search
main
0

Владимир ТОЛСТОЙ: Сочинения и изложения – болезненная тема для школы

В Пушкиногорье этой осенью завершился проект под названием «Школа критики», посвященный анализу современной поэзии (до этого было две школы в Ясной Поляне по прозе, в августе 2021 и 2022 годов). Десятки молодых писателей вновь съехались на писательские семинары, которые вели директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, редактор отдела поэзии журнала «Новый мир» Павел Крючков и другие корифеи пера. Мы встретились с основателем проекта, советником Президента РФ по культуре, председателем жюри премии «Ясная Поляна», президентом Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Владимиром Толстым. Разговор зашел о перспективах критической школы, о государственной политике в области книгоиздания, а также о болевых точках современного школьного образования.

Владимир ТОЛСТОЙ
Фото с сайта theartnewspaper.ru

– Владимир Ильич, расскажите, пожалуйста, о проекте «Школа критики» и его перспективах.

– Этот проект вырос из яснополянских писательских встреч, которые проходят уже почти тридцать лет, и премии «Ясная Поляна», которая родилась в 2003 году. В состав жюри премии входил мой старший близкий друг – удивительный Валентин Яковлевич Курбатов. Это настоящий Человек литературы с самой большой буквы, его нельзя определить просто как литературоведа, критика или писателя… Я подумал, что Школа критики, названная в его честь, могла бы стать живым проектом в память о нем. И уже сейчас, спустя год после того как состоялась первая Школа критики, я вижу, что это дело себя абсолютно оправдывает. Возникает целая плеяда молодых людей, которые занимаются критикой профессионально и талантливо. Так что будем действовать и дальше.

– Кого бы вы еще рекомендовали почитать из критиков, кроме Валентина Курбатова? И что думаете о нынешнем состоянии профессии?

– Я был знаком с несколькими поколениями критиков. Начиная от тех, кого давно нет в живых, скажем, Вадима Валериановича Кожинова и многих других представителей критики позднесоветского периода. В состав нашего жюри входили помимо упомянутого мной Валентина Курбатова Лев Александрович Аннинский, Игорь Петрович Золотусский. Игорь Петрович, слава богу, жив и сейчас и по-прежнему активно работает в литературе. Это все люди преимущественно 30-х годов рождения. Их творческая активность пришлась на 60-е, 70-е и 80-е годы XX века.

Потом в этот процесс вошли более молодые люди, как, например, Павел Басинский, который также является членом нашего яснополянского жюри. А в какой-то момент видоизменилась сама критика. Стало меньше привычной нам обстоятельной толстожурнальной критики, которая уходит корнями в XIX век, когда был расцвет толстых литературных журналов и критической мысли в России. Критика стала находить новые формы в блогосфере, в телеграм-каналах, в целом в интернет-пространстве. Она стала совсем другой. Чаще всего это быстрый отклик на появившиеся тексты или попытка оценки литературных тенденций, но не такое глобальное осмысление, которое было свойственно русской классической литературной критике и XIX века, и советского времени. Потребность в обстоятельном анализе текущего литературного процесса, на мой взгляд, есть, и мы в какой-то степени стараемся восполнить эту лакуну, выстраивая такую линию в яснополянской Школе критики. Что из этого получится, мне трудно сказать: время часто диктует больше, чем наши желания.

Но мне, во-первых, очень приятно, что участники первых школ стремятся снова попасть к нам, несмотря на то что это конкурсные процедуры, конкурентная история, в результате которой нужно не просто записаться, а выиграть право на участие. Тем не менее люди приезжают вновь и вновь. Они взаимодействуют друг с другом и вне школы: появляются общие чаты, другие виды профессионального общения… Я очень дорожу тем, что с самого начала сложилась доверительная дружеская атмосфера между наставниками и молодыми людьми, которые только входят в этот процесс. Нет отпугивающей дистанции. И во-вторых, что очень важно, эти молодые люди востребованы в литературном процессе, в частности в премиальном процессе «Ясной Поляны», где в этом году нам очень помогли выпускники первой школы. Они провели отбор среди огромной поступившей массы литературы вплоть до длинного списка. И далее на всех стадиях премиального процесса мы учитывали их мнение.

Мы тесно связаны с журналом «Юность», который возглавляет Сергей Шаргунов, а его заместитель Татьяна Соловьева была наставником на второй школе. Портал «Горький» и другие наши партнеры привлекают к сотрудничеству наших выпускников, для которых это становится мощным социальным лифтом и превращается в системную увлекательную литературную жизнь. Если это будет продолжаться и дальше, у меня есть ощущение, что можно будет говорить о группе людей с разными взглядами, разными пристрастиями, находящихся в некоей общности и связи друг с другом. В рамках Школы критики мы устраиваем разные писательские встречи, поэтому молодые писатели имеют возможность общаться с авторами, на произведения которых и пишут свои критические работы. Мне всегда хотелось, чтобы это были не какие-то случайные истории, а системная взаимо­связь людей литературы. Мы планируем расширять жанровый диапазон: проводить обсуждения и театральной, и кинокритики. Мне также кажется, что и живопись, и другие сферы искусства нуждаются в анализе в рамках нашего проекта. Все это осмысление мира, в котором мы живем, современных представлений о красоте, о смысле жизни. Я как человек, который стремится к объединению людей, хотел бы включить в эту орбиту достаточно удаленные сегодня друг от друга области.

– А как вы пришли к тому, что хотите что-то делать для литера­туры?

– Это обусловлено всей моей жизнью. Я был журналистом еще в студенческие годы, работал в некогда очень популярном издании «Студенческий меридиан». Журнал предназначался в основном для студентов и вообще университетских людей, но он всегда был шире своего предназначения, имел литературный отдел. С журналом дружили философы Мераб Мамардашвили, Георгий Гачев, писатели Виктор Астафьев, Михаил Анчаров, заходили Валентин Распутин и другие значимые люди… Мне это всегда было интересно. Одним из моих проектов в этом журнале был опрос писателей, в рамках которого я просил их назвать лучшие, на их взгляд, произведения мировой литературы, которые ориентировали бы молодых читателей. Это был период моего личного знакомства, а потом дружбы со многими прекрасными авторами, кроме названных это Анатолий Ким, Борис Екимов, Владимир Маканин… В то время в литературе происходило разобщение, и мне казалось важным объединить разрозненные лагеря. И когда я оказался в Ясной Поляне в качестве директора музея, одной из моих первых инициатив стало проведение писательских встреч. В последние годы мы делаем это в конце августа, потому что по старому стилю Лев Николаевич родился 28 августа. В советское время его день рождения отмечали 9 сентября, по новому стилю, но мы вернулись к исходной дате его рождения и вокруг нее собираем в том числе и Школу критики.

После окончания периода моей журналистской жизни я работал в Министерстве культуры Российской Федерации, а оттуда попал на директорскую работу в Ясную Поляну, где 18 лет руководил музеем. Вокруг музея собирались не только писатели, но и художники, музыканты, театральные деятели, кинорежиссеры. Дальше судьба привела меня в советники к нашему президенту, где я продолжил заниматься тем же самым, только на другом уровне. Так что культура, ее оберегание и продвижение в разных формах всегда были важной частью моей жизни.

– Повезло ли вам с учителями литературы?

– Я учился на факультете журналистики МГУ, и у нас были блистательные учителя, профессора русской и зарубежной литературы. Античную литературу читала Елизавета Петровна Кучборская, ярчайший человек, наделенный и незаурядными актерскими способностями, и блестящими преподавательскими качествами. На ее лекции приезжали со всей Москвы, из других вузов, потому что это были спектакли. Она должна была читать нам и древнегреческую, и древнеримскую литературу, но римскую она не признавала, поэтому два семестра читала нам греков. На третьем курсе она же читала лекции по западной литературе – Стендаль, Золя, Бальзак, Диккенс… Древнерусскую литературу читала Людмила Евдокимовна Татаринова. Нас учили Эдуард Григорьевич Бабаев, Владимир Яковлевич Линков… Это все очень крупные и важные имена. Поэтому мне в этом смысле очень повезло. В школе как-то меньше везло… Но, слава богу, в семье у меня всегда была любовь к литературе: родители подсказывали прекрасные книги, прекрасных авторов. Литературу я люблю, можно сказать, с рождения.

– А что поразило вас из книг в последнее время?

– У меня есть обязательное чтение, так как я председатель жюри премии «Ясная Поляна», а также участвую в процессе отбора и голосования в премии «Большая книга». Поэтому мне просто необходимо читать книги, которые входят в премиальные списки, а в «Ясной Поляне» их около 70: примерно 30 написанных на русском языке и примерно столько же переведенных, так как у нас есть номинация «Зарубежная литература». Естественно, я стараюсь находить время читать и для себя. Часто перечитываю. Для меня особое значение имеет творчество Льва Николаевича Толстого, я переосмысляю его творческое наследие – и романы, и дневники, и переписку… При этом я каждый раз нахожу что-то новое, ранее не увиденное. Был студенческий период, когда я очень увлекался американской и английской литературой. Назову не самое известное имя – Торнтон Уайлдер. Он произвел на меня очень сильное впечатление. Другое важное для меня имя – Джозеф Хеллер, его роман «Что-то случилось» и другие его вещи. Очень любил Стейнбека. Был период увлечения Достоевским, но потом я все-таки пришел к Толстому. Сейчас я перечитывал Достоевского к его двухсотлетию и немного удивлялся своим юношеским пристрастиям, хотя по-прежнему очень люблю и «Братьев Карамазовых», и «Идиота».

– Что думаете о состоянии книгоиздания в сегодняшней России?

– Книгоиздание сегодня – это рыночная история. Сейчас не осталось государственных издательств, которые бы печатали книги согласно отобранным властью задачам. На мой взгляд, у нас заняты все издательские ниши. Есть маленькие издательства, которые живут тяжело, но тем не менее они имеют свою стратегию, и мы часто в них находим хорошие книги, а есть крупные издательства, которые покрывают огромную долю рынка. Есть знаменитая издательская группа Елены Шубиной, которая фактически лидирует в списке тех, кто отбирает современную прозу. Никакой государственной политики в области книгоиздания давно нет. Раньше этим занималась Роспечать, сейчас эти функции переданы в Министерство цифрового развития, и стало немного сложнее, но тем не менее формы государственной поддержки существуют. В последнее время окрепла недавно созданная Ассоциация союзов писателей и издателей, у которой есть амбиция возродить Издательство художественной литературы. Сейчас у нее есть проект, связанный с изданием национальных авторов в переводе на русский язык. Это важная для многонациональной России история.

– Владимир Ильич, есть ли то, с чем вы хотели бы обратиться к педагогам, аудитории «Учительской газеты»? Ведь они в некотором смысле ваши коллеги – культуртрегеры, просветители.

– Я бы сказал вот что. Как это ни болезненно для современной школы, я настоятельно просил бы учителей словесности вернуться к дореволюционной и советской практике написания изложений и полноценных сочинений. К сожалению, эта практика фактически исчезла. У нас есть сочинение, которое пишут в десятом классе, для того чтобы получить зачет и допуск к экзамену. Но это скорее пародия на сочинение. Когда учились мы, с детьми разбирали литературные тексты, просили их изложить свои мысли о них, впечатления от прочитанного. Это все помогает выстроить мысль, научиться анализировать тексты с точки зрения их смыслов и содержания. Убежден, что всего этого не хватает в современной школе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте