search
main
0

Вместе интереснее. О семейном чтении и не только…

Веду в 6‑м классе урок по Антуану де Сент-Экзюпери. Зачитываю вслух историю о Маленьком принце и Лисе, а потом спрашиваю: «Расскажите, ребята, а кого вы приручили?» Руки взлетают вверх, ловлю стандартные ответы – кошку, собаку, канарейку… И вдруг охваченная внезапным озарением непоседливая, вертлявая девчушка громко, на весь класс выпаливает: «Я приручила человека. Я приручила свою маму!» Тревожно оглядываю класс, боясь, что раздастся убийственный хохот, но лица ребят серьезны – они правильно восприняли радостный порыв своей одноклассницы. Поняли и оценили. И тогда я неожиданно задаю нелепый вопрос: «А как это – приручить?» Задаю его самой себе, а ответами хочу поделиться с вами.

Панацея счастья?Я всю жизнь работаю в школе и поэтому почти никогда не бываю одна. Всегда с людьми. Всегда в коллективе. Загруженность такова, что на своих близких остается совсем немного времени. Но, несмотря на это, мне везет: родственные узы с годами только крепнут, и кризис семьи, о котором сейчас так много говорят и пишут, у нас совсем не ощущается. Часто думаю, как стало возможным – тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить, – такое счастье, и прихожу к выводу, что во многом этому способствовали книги, которые мы читали вместе. Семейное чтение – возможно, это и есть панацея от невзгод, поражающих наше общество. Совместное чтение объединяет нас.Что значит читать вместеСемейное чтение обычно представляют так: после вечернего чая семья уютно располагается в креслах – кружком вокруг одного из членов семьи, и вместо просмотра телевизора все с упоением слушают главы из очередного романа. Должна огорчить, эта идиллическая картинка вовсе не соответствует действительности. Она еще была возможна в XIX веке и даже в начале XX века, да и то, как правило, в состоятельных семьях, где находилось время для досуга. Но сейчас, при тотальной занятости взрослых, возможно ли такое? В лучшем случае удается прочитать ребенку сказку на ночь. А как быть со старшими детьми? У них свои проблемы, свои интересы. Они тоже заняты.А теперь объясню: семейное чтение не обязательное кружковое занятие, а процесс утверждения культурных кодов, общих для всех членов семьи – и для детей, и для взрослых. Что бы ни говорили поборники и противники нравственных линий в художественных книгах, нужно понимать, что моральное прочтение, как и другие виды прочтения книги, имеет право на существование, поскольку писатель всегда утверждает какие-то ценности, какие-то позиции. Станут ли они семейными и как к ним относиться, решать только вам. Читать вместе – значит формировать общие ценности и вырабатывать близкое понимание культурных кодов. Чисто физически читать можно и врозь. Главное, чтобы прочитанное стало общим достоянием. Следовательно, о прочитанном надо разговаривать.Дом без домовогоА как разговаривать о книгах? Для этого нужно создать условия, и здесь много хитростей. Прежде всего нужно, чтобы книги были. Как факт, как явление. Дом без книги все равно что фантик без конфеты. Вроде бы ярко и красиво, а развернул – пусто… Вероятно, это не самое лучшее сравнение. Тогда вот более привычное: это будто тело без души, как дом без домового. И скажу по секрету: домовой любит книги, он перечитывает их вместе с вами.Дома должен быть хотя бы один книжный шкаф, и у каждого должна быть в нем своя книжная полка. Как правило, если родители не читают, то и дети читать не будут. Дети подражают родителям, и они должны видеть увлечения своих родителей – и прежде всего духовные устремления – по выбору книг. Дети любопытны и обязательно спросят, что вы читаете. Не упустите этот момент. Стоит несколько раз отмахнуться от вопросов, и они, предчувствуя негативную реакцию, больше никогда не поинтересуются вашими занятиями. Обязательно прервите чтение и расскажите, что вас удивляет в прочитанном, насколько хороши или плохи герои книги, на какие мысли наводят их поступки. Вызовите у детей яркие эмоции, и они обязательно откликнутся и захотят прочесть книгу.Понятно, что у ребенка должна быть своя книжная полка. И вот вам маленькая хитрость: на полке должно быть достаточно свободного места. Догадываетесь почему? Для новых книг, разумеется.Книга бумажная и электроннаяА как быть с электронными книгами? Ведь сейчас можно все необходимое найти в Интернете? Это замечательная возможность, предоставленная современным уровнем развития прогресса, но… Пусть вас не вводит в заблуждение термин: под электронной книгой обычно понимается электронный текст, который на разных «читалках» может выглядеть по-разному. Увы, он лишен особенностей книги бумажной. Электронную книгу не возьмешь в руки, не пролистаешь страницы, не ощутишь запах свежих страниц, а если это букинистическая книга – дыхания времени. Ее не положишь под подушку на сон грядущий, ею не похвастаешься перед друзьями. Она не существует как вещь. А вспомните, как мы отзываемся о любимом романе – это «вещь», говорим мы, и это правильно, потому что понравившиеся вещи мы присваиваем или покупаем в магазинах – в характере человека полюбившееся опредмечивать. Иначе как же ими владеть? Как владеть электронными книгами? Они виртуальны, в реальности их нет.Как это ни странно, но книги, имеющиеся дома, в отличие от электронных влияют на нас даже в том случае, если они еще не прочитаны. Да, именно так: книги, которые мы не читали, но которые есть в домашней библиотеке, нас тоже связывают в крепкую семью, и связь эта тянется через годы. Я с детства помню многие книги, которые когда-то были у нас дома и до которых не доходили руки. Я прочла их гораздо позже, хотя и слышала одобрительные отзывы родителей об их любимых романах. Но я знала, что эти книги существуют, они есть, стоит только добраться до заветной книжной полки и протянуть к ним руку. Так постепенно они меня приручили, привязали к себе. И теперь, вчитываясь в странички книг, так долго ждавших меня, я ощущаю тепло и духовное родство с моими любимыми мамой и папой. А если бы не родители, я бы проходила равнодушно мимо многих книг, их переплеты были бы холодны и никого мне не напоминали. Рассказывайте о прочитанных книгах своим детям – так сплетаются семейные узы.Как читатьВ мире много книг. Хороших и плохих. И каждый день выходят все новые и новые. Разве можно объять необъятное? Предлагаются разные решения. Очень часто слышу, как рекламируются разные методики скорочтения.А нужно ли читать быстро? Надо ли этому учиться? И да, и нет. Несомненно, нужно обладать навыками хорошего темпа чтения, но меня ужасает мысль, когда информацию предлагают «считывать» абзацами, охватывая одним взглядом. Тут надо разбираться, в чем состоит цель нашего чтения. В усвоении возросшего массива информации? Ни в коем случае! Наш мозг не помойка и не свалка мусора. Информация, которую мы получаем, нужна не для бессмысленного запоминания, а для анализа. Для мышления. Мы читаем, для того чтобы думать, и думаем, для того чтобы читать – искать ответы на возникающие в процессе размышлений вопросы. В этом смысле художественная литература и есть способ познания мира. Это особый, образный метод, не менее важный, чем научный, поскольку касается самой важной сферы – человековедения.При чтении важны результаты, а это мысли и эмоции. Лучше однажды разобраться в душевных порывах Оленина из повести «Казаки», чем на скорую руку прочитать все девяносто томов Толстого. Лучше несколько раз перечитать строчки Гоголя, остановиться, прочувствовать красоту языка, улыбнуться неподражаемому юмору, чем ознакомиться с «Вечерами на хуторе близ Диканьки» в кратком изложении. Приучайте детей к вдумчивому чтению, и тогда результат превзойдет ожидания.* * *- Как же тебе удалось приручить свою маму? – заглядываю я в серьезные глаза шестиклассницы.- Я рассказываю об уроках и прошу объяснить тему, даже если все понимаю, – признаеся она. – Ведь делать уроки вместе интереснее, правда?«Ах ты хитрая Шахерезада, – удивляюсь я про себя. – Из тебя самой получится прекрасная мама!» ​Фаиля СИТДИКОВА, учитель русского языка и литературы, д. Нуркеево Туймазинского района Республики Башкортостан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте