Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Власть от века есть у слова… Проба пера

УГ - Москва, №24 от 13 июня 2017. Читать номер
Автор:

​Конкурс «Проба пера», организованный Московским городским Домом учителя, в этом году определен как всероссийский и мог бы иметь и второе название – «Поэтический дебют». Получили возможность быть услышанными авторы, которые еще только «пробуют перо», и те, чьи стихи уже были опубликованы. Их стихи так или иначе говорят о том, что развитие нашей поэзии, нашей литературы продолжается, что есть у нее и плодоносная почва, и внутренняя энергия.

Конкурс посвящался юбилеям великих русских поэтов – К.Н.Батюшкова, Н.А.Некрасова, А.К.Толстого, М.И.Цветаевой. А девиз конкурса – цитата из стихотворения А.К.Толстого  «Есть много звуков в сердца глубине» – определил тематическое разнообразие стихов. Конкурс дал возможность выявить и поддержать одаренных авторов. Учителя и ученики – люди разного возраста и разного жизненного опыта – прислали свои стихи из Москвы, Донецка, Пензы, Энгельса, Тамбова, Саратовской и Ярославской областей, Петербурга, Татарстана. Отрадно заметить, что начинающих поэтов объединили инициатива и организационная поддержка Москвы. В организации любого конкурса жюри – это люди, способные объективно оценить всегда субъективные результаты творчества. Выбрать лучших, не разрушить надежды впервые решившихся приоткрыть «глубину сердца» было доверено П.Н.Савилову, члену Российского союза писателей и доктору медицинских наук из Тамбова, А.В.Гулину, д. ф. н. (ИМЛИ РАН), писателю, И.А.Виноградову, д. ф. н. (ИМЛИ РАН), писателю, уральской поэтессе и члену Союза писателей России Е.Н.Козыревой. Присланные на конкурс стихи во многом удивили. Они отличаются большим тематическим разнообразием. Особенно порадовало, что тема России, любви к Родине, памяти о цене Победы и героях войны остается главным содержанием многих стихов.  И это не дань юбилеям и датам, а духовная потребность обозначить кровную и вечную связь с отцом, дедом, прадедом, с Родиной. Вот что отметил П.Н.Савилов:- Отрадно заметить, что этот замечательный праздник поэзии является продолжением одноименного городского конкурса, проведенного МГДУ в Москве в 2015 году и приуроченного к 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, а затем и в 2016-м. Однако расширение географии его участников не повлияло на качество отобранных для награждения и публикации работ, наоборот, открыло новые имена талантливых юных (и не только) поэтов, живущих в разных уголках России. Разбирая работы, присланные на конкурс, члены жюри были приятно удивлены тем, что тема Великой Отечественной войны по-прежнему продолжает волновать юных поэтов, как и темы малой родины, родной природы, тайн человеческого бытия. Значит, есть еще в России Иваны, не только помнящие свое родство, но и своими произведениями заставляющие других не забывать историю своего Отечества и свою родословную.Это наблюдение справедливо.Часто в школе детей требовательно просят выразить патриотические чувства по поводу героя или события. А в ответ получают клишированные фразы, за которыми скрывается непонимание самого слова «патриотизм» или холодное равнодушие. Конкурсные стихи дают надежду, что вылечить изъяны эпохи можно. Дети разные.  Надо их искать, поддерживать и «знакомить» с их же одноклассниками. Разве не вызывают восхищения чистые, не замутненные ложным пафосом строки стихотворения Нади Родиной, девочки из деревни Волково Ярославской области (ученица 8-го класса Середневской школы):Война!Пять букв!А сколько боли несет в себеТакое сочетанье букв!Насилие, убийства, море крови,Сожженье деревень и боль от адских мук.Что пережили наши предки – Осилит только русский дух!И как бы продолжает эти недетские размышления о войне грузин, московский школьник (школа №1861) Игорь Босикашвили:За родных своих, за Отечество,Своей кровью мир отстояв,Пусть же знает все человечествоИ пусть помнит, цену поняв,Как там бились ребята юные,Что должны были петь да плясать,Но… на пленках лица угрюмые,Где страданья и смерти печать.Когда мы читали присланные на конкурс стихи, то возникала мысль о том, что это пишут не просто девочки и мальчики, учителя, а в этих стихах слышится голос  того  самого народа, о котором взыскуем, на который надеемся, у которого давно есть национальная идея, не поддающаяся формулировке на многочисленных  ток-шоу. Но как точно и просто выразила эту идею Надя Мызина, ученица 7-го класса московской школы «Центр ЮССТ»:Россия – огромное, доброе сердце,Она принимает всех жителей с детства.Мы разные люди, мы разные лица!Мы вместе должны объединиться!В пределах одной статьи невозможно рассказать обо всех стихах, заявленных на конкурс. Однако смело можно утверждать, что это был конкурс о любви. Прямо к этой теме обращены стихи Т.С.Петровой (учитель школы №1590, Москва), И.Р.Ноздри (учитель школы №630, Москва), О.В.Фомичевой (учитель лицея №21, Тамбов). А еще о любви к Родине, поэзии, русской природе, к родителям и детям, к жизни вообще. Неожиданно внутри конкурса между незнакомыми друг с другом авторами возник диалог. Он касался трудной и порой болезненной поры взросления.  Вот Альбина Закирова (Академический лицей имени Н.И.Лобачевского при КФУ, Казань):Я жить хочу и жизнь узнать,Уметь любить, уметь прощать, Вам тяжело меня понять – Взросленье трудно описать!Трудно, но почему-то необходимо. И будто отвечает на это признание Валерия Гулик (11-й класс лицея №21, Тамбов):Маленький принц, я не хочу взрослеть,Я хочу еще видеть того барашка в коробке.Мне за годами своими пока не поспеть, Я хочу оставаться доброй, маленькой, робкой.Большая часть присланных стихов имеет несомненные достоинства: они образны, ритмичны, глубоки по мысли. Одним словом, это настоящие стихи. Настоящая поэзия – это удел избранных. А первые поэтические опыты – часто лишь система ритмизированных и рифмованных фраз, а не явление искусства.  В то же время мы должны помнить суждения одного из величайших теоретиков искусства – немецкого мыслителя Георга Гегеля: «Поэзия возникла, когда человек решил высказаться…» Конкурс дал эту возможность начинающим поэтам. Мы не можем оценивать их стихи с точки зрения совершенства формы, но искренность, точность и глубина оценок жизненных явлений школьниками иногда просто поражают.  И заставляют задуматься о многом нас, взрослых.   Юные поэты – это те дети, которые победили плен гаджетов и социальных сетей.  Конкурс был полон находок. Третий год присылает свои стихи Асман Жумбаев, ученик 8-го класса школы №1987 Москвы. Его первые стихи отражали глубокие жизненные драмы и могучую волю их автора, любовь к жизни даже в ее драматических проявлениях. В этом году он прислал басню «Лисенок и лисица». На фоне известных басен Эзопа, И.Крылова, С.Михалкова она не только выделяется особенностью сюжета, не встречающегося у знаменитых баснописцев, но и глубиной его изложения.Именно содержание присланных стихотворений, способность начинающих авторов вложить глубокий смысл в поэтический текст служили отправной точкой в отборе произведений для публикации. Поэтический сборник под названием «Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса» издан. В нем соседствуют стихи учащихся и тех, кто их учит. И объединяет этих людей поэтический дар, особое состояние души человека, способного чувствовать слово:Поток души моей забвеннойСтремится радугой на лист:Пишу о самом сокровенном,О том, кто искренен и чист.И нет прекраснее мгновенья.Когда в немыслимой тишиК тебе приходит вдохновеньеИ шепчет: «Строчку запиши…»     Елизавета Семенова, гимназия №12, Тамбов                          «Духовной жаждою томим…» – эти с детства знакомые пушкинские слова как нельзя лучше определяют духовную сущность человека и пафос многих юношеских стихов.  Современному человеку, большому и маленькому, нелегко утолить духовную жажду в мире, в котором место деревьев занимают «высаживаемые» для «красоты» растения из пластика,  а  многочисленные  «диснейленды»  заселены  искусственными  «животными» – добрыми  тиграми   и  динозаврами.  Кажется,  что  для  детей – участников  конкурса   «проба  пера»  становится  спасительным  лекарством  для  ума  и души.  Во   многих  детских  стихах  мы  встречаем  вечные  вопросы, которые  еще  не  совсем  отчетливо  сформулированы,  но   зато  в  них  явно    ощущается  потребность  понять,  «для  какой  цели… родился».Часто  стихи  носят   исповедальный  характер. Видно,  какой  напряженной  внутренней  жизнью  живут  их  авторы. Это  рассказ  о  том,  легко  ли  быть  молодым. В  стихах – недетская  мудрость,  ирония  и  скрытое  требование  любви  и  внимания  со  стороны  нас,  взрослых.  И  в  то  же  время  здесь  много  радости  и  оптимизма.  Именно  поэтому  книга  заканчивается  стихами  двух  разных  авторов,  живущих  далеко  друг  от  друга,  но  давших  стихам  одинаковое  название – «Что  такое  счастье?».  Здесь  и  вопрос, и  ответ.  Когда-то  Андрей  Платонов писал  о  стихах  Пушкина, что  в них  «остается  нечто  большее,  что  пока  еще не  сказано.  Мы  видим  море,  но за  ним  предчувствуем  океан…  Это  семя,  рождающее  леса…».  И  хочется  надеяться,  что  в  этом  плане  конкурс  выполнил  свою  задачу.- Большое спасибо МГДУ за все усилия, связанные с организацией этого замечательного конкурса! – сказала Ольга Божко, учитель школы №1987. – Ребятам очень понравилась церемония награждения! Они безмерно счастливы увидеть в таком шикарном сборнике свои стихи! Уверена, с каждым годом масштаб конкурса будет расти, пора ему приобрести статус ежегодного городского мероприятия! И отдельное спасибо за доброе отношение к моему творчеству. – Спасибо коллективу МГДУ за труд, который объединяет людей, – присоединилась к ней Ольга Фомичева из лицея №21 Тамбова. – Спасибо и за личный подарок – признание моих стихов и стихов моих учеников. Когда держала в руках сборник, то подумала о том, что современное образовательное пространство открывает уникальные возможности для сотрудничества и сотворчества учителя и ученика. Очень важно сегодня воспитывать творческое сознание, поддерживать и направлять талантливых детей. Такие акции, как «Проба пера», необходимы, потому что позволяют поверить в себя людям, пишущим стихи.- Уважаемые организаторы конкурса, огромное вам человеческое спасибо за диплом, – поделился радостью студент из Донецка Михаил Наумкин. – Как он хорош: прекрасный дизайн, солидность при этом! Горд и очень рад. Низкий вам поклон до земли за труд ваш и душевное неравнодушие к участникам. За все благодарю от всего сердца. Конкурс состоялся не только благодаря нашему энтузиазму. Неоценимая помощь была оказана издательством «Русское слово» и завредакцией «Литература» А.В.Федоровым, который не только помогал в отборе стихов, но и достойно от имени издательства наградил конкурсантов книгами. Самоотверженность школы №1375, на базе которой проводился конкурс, следует отметить особо (директор школы Н.Б.Михарева и методист школы И.Г.Корнеева, обе искренне послужили в эти дни русской поэзии). А нам хочется надеяться, что сборник стихов «Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса» доставит вам удовольствие… Загляните на сайт МГДУ.Подводя итоги конкурса, доктор филологических наук А.В.Гулин отметил, что с радостью принял участие в этой значительной гуманитарной акции МГДУ, так как она работала на перспективу и дала возможность на деле пробудить способность к высокому творчеству учителей и их питомцев.Мы, разумеется, понимаем, что Пушкин пока не «явился», хотя и минуло 200 лет.  Но… кто знает, кто знает…  Будем ждать и помогать тем, кто решается на пробу пера.  Ведь «сердце верит в чудеса»!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту