личностные качества: доброта, справедливость, умение работать в команде.

Космос – это неизведанный мир. Такой же неизведанный мир живет в душе каждого ребенка. Желание понять этот мир, исследовать, воссоздать уже понятое наши дошкольники реализуют в проектной и конструктивной деятельности. В современное образование уже прочно вошли такие формы познавательных и воспитательных процессов, как интегрированность и конвергенция. В дошкольной практике менее заметны дисциплинарные разделения, все области образования легче пронизывают друг друга, а это и есть «точка схода во вселенной», в которую мы стремимся, шагая по пути конвергентности. Конструирование и проектная деятельность осуществляются на стыке разных наук, строятся с опорой на опыт детей, имеют практическую основу и развивают общение и коммуникацию между взрослыми и детьми.

Конструктивная деятельность интегрирует в себе и поисковую деятельность, и усвоение сенсорных эталонов, и развитие математических представлений и критического мышления, и воспитание личностных качеств, и формирование самооценки.

Наша задача – создать среду, в которой ребенок мог бы реализовать свои замыслы. Педагоги и воспитанники дошкольных групп эффективно используют ресурсы школы, а именно образовательный комплект Lego-Educations «Моя Москва». Комплект «Моя Москва» – это игровой набор практических материалов по развитию ключевых компетенций дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС. Занимаясь конструированием и проектированием, ребята путешествуют по Москве, знакомятся с главными достопримечательностями родного города, строят, преобразуют и создают новые городские объекты по заданным параметрам или по собственному замыслу.

В процессе конструирования у дошкольников развиваются умения следовать алгоритму действий, выстраивать собственный алгоритм, работать в команде, нести ответственность за свою работу или за ее часть, чувство уверенности в собственных силах, повышается самооценка, мотивация к дальнейшей деятельности. А не это ли дает нашим дошкольникам крылья для полета дальше?!

Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью и создавая свои проекты, ребята открывают для себя экологические связи, ценность природы, ее ресурсов, воды, древесины, нефти, изучают подводный мир, Арктику и космос. Дошкольники вместе с воспитателями создают очистные сооружения для воды, делают из макулатуры бумагу, строят из подручных средств нефтяную качалку, отправляют в космос ракеты из пластиковых отходов. Пусть это пока не по-настоящему, но вера в свои силы и желание открывать и создавать у детей порой бывают такими же сильными и бесконечными, как космическое пространство.

Ребята, которые исследуют и познают, делятся своими открытиями и изобретениями, участвуют в школьных, городских, международных конкурсах и фестивалях. Команда наших дошкольников в прошлом учебном году заняла первое место в городском командном батле «Космическое путешествие». Ребята представляли машину, очищающую воздух.

Еще одним важным фактором, влияющим на формирование и воспитание личности дошкольника, является образовательная среда. Она выполняет образовательную, воспитательную, стимулирующую и коммуникативную функции. Среда развивает ребенка нравственно, эстетически, умственно. Новое трансформированное пространство «Пространство без границ» обеспечивает воспитателю вариативность в решении педагогических задач, а ребятам помогает самостоятельно перестраивать и легко вносить любые изменения в свою деятельность, игру или творчество. Воспитываются самостоятельность, ответственность, умение согласовывать свои действия в интересах детского коллектива.

Наш опыт показал, что через познание и действие у дошкольников развивается понимание законов мира, определяются нравственные ориентиры и воспитываются личностные качества.

В общей познавательной деятельности развивается очень важный компонент социокультурного пласта – общение. Общение строится на доверии. Мы очень бережем эту тонкую материю доверия между воспитателем и ребенком. Именно благодаря ей мы можем заглянуть в бесконечную космическую вселенную души каждого нашего дошкольника, понять его, полюбить и вместе с ним продолжать путь в неизведанное пространство к новым звездам.

Оксана КОВАЛЬЧУК, педагог-организатор школы №1474;
Татьяна ВЛАСЕНКО, воспитатель школы №1474

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте