Владимир Семенов, возглавляющий с 2016 года Библиотеку искусств имени Боголюбова, меньше всего похож на стандартного заведующего библиотекой в представлении общества – скучного администратора, задавленного бюрократией и лишенного креативного подхода. Человек неимоверно большого круга интересов – прозаик, публицист, эколог (сопредседатель Экологической палаты России), автор двух книг эссеистики, в том числе «Искусство антигламура, или Практическое пособие по дендизму», с 2004 года он возглавляет Московский европейский клуб, с 2005 по 2008 год был советником министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова. С 2009 года организует проекты на стыке экологии и культуры. Совсем недавно Семенов создал на основе библиотеки Боголюбова интернет-канал «Библио ТВ», в рамках которого еженедельно беседует с известными писателями разных направлений о важнейших проблемах литературы. О планах развития Боголюбовской библиотеки как культурного центра и о том, почему важно сделать проект значимым для толстых журналов и для молодых писателей, Семенов рассказал в эксклюзивном интервью «Учительской газете».
– Владимир Олегович, как бы вы обозначили место Библиотеки искусств им. А.П.Боголюбова как культурного центра на фоне различных других библиотек – Библиотеки имени Ленина, Библиотеки иностранной литературы?
– Возьму на себя смелость сказать, что сегодня Библиотека искусств им. А.П.Боголюбова совершенно не отстает ни от Ленинской, ни от Библиотеки иностранной литературы по количеству проводимых мероприятий и участвующих в них знаковых имен. Например, два часа назад за этим столом сидел Виктор Ерофеев, который сейчас запускает у нас с конца весны свою литературную школу. Я считаю, что присутствие его и других известных имен – это гордость библиотеки. У нас есть и музыкальные проекты – один из них – ежегодный большой Рихтеровский фестиваль, на котором выступают исполнители абсолютно консерваторского уровня. Проходят у нас и выставки самых модных фотографов, например Владимира Клавихо-Телепнева, который выставлялся на многих международных площадках; была выставка модельера Вячеслава Зайцева, выставки работ Константина Коровина, Льва Бакста, Зинаиды Серебряковой… В течение ближайшего месяца мы запустим новый проект «Боголюбовский музей современного сакрального искусства»: мы хотим собрать современных художников, которые работают с религиозными темами, прежде всего православным искусством. Наше место – симбиоз литературы, выставочной деятельности и музыки, но литература – безусловный приоритет. Раньше у библиотеки был очень сильный музыкальный уклон, что странно, учитывая, что Боголюбов известный живописец-маринист. Исходя из того, что библиотека – это прежде всего пространство слова, мы выбрали основной стратегией развитие литературных проектов и хотим стать по-настоящему востребованной литературной площадкой.
– Как вашей библиотеке удается находить баланс между монетизацией, необходимой культурному центру, и досуговой деятельностью, которая, наверное, не всегда финансово успешна?
– Сейчас Москва реализует концепцию библиотеки как культурного центра, и это хорошая тенденция. Библиотеки становятся полноценными культурными центрами, где можно посмотреть выставку, послушать концерт, прийти на литературный или музыкальный вечер. Думаю, что мы весь этот комплекс как раз выполняем. Монетизацию мы пытаемся делать за счет музыкальной части, продавая билеты на концерты, преимущественно на вечерние, а литературные мероприятия в основном бесплатные. И так как сейчас Департамент имущества позволяет аренду, мы можем сдавать некоторые залы в краткосрочную аренду для проведения культурных мероприятий. Также мы делаем свои бесплатные выставки, которые считаем стратегически и эстетически интересными и важными, а какие-то выставки приходят к нам как партнерские мероприятия, когда библиотеке платят за их проведение. Таким образом, мы пытаемся соблюсти баланс между монетизацией и интересами искусства, но это довольно тяжело, так как многие посетители привыкли исходить из того, что в библиотеке все должно быть бесплатно, и на платные мероприятия идут не всегда охотно.
– Задавленность отчетами – беда московских библиотек: бесконечные проверяющие, которые оценивают мероприятие по критериям посещаемости. Между тем перенасыщенность событиями не только достоинство, но и беда московской культурной жизни. Двадцать-тридцать человек в рамках осмысленного мероприятия – зачастую неплохой результат. Как избежать количественной оценки, которая далеко не всегда действует в отношении искусства, и в то же время не потерять связи с аудиторией?
– Мне кажется, выход – совмещать мероприятия, которые поднимают статус и планку самой библиотеки, с массовыми мероприятиями. Но для нас проблемы с посещаемостью и с отчетами не существует, поскольку мы значительно превышаем государственное задание по количеству мероприятий, из них многие массовые, проходят при полных залах. Вчера для встречи с Михаилом Веллером мы собирали стулья по всей библиотеке – обычно зал вмещает около 100 человек, вчера было около 160. Каждая библиотека должна иметь свое лицо – скажем, мы не стремимся к консерватизму, наш лозунг – «Традиции будущего». Мы строим будущее, но на основе достойной традиции. У нас достойный классический интерьер, и мы стараемся, чтобы мероприятия были соответствующими по стилю.
– Еще одна ваша значимая инициатива – интернет-канал «Библио ТВ». Коммерческий ли это проект? Как отбираются герои для ваших очень интересных интервью?
– Это абсолютно не коммерческий проект. Он создан для продвижения библиотеки как авторитетной литературной площадки. Сначала появилась идея сделать просветительский Ютьюб-канал о писателях, литературе, книгах, и первоначально он существовал в таком виде. Затем у нас возникла идея приглашать известных писателей, деятелей культуры, но говорить о культуре в первую очередь в контексте литературы. План воплотился в жизнь. Первостепенная задача – создать живые портреты наших писателей, говорить с ними об их собственном творчестве, культурном коде, отношении к современной культуре. По итогам мы получаем человеческий, литературный и культурологический портрет героя. В рамках «Библио ТВ» мы записали уже более шестидесяти интервью, среди героев которых два десятка первых имен нашей литературы – от Виктора Ерофеева до Захара Прилепина (в прозе), от Алины Витухновской до Олеси Николаевой и Юрия Кублановского (в поэзии). Для нас важно сделать новую медийно-коммуникационную площадку – полноценный литературный видеопортал, объединяющий писателей и библиотеки, известных и молодых писателей. Библиотеки – лучшее место для присутствия писателей и проведения вечеров, и молодые писатели должны становиться резидентами библиотек. Это актуально не только для Москвы, но и для регионов. Одновременно мы попытались интегрировать в этот проект толстые литературные журналы, которые, как известно, переживают нелучшие времена, и присутствие их на едином портале с библиотеками – это дополнительная возможность стимулировать библиотеки к тому, чтобы подписываться на «толстяки».
– Расскажите, пожалуйста, подробнее, в чем заключается поддержка толстых литературных журналов в рамках «Библио ТВ»? И делается ли что-то для поддержки «толстяков» внутри библиотеки?
– Как новый директор библиотеки я первым делом проверил, чтобы мы были подписаны на все основные толстые литературные журналы. Могу сказать, что у нас они востребованы. И мы приглашаем для интервью главных редакторов ведущих журналов всех идеологических спектров – от Сергея Чупринина (журнал «Знамя») и Андрея Василевского («Новый мир») до Станислава Куняева («Наш современник»). Думаю, что впоследствии мы сделаем интервью со всеми главными редакторами. Но главный способ поддержки – это присутствие журналов на канале «Библио ТВ». У нас нет задачи дублировать «Журнальный Зал» (портал, на котором много лет бесплатно размещаются основные толстые литературные журналы; сейчас проект находится в состоянии реставрации. – Прим. ред.), но мы даем анонсы каждого очередного номера. Соответственно, люди могут зайти и посмотреть, что им интересно. Для сотрудников библиотек это стимул обратить на журналы больше внимания и инициировать их подписку.
– Вы сказали про востребованность толстых журналов. А как вы ее определяете? Это немного удивительно звучит на фоне общих стонов о падающих тиражах…
– Когда к нам приходит очередной главный редактор, я первым делом иду в читальный зал и беру последние номера, чтобы потом их положить на стол. И чаще всего я вижу, что все последние номера разобраны, то есть читатели их берут. Наверное, есть проблема, что люди перестали подписываться, но это связано с переизбытком всего в Интернете, что не побуждает дополнительно платить. Но для библиотек, мне кажется, логично подписываться на все литературные журналы. Выступавший у нас вчера Веллер категорично сказал, что нечего спасать литературные журналы – это пережиток прошлого. Но я все же считаю, что они выполняют важную историческую и культурную миссию.
– Сейчас я держу в руках сборник молодых писателей с предисловиями мэтров, вышедший на базе Библиотеки им. А.П.Боголюбова, «Молодые писатели России. XXI век». Это начало полноценного издательского проекта?
– На базе «Библио ТВ» мы проводили большой проект под названием «Социальный лифт для молодых писателей», цель которого увеличить востребованность молодых писателей. Был проведен большой конкурс, прислано более 350 работ, из которых жюри – профессиональные литературные критики, сотрудники журналов – отобрало двадцать лучших, и известные писатели написали о них рецензии. Я сравниваю это с билетом в большую литературу – так Лермонтову было важно, что Гоголь высоко оценил его первые работы. И когда Юрий Ряшенцев, Евгений Попов, Игорь Волгин пишут о молодых авторах, мне кажется, для последних это хорошая моральная поддержка.
– Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных авторах книги.
– Одна из самых интересных для меня – это Женя Декина. В сборнике опубликован отрывок из ее романа. Есть такие имена, как Арина Обух, недавно награжденная также премией журнала «Знамя», – и такой консенсус есть показатель объективности, – или Антон Азаренков, чьи подборки недавно вышли в «Знамени» и «Арионе».
– Какие издательские планы? И вообще, какие планы у библиотеки?
– Сейчас мы готовим к выпуску книгу на основе наших бесед с известными писателями – тридцать бесед в «Боголюбовской гостиной». До конца года, думаю, издадим и вторую часть. В этом году мы издадим большой альбом «Парки и зеленые маршруты Москвы» – обзор современных парков и маршрутов, так как Москва остается важным экологическим мегаполисом. В этом году исполняется 95 лет библиотеке и 100 лет Алексею Петровичу Боголюбову – и в планах у нас несколько книг, посвященных Боголюбову как художнику-маринисту, который находится в тени Айвазовского и незаслуженно не располагается на том пьедестале, на котором мог бы быть. Кроме этого мы поддерживаем как партнеры разные издательские проекты, например, при нашем участии только что вышла посмертная книга работ об искусстве известного критика и ведущего передачи о книгах «Графоман» на «Культуре» Александра Шаталова.
– Какой должна быть школьная библиотека и какие усилия нужно предпринимать для ее модернизации?
– Этот вопрос для меня очень важен, так как я по образованию учитель, окончил педагогический университет. Наверное, школьная библиотека должна состоять из классики, но и следить за логикой времени, открывать современные имена – например лауреатов основных литературных премий. Большинство не знает имен современных писателей, не всегда есть возможность получить их книги. Важно, чтобы книги, которые издаются в Москве, попали в дальние библиотеки. Что еще важно – школьная библиотека должна быть комфортным и понятным местом, которое оказывает помощь, упрощая учебу тех, кто в нее приходит, поскольку сегодня очень многое можно найти в Интернете, и с ним сложно конкурировать.
Комментарии