search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями  Год счастливого детства стартовал в Чувашии
0

Власть от века есть у слова… Проба пера

​Конкурс «Проба пера», организованный Московским городским Домом учителя, в этом году определен как всероссийский и мог бы иметь и второе название – «Поэтический дебют». Получили возможность быть услышанными авторы, которые еще только «пробуют перо», и те, чьи стихи уже были опубликованы. Их стихи так или иначе говорят о том, что развитие нашей поэзии, нашей литературы продолжается, что есть у нее и плодоносная почва, и внутренняя энергия.

Конкурс посвящался юбилеям великих русских поэтов – К.Н.Батюшкова, Н.А.Некрасова, А.К.Толстого, М.И.Цветаевой. А девиз конкурса – цитата из стихотворения А.К.Толстого  «Есть много звуков в сердца глубине» – определил тематическое разнообразие стихов. Конкурс дал возможность выявить и поддержать одаренных авторов. Учителя и ученики – люди разного возраста и разного жизненного опыта – прислали свои стихи из Москвы, Донецка, Пензы, Энгельса, Тамбова, Саратовской и Ярославской областей, Петербурга, Татарстана. Отрадно заметить, что начинающих поэтов объединили инициатива и организационная поддержка Москвы. В организации любого конкурса жюри – это люди, способные объективно оценить всегда субъективные результаты творчества. Выбрать лучших, не разрушить надежды впервые решившихся приоткрыть «глубину сердца» было доверено П.Н.Савилову, члену Российского союза писателей и доктору медицинских наук из Тамбова, А.В.Гулину, д. ф. н. (ИМЛИ РАН), писателю, И.А.Виноградову, д. ф. н. (ИМЛИ РАН), писателю, уральской поэтессе и члену Союза писателей России Е.Н.Козыревой. Присланные на конкурс стихи во многом удивили. Они отличаются большим тематическим разнообразием. Особенно порадовало, что тема России, любви к Родине, памяти о цене Победы и героях войны остается главным содержанием многих стихов.  И это не дань юбилеям и датам, а духовная потребность обозначить кровную и вечную связь с отцом, дедом, прадедом, с Родиной. Вот что отметил П.Н.Савилов:- Отрадно заметить, что этот замечательный праздник поэзии является продолжением одноименного городского конкурса, проведенного МГДУ в Москве в 2015 году и приуроченного к 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, а затем и в 2016-м. Однако расширение географии его участников не повлияло на качество отобранных для награждения и публикации работ, наоборот, открыло новые имена талантливых юных (и не только) поэтов, живущих в разных уголках России. Разбирая работы, присланные на конкурс, члены жюри были приятно удивлены тем, что тема Великой Отечественной войны по-прежнему продолжает волновать юных поэтов, как и темы малой родины, родной природы, тайн человеческого бытия. Значит, есть еще в России Иваны, не только помнящие свое родство, но и своими произведениями заставляющие других не забывать историю своего Отечества и свою родословную.Это наблюдение справедливо.Часто в школе детей требовательно просят выразить патриотические чувства по поводу героя или события. А в ответ получают клишированные фразы, за которыми скрывается непонимание самого слова «патриотизм» или холодное равнодушие. Конкурсные стихи дают надежду, что вылечить изъяны эпохи можно. Дети разные.  Надо их искать, поддерживать и «знакомить» с их же одноклассниками. Разве не вызывают восхищения чистые, не замутненные ложным пафосом строки стихотворения Нади Родиной, девочки из деревни Волково Ярославской области (ученица 8-го класса Середневской школы):Война!Пять букв!А сколько боли несет в себеТакое сочетанье букв!Насилие, убийства, море крови,Сожженье деревень и боль от адских мук.Что пережили наши предки – Осилит только русский дух!И как бы продолжает эти недетские размышления о войне грузин, московский школьник (школа №1861) Игорь Босикашвили:За родных своих, за Отечество,Своей кровью мир отстояв,Пусть же знает все человечествоИ пусть помнит, цену поняв,Как там бились ребята юные,Что должны были петь да плясать,Но… на пленках лица угрюмые,Где страданья и смерти печать.Когда мы читали присланные на конкурс стихи, то возникала мысль о том, что это пишут не просто девочки и мальчики, учителя, а в этих стихах слышится голос  того  самого народа, о котором взыскуем, на который надеемся, у которого давно есть национальная идея, не поддающаяся формулировке на многочисленных  ток-шоу. Но как точно и просто выразила эту идею Надя Мызина, ученица 7-го класса московской школы «Центр ЮССТ»:Россия – огромное, доброе сердце,Она принимает всех жителей с детства.Мы разные люди, мы разные лица!Мы вместе должны объединиться!В пределах одной статьи невозможно рассказать обо всех стихах, заявленных на конкурс. Однако смело можно утверждать, что это был конкурс о любви. Прямо к этой теме обращены стихи Т.С.Петровой (учитель школы №1590, Москва), И.Р.Ноздри (учитель школы №630, Москва), О.В.Фомичевой (учитель лицея №21, Тамбов). А еще о любви к Родине, поэзии, русской природе, к родителям и детям, к жизни вообще. Неожиданно внутри конкурса между незнакомыми друг с другом авторами возник диалог. Он касался трудной и порой болезненной поры взросления.  Вот Альбина Закирова (Академический лицей имени Н.И.Лобачевского при КФУ, Казань):Я жить хочу и жизнь узнать,Уметь любить, уметь прощать, Вам тяжело меня понять – Взросленье трудно описать!Трудно, но почему-то необходимо. И будто отвечает на это признание Валерия Гулик (11-й класс лицея №21, Тамбов):Маленький принц, я не хочу взрослеть,Я хочу еще видеть того барашка в коробке.Мне за годами своими пока не поспеть, Я хочу оставаться доброй, маленькой, робкой.Большая часть присланных стихов имеет несомненные достоинства: они образны, ритмичны, глубоки по мысли. Одним словом, это настоящие стихи. Настоящая поэзия – это удел избранных. А первые поэтические опыты – часто лишь система ритмизированных и рифмованных фраз, а не явление искусства.  В то же время мы должны помнить суждения одного из величайших теоретиков искусства – немецкого мыслителя Георга Гегеля: «Поэзия возникла, когда человек решил высказаться…» Конкурс дал эту возможность начинающим поэтам. Мы не можем оценивать их стихи с точки зрения совершенства формы, но искренность, точность и глубина оценок жизненных явлений школьниками иногда просто поражают.  И заставляют задуматься о многом нас, взрослых.   Юные поэты – это те дети, которые победили плен гаджетов и социальных сетей.  Конкурс был полон находок. Третий год присылает свои стихи Асман Жумбаев, ученик 8-го класса школы №1987 Москвы. Его первые стихи отражали глубокие жизненные драмы и могучую волю их автора, любовь к жизни даже в ее драматических проявлениях. В этом году он прислал басню «Лисенок и лисица». На фоне известных басен Эзопа, И.Крылова, С.Михалкова она не только выделяется особенностью сюжета, не встречающегося у знаменитых баснописцев, но и глубиной его изложения.Именно содержание присланных стихотворений, способность начинающих авторов вложить глубокий смысл в поэтический текст служили отправной точкой в отборе произведений для публикации. Поэтический сборник под названием «Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса» издан. В нем соседствуют стихи учащихся и тех, кто их учит. И объединяет этих людей поэтический дар, особое состояние души человека, способного чувствовать слово:Поток души моей забвеннойСтремится радугой на лист:Пишу о самом сокровенном,О том, кто искренен и чист.И нет прекраснее мгновенья.Когда в немыслимой тишиК тебе приходит вдохновеньеИ шепчет: «Строчку запиши…»     Елизавета Семенова, гимназия №12, Тамбов                          «Духовной жаждою томим…» – эти с детства знакомые пушкинские слова как нельзя лучше определяют духовную сущность человека и пафос многих юношеских стихов.  Современному человеку, большому и маленькому, нелегко утолить духовную жажду в мире, в котором место деревьев занимают «высаживаемые» для «красоты» растения из пластика,  а  многочисленные  «диснейленды»  заселены  искусственными  «животными» – добрыми  тиграми   и  динозаврами.  Кажется,  что  для  детей – участников  конкурса   «проба  пера»  становится  спасительным  лекарством  для  ума  и души.  Во   многих  детских  стихах  мы  встречаем  вечные  вопросы, которые  еще  не  совсем  отчетливо  сформулированы,  но   зато  в  них  явно    ощущается  потребность  понять,  «для  какой  цели… родился».Часто  стихи  носят   исповедальный  характер. Видно,  какой  напряженной  внутренней  жизнью  живут  их  авторы. Это  рассказ  о  том,  легко  ли  быть  молодым. В  стихах – недетская  мудрость,  ирония  и  скрытое  требование  любви  и  внимания  со  стороны  нас,  взрослых.  И  в  то  же  время  здесь  много  радости  и  оптимизма.  Именно  поэтому  книга  заканчивается  стихами  двух  разных  авторов,  живущих  далеко  друг  от  друга,  но  давших  стихам  одинаковое  название – «Что  такое  счастье?».  Здесь  и  вопрос, и  ответ.  Когда-то  Андрей  Платонов писал  о  стихах  Пушкина, что  в них  «остается  нечто  большее,  что  пока  еще не  сказано.  Мы  видим  море,  но за  ним  предчувствуем  океан…  Это  семя,  рождающее  леса…».  И  хочется  надеяться,  что  в  этом  плане  конкурс  выполнил  свою  задачу.- Большое спасибо МГДУ за все усилия, связанные с организацией этого замечательного конкурса! – сказала Ольга Божко, учитель школы №1987. – Ребятам очень понравилась церемония награждения! Они безмерно счастливы увидеть в таком шикарном сборнике свои стихи! Уверена, с каждым годом масштаб конкурса будет расти, пора ему приобрести статус ежегодного городского мероприятия! И отдельное спасибо за доброе отношение к моему творчеству. – Спасибо коллективу МГДУ за труд, который объединяет людей, – присоединилась к ней Ольга Фомичева из лицея №21 Тамбова. – Спасибо и за личный подарок – признание моих стихов и стихов моих учеников. Когда держала в руках сборник, то подумала о том, что современное образовательное пространство открывает уникальные возможности для сотрудничества и сотворчества учителя и ученика. Очень важно сегодня воспитывать творческое сознание, поддерживать и направлять талантливых детей. Такие акции, как «Проба пера», необходимы, потому что позволяют поверить в себя людям, пишущим стихи.- Уважаемые организаторы конкурса, огромное вам человеческое спасибо за диплом, – поделился радостью студент из Донецка Михаил Наумкин. – Как он хорош: прекрасный дизайн, солидность при этом! Горд и очень рад. Низкий вам поклон до земли за труд ваш и душевное неравнодушие к участникам. За все благодарю от всего сердца. Конкурс состоялся не только благодаря нашему энтузиазму. Неоценимая помощь была оказана издательством «Русское слово» и завредакцией «Литература» А.В.Федоровым, который не только помогал в отборе стихов, но и достойно от имени издательства наградил конкурсантов книгами. Самоотверженность школы №1375, на базе которой проводился конкурс, следует отметить особо (директор школы Н.Б.Михарева и методист школы И.Г.Корнеева, обе искренне послужили в эти дни русской поэзии). А нам хочется надеяться, что сборник стихов «Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса» доставит вам удовольствие… Загляните на сайт МГДУ.Подводя итоги конкурса, доктор филологических наук А.В.Гулин отметил, что с радостью принял участие в этой значительной гуманитарной акции МГДУ, так как она работала на перспективу и дала возможность на деле пробудить способность к высокому творчеству учителей и их питомцев.Мы, разумеется, понимаем, что Пушкин пока не «явился», хотя и минуло 200 лет.  Но… кто знает, кто знает…  Будем ждать и помогать тем, кто решается на пробу пера.  Ведь «сердце верит в чудеса»!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте