Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Властители умов

Учительская газета, №11 от 16 марта 2010. Читать номер
Автор:

В рамках Всероссийской книжной ярмарки, открывшейся 10 марта на ВВЦ в Москве, «Клуб ценителей русского языка» издательской компании «АСТ-Пресс» провел выставку, приуроченную к 150-летию выхода словаря Владимира Даля, и «круглый стол» «СМИ. Школа. Издатель. Кто владеет нашими умами?», собрав за ним учителей, филологов, издателей. Выступавшие отметили, что в интернет-пространстве слабо представлено образовательное наполнение, однако оно дает определенную свободу слову, и если кто-то неправильно ею пользуется, кто же виноват?

– Каждый человек настраивает Интернет под себя, – отметил лингвист Максим Кронгауз. – Я выбираю несколько сайтов, которые интересны мне по моей специальности, дети – другое. Кто-то участвует в форумах. Все это создает некий коллективный разум, который действительно владеет человеком, без всяких мистических ассоциаций. Что из этого следует? Сейчас мы гораздо больше реагируем на информацию из Интернета, нежели из книг и газет. Школа, мне кажется, никогда не была властителем разума. То же – книга. Приведу пример. Последние скандальные события: авария на Ленинском проспекте в Москве и живой щит на Московской кольцевой дороге. В обычной ситуации они остались бы не замеченными никем, никого бы не привлекли. Но выступления в Интернете, призывы собрать свидетелей – все это создало вокруг этих событий действительно огромный резонанс, повлиявший на расследование дел.

Тем не менее роль Интернета нельзя преувеличивать. По статистике, ежедневно к нему обращается только каждый десятый россиянин. Вопрос о влиянии Интернета на языковую картину мира тоже спорен. По мнению Максима Кронгауза, Интернет может научить неправильной орфографии, портит ее (поскольку в нем представлена масса людей, не очень-то хорошо владеющих ею), но развивает речь. При всем этом, как бы там ни было, нельзя сбрасывать со счетов семью с ее влиянием на ребенка. «Когда человек начинает говорить, мы понимаем, из какой он семьи. Сказать, что школа не влияет, тоже неверно, – отметила лингвист Елена Шмелева. – Там, где есть авторитет учителя, там школа и школьная библиотека сыграют свою роль, и это нельзя недооценивать».

Особо встал вопрос о роли и месте русского языка в школе. Существует мнение, что это не предмет, а только инструмент для овладения другими предметами. «Это узкопрофессиональное, ограниченное понимание, – отметил в своем выступлении учитель высшей категории Сергей Потеряйко. – Русский язык – для всей жизни. И если это осознать, тогда станет понятно, какое важное значение имеет пункт 5 раздела 2 проекта Профессионального кодекса учителя, где записано: «Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи…» и далее: «не допускает ругательств, грубых и оскорбительных фраз». Почему столь важно вписать в Кодекс учителя строки о русском языке? Владение им учит думать. Если обществу это нужно, тогда изучение русского языка должно быть, во-первых, неотрывным от литературы, во-вторых, владение русским языком должно стать критерием учительского профессионализма. Надеюсь, что Профессиональный кодекс несколько перевернет представление о месте русского языка в школе и его изучении».


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту