search
main
0

Власть

“Грязные танцы” на выборах в Иркутске

Во время губернаторских выборов Иркутск был оклеен листовками с компроматом на кандидатов, бушевали митинги, разбивались витрины. Полыхнула даже дача начальника УВД, который обнародовал нелицеприятные факты биографии одного из соискателей.

Жизнь главного претендента на пост губернатора Бориса Говорова, мэра Иркутска, конкуренты рассматривали “с лупой в руках”. И что же они увидели?

Обыкновенная трудовая семья ютилась в бараке на окраине города. Мать Бориса Александровича Ольга Яковлевна осталась после похорон мужа-фронтовика с тремя сыновьями и тремя рублями в кармане. Борис начал работать в 15 лет.

С отличием окончил вечернее отделение Политехнического института. Стал инженером, потом руководителем. Говоров относится к той породе людей, которые “сделали себя сами”.

Когда проводились социологические опросы, главными качествами кандидата люди называли честность, порядочность. Многие были поражены: мэр Иркутска живет в той же самой квартире, которую получил в 1978 году, будучи инженером, не имеет личной машины, и вся его недвижимость – старый дачный домик.

На пост мэра Борис Говоров был избран почти 80 процентами избирателей. В тот год в Иркутске не было построено ни одной школы, закрывались детские сады, один за другим умирали творческие коллективы, за один милицейский рейд подбирали десятки бродячих детей. Вряд ли можно остановить социальный распад в отдельно взятом городе, когда этот процесс идет по существу по всей стране. И все же за последнее время построены 5 школ, госпиталь для ветеранов, детские сады, приют для детей-сирот, открылись 33 детских клуба, проведен капитальный ремонт нескольких больниц, пущена новая троллейбусная линия, новый европейский облик обрел городской рынок…

На открытии 63-й школы, которая превратилась во дворец после достройки и ремонта, мэрия пришла в полном составе. Стоило видеть счастливое лицо Бориса Александровича, когда он разрезал ленточку, и все без слов было ясно: он за тех, кто будет поднимать страну на ноги – за детей, за учителей, за врачей, за работников культуры.

В предвыборную кампанию Говоров обьездил огромную территорию, был на севере, в крупных городах и малых поселках. Встречи с избирателями затягивались на несколько часов. Так формировалась его предвыборная программа, направленная на решение социальных проблем. Учителя обеспокоены тем, что в глубинке почти нет молодежи, люди уезжают на поиски работы и жилья. У Говорова есть план возрождения севера и сельских районов Сибири. Он предлагает целую серию льгот для подготовки специалистов разных уровней и профессий целевым назначением. При том, что финансовая часть программы будет обеспечиваться региональным бюджетом.

Многие негативные явления, связанные с трудностями переходного периода, ему удалось лишь приостановить. Ссуды на строительство квартир, освобождение от налогов предприятий, которые становятся на ноги, кредиты на покупку импортного оборудования – все это уже работает в Иркутске. Мэр приостановил жилищную реформу, считая, что она не продумана. Важное место в его программе занимают медицина, образование и культура. Один из главных принципов Говорова – бесплатное среднее и высшее образование.

Поддержку Говорову оказал экс-губернатор Иркутской области Юрий Ножиков. Работать с Говоровым трудно, как и со всяким принципиальным, деловым и сильным человеком, и не раз между ними возникали разногласия. Но именно принципиальность Говорова Ножиков считает главным качеством, необходимым для губернатора.

Главный аргумент Ножикова во многом определил победу Говорова: его соперники задолжали своим рабочим зарплату за 8-9 месяцев, в Иркутске же задержка зарплаты всего 15 дней.

Виктория ГАЛКИНА

реформа

Через общественное согласие

В прошлом номере “Учительской газеты” опубликован состав Комиссии Правительства Российской Федерации, главной задачей которой является организация работы по созданию концепции реформирования образования, учитывающей богатые традиции образования России и новые реалии социально-экономической жизни страны. В своей деятельности комиссия, возглавляемая заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Н.Сысуевым, будет опираться на рабочие группы, разрабатывающие подходы к реформированию образования России, а аналитическую группу, занимающуюся экспертизой материалов рабочих групп, консультированием представителей рабочих групп, а также, при необходимости, подготовкой материалов рабочих групп к рассмотрению на Комиссии.

В июле 1997 года приступила к разработке концепции реформирования образования рабочая группа, у истоков рождения которой стоят министр образования России В.Г.Кинелев, член президиума Российской академии образования Э.Д.Днепров и организатор инновационного педагогического движения “Эврика” А.И.Адамский. За короткий период рабочей группой интенсивно проведено три семинара по различным аспектам системы образования. Материалы первых двух семинаров уже поступили в аналитическую группу.

31 июля 1997 г. в МГУ им.М.В.Ломоносова по инициативе председателя Союза ректоров В.А.Садовничего состоялось заседание Союза ректоров, в котором акцент был сделан на выработку стратегии развития реформы профессионального образования. Материалы заседания Союза ректоров также переданы в аналитическую группу.

В перспективе Комиссии по итогам деятельности рабочих групп, аналитической группы и обсуждения с общественностью будет осуществлена приемка концепции нового этапа реформирования образования, которую по поручению Председателя Правительства Российской Федерации В.С.Черномырдина предстоит представить в ноябре 1997 г. на заседание Правительства РФ. Комиссия Правительства РФ по реформированию образования в своей работе основывается на том, что реформа образования может быть осуществлена как своего рода акт общественного согласия. В связи с этим ключевые идеи реформы образования будут регулярно обсуждаться с педагогической общественностью, со всеми заинтересованными в развитии образования слоями общества. В ближайшее время исходные тезисы концепции реформирования образования будут широко освещены в средствах массовой информации и на августовских педагогических чтениях России.

Александр АСМОЛОВ,

ответственный секретарь комиссии,

Руководитель аналитической группы

Комиссии Правительства РФ

по реформированию образования

скандал

“Связьинвест” – воистину инвест

Кто-то из великих сказал, что все люди делятся на бизнесменов и обывателей.

Когда обывателю рассказывают кошмарную историю, он сразу же восклицает: “Ах! Какой ужас!” Бизнесмен лишь пожмет плечами: “Ну и что я с этого буду иметь?” Конечно, русской душе позиция обывателя гораздо симпатичнее. Но иной раз лучше оставаться бизнесменом хотя бы ради собственного психического здоровья. Скандал, разгоревшийся на прошлой неделе вокруг приватизации “Связьинвеста”, – именно тот случай.

В минувший четверг был подписан договор купли-продажи 25 процентов акций АО “Связьинвест” (российский монополист в сфере телекоммуникаций). В ходе аукциона пакет достался кипрской компании “Маском Лтд”, представляющей интересы нескольких финансовых структур, в первую очередь “ОНЭКСИМ-банка” (Владимир Потанин) и коммерческой империи Джорджа Сороса.

Что же получат (или потеряют) в результате этой сделки учителя?

Представителями правительства официально обещано, что значительная часть вырученных от аукциона средств пойдет на зарплату бюджетникам. Правда, какой бы ни была громадной сумма (примерно 10 триллионов рублей), на фоне долга одним только учителям – 7 триллионов – она выглядит довольно скромно.

Ситуация со “Связьинвестом” может отразиться не только на зарплате. Как известно, один из основных покупателей пресловутых акций – американский бизнесмен и филантроп Джордж Сорос.

Фактически это первый крупный шаг Сороса в российском бизнесе. Если раньше это имя действовало, как красная тряпка, только в пределах “патриотических” фракций Госдумы, то теперь Сорос нажил врагов и в нашем истэблишменте. Гениальный спекулянт вырвался на российский рынок и скорее всего не ограничится “Связьинвестом” и двинется дальше (например, есть данные, что Сорос намерен протянуть свои щупальца к компании “Роснефть”).

Превратившись для россиян из “доброго деда Мороза” в наглого финансового воротилу, Сорос наверняка еще сильнее озаботится проблемой своего имиджа.

Можно ожидать, что будут расширены благотворительные программы отделений Фонда Сороса. Увеличится и без того немалая помощь российской науке и образованию. Скорее всего получат новую жизнь “приглушенные” в последнее время программы грантовой поддержки российских ученых, педагогов и студентов.

Хочется верить, что люди, наделенные колоссальными деньгами и властью, не забудут о том, что они не одни на этой планете.

Григорий ТАРАСЕВИЧ

беспредел

Уборщиц – под “секвестр”

Иркутское главуно направило в города и районы области письмо, предписав изыскать возможности для сокращения стредств на образование. Коноваловская, Сенягинская, Ингашская, Брусовская, Короленковская… – это лишь часть малокомплектных сельских школ, которые намечено принести в жертву только в одном Тайшетском районе.

Под секиру попадут также штаты неполных и полных средних школ: уборщицы, повара, сторожа, библиотекари, лаборанты, руководители кружков.

К каким последствиям это приведет, нетрудно представить. Мало того, что упадет уровень образованности и воспитанности детей. По существу предлагается прекратить питание в школах, а значит, лишить ребят из бедствующих семей куска хлеба. Ликвидировать охрану – значит, отдать школу на разграбление бандитам и растерзание пожарам.

В обкоме профсоюза работников образования считают, что нарушены КЗоТ, Закон “Об образовании”, Декларация прав ребенка и, наконец, Конституция России. Людей предполагается выбрасывать на улицу без трудоустройства и даже без элементарного предупреждения об увольнении. Забыли чиновники также и о том, что такие категории работников, как матери с детьми до трех лет, беременные женщины и др., вообще не подлежат сокращению.

Правда, в письме главуно предлагается еще один вариант – менее либеральный. Ставки обслуживающего персонала можно сохранить… если учителя откажутся от дифференцированных надбавок, оплаты коммунальных услуг и средств на издательскую продукцию. Вот перед таким нелегким моральным выбором поставили педагогов чиновники. Они-то свой выбор уже сделали.

Виктория ГАЛКИНА

интеринформ

Каникулы продлевает… наводнение

Хотя тревожные прогнозы начали появляться с 5 июля, в первые дни наводнения в Польше была надежда, что все не так уж плохо, что как-нибудь обойдется. Но оказалось, что хуже некуда.

“Наводнение тысячелетия” – это когда уровень воды на улицах достигает нескольких метров, когда от одноэтажных домов остаются видны только крыши, когда “захлебываются” города и села страны. Погибают, исчезают без вести люди, тонет домашний скот, под водой остается все имущество.

Достаточно посмотреть телевизор, чтобы понять, что пережили в Польше те, кто в результате наводнения остался без крыши над головой, кто на оставленных водой руинах рискует стать жертвой той или иной эпидемии. Чтобы вывезти детей с затопленных территорий и хоть как-то помочь им пережить этот кошмар, по всей Польше организуются лагеря. По данным Министерства народного образования Польши, в безопасные места для организованного отдыха эвакуированы несколько тысяч детей.

Сейчас в Варшаве часто можно встретить группы одинаково одетых ребят, чьих родителей в Польше называют “поводянами”. Встретив одну из них, я обратила внимание на мальчика лет двенадцати, который в сторонке кормил своим бутербродом с колбасой бездомную кошку. На мой совет поесть сначала самому он обьяснил, что у него дома во Вроцлаве остались три кошки… Как же тяжело ребенку было потерять троих друзей! Где-где, а уж во Вроцлаве, наиболее пострадавшем от наводнения, было не до кошек. Потери и материальный ущерб до конца не оценены, опасность еще не миновала.

22 июля Министерство народного образования Польши сообщило, что от стихийного бедствия уже пострадало 601 учебное заведение: 139 детских садов, 286 восьмилетних общеобразовательных школ, 116 средних школ. Залито 15 высших учебных заведений в городах Вроцлав, Краков, Катовице и других. В это число не входят учреждения образования, принадлежащие другим ведомствам, а значит, потери еще более значительны.

Министерство рассчитывает, что до начала учебного года возможно провести ремонт в 450 учебных заведениях, а в ста ремонт будет закончен уже во время занятий. Уже сейчас очевидно, что 53 наиболее пострадавшие школы не откроют свои двери 1 сентября. 7 из них уничтожено почти полностью. Так, в гмине Быстшица Клоцка от школы, в которой учились 120 детей, не осталось даже фундамента.

Страшно было смотреть, когда в телевизионном репортаже из пострадавшей библиотеки показали книги, которые приходилось выжимать, как грязные мокрые тряпки. Печальное зрелище представляют собой размытые паркетные полы, разбухшая мебель. При этом надо помнить, что вода собирала на своем пути все без разбора – от разлагающихся трупов животных до содержимого свалок и помоек. Даже если что-то удастся спасти, то что делать с грязью и заразой, пропитавшими все вокруг? А что делать тем школам, чьи архивы погибли? Как выдавать документы выпускникам? Много, очень много непростых вопросов встало перед нашими польскими коллегами.

Министерство народного образования Польши делает все возможное, чтобы большинство детей из пострадавших школ начали учиться 1 сентября. Для этого планируется использовать другие помещения, направлять детей в соседние, уцелевшие школы, проводить выездные учебы и т.д. Только немногие ученики начнут учебный год с двухнедельным опозданием, что не должно сказаться на прохождении программы. Во всех высших учебных заведениях Польши учебный год начнется как обычно, 1 октября.

Галина АНИСИМОВА

Варшава

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте