search
main
0

Владимир СЕМЕНОВ: Детская литература – самая незащищенная в сегодняшних условиях

27 мая по всей стране отмечается Всероссийский день библиотек. И каким бы бесспорным ни было их место в нашей жизни, необходимость модернизации безусловна. Библиотека искусств имени А.П.Боголюбова после прихода в 2016 году нового директора Владимира Семенова стала важным культурным местом столицы. В ее стенах проходят конкурсы молодых критиков, лекции ведущих литераторов и поэтические марафоны. При активном участии Владимира Семенова функционирует сайт «Библио ТВ», издаются книги и вручаются крупные литературные премии, снимаются документальные фильмы о прозаиках и философах XX века. А в филиале другой библиотеки, возглавляемой Владимиром Олеговичем, легендарной Лосевки, недавно открылся уникальный музей личных вещей писателей. Об этом и многом другом мы и поговорили для «Учительской газеты».

Владимир СЕМЕНОВ
Фото Андрея МАРУДЕНКО

– Владимир Олегович, с каким настроением встречаете грядущий День библиотек? Что в ваших планах?

– Встречаем его, во-первых, с надеждой на изменения, потому что в ближайшее время Библиотека искусств имени А.П.Боголюбова закрывается на долгосрочный ремонт, и, к сожалению, здесь не будет мероприятий. Предстоит большой ремонт фасада, крыши, территории. Это, конечно, очень хорошо для библиотеки и ее будущего, но жаль, что многие проекты, которые здесь проходили, будут приостановлены. Но, кроме этого, я являюсь еще директором Дома Лосева, значимой и философской, и литературной площадки. Какие-то наши литературные активности мы перенесем туда. Тем более что некоторое время назад мы открыли филиал Дома Лосева – философский центр «Идея» на Рогожской улице, где проводим молодежные программы, куда приходят молодые философы.

– Расскажите подробнее, какие проекты проходят в рамках этого центра?

– Главный проект, о котором я хотел бы рассказать, очень важный и для Дома Лосева, и для литературного сообщества, возник как раз в рамках литературного центра «Идея». В одном из залов библиотеки на Рогожской улице мы совместно с Русским ПЕН-центром открыли экспозицию под названием «Музей литературных артефактов». Это зарегистрированный частный музей, который включает в себя рукописи, личные вещи, автографы, фотографии значимых писателей конца XX – начала XXI века. Проект родился случайно, многие ныне живущие писатели стали отдавать какие-то вещи, потом нам стали передавать вещи наследники ушедших писателей. Мы гордимся тем, что у нас уже собралась значимая и интересная коллекция артефактов, среди которых вещи Льва Аннинского, Сергея Есина и Вячеслава Пьецуха, рукописи и вещи Эдуарда Лимонова, фотографии и предметы, связанные с историей альманаха «Метрополь»… Меня впечатлил огромный корабль «Титаник», который Пьецух собирал своими руками. Это что касается ушедших писателей, но мы активно обращаемся к нашим ныне живущим писателям с просьбой передать их личные вещи.

– Кто же из них откликнулся?

– Откликнулись, например, Игорь Золотусский, Борис Евсеев, Евгений Попов, Владимир Вишневский… Константин Кедров передал нам огромную коллекцию своих личных книг, рукописей, нарисованных им картин, вещей его покойной жены – поэтессы Елены Кацюбы. Сейчас мы готовим экспозицию на Арбате, там будут уличные щиты, рассказывающие про вещи и имена этих писателей. Это очень значимый для нас проект, потому что он связан с памятью о тех писателях, которые уже ушли. Я очень благодарен тем наследникам, которые отвечают на наши просьбы. Например, дочь Льва Аннинского передала портрет отца, его первую дипломную работу по литературе, коньки и даже такую вещь, как капсула времени, в которую он вложил пожелания будущим потомкам.

– Это потрясающая акция, очень важная для памяти об ушедших. Насколько мне известно, второй проект, значимый для вас, тоже связан с памятью, а именно с документалистикой. Не поделитесь ли подробностями?

– Проект, связанный с документальными фильмами, готовится Домом Лосева и Библиотекой искусств имени А.П.Боголюбова совместно с Русским ПЕН-центром, президентом которого меня избрали в сентябре прошлого года. Некоторые из премьер состоялись в мае, некоторые пройдут в июне. Речь идет о фильмах к 100-летию филолога Азы Алибековны Тахо-Годи, к 80-летию Константина Кедрова, к 75-летию философа и писателя Татьяны Горичевой. Также можно увидеть картины, посвященные историку литературы Игорю Петровичу Золотусскому и писателю Евгению Анатольевичу Попову.

– Хочется спросить о каждом герое, все без исключения интересны. Но все же остановимся на личности Татьяны Горичевой. Как пришла идея создать кинокартину о ней?

– Татьяна Горичева крупнейший философ с удивительной судьбой. Я горжусь тем, что она является моим другом, мы постоянно созваниваемся, списываемся. Фильм, который мы будем представлять, входит в цикл документальных кинокартин о ее личности и жизни. Первый фильм, который мы снимали о ней, касается экологии и ее зоозащитной деятельности. Второй посвящен такой теме, как вера. И третий – Горичевой как представителю феминизма, но не в либеральном ключе, а в философском.

– Татьяна Михайловна была выслана в 1980 году из СССР за создание уникального самиздатского альманаха «Женщина и Россия». Нашло ли это отражение в фильме?

– Да, безусловно. Ее книги издавались на Западе огромными тиражами, в том числе книга «Опасно говорить о Боге», которую мы впервые издали в России два года назад. Но самое важное, наверное, что Татьяна Горичева уникальный интеллектуал, говорящий об экологии и в философском, и в богословском контексте. В ее работах отражена самая яркая экологическая мысль и в современном православии, и вообще в христианстве. В этом качестве Татьяна Горичева широко известна в мире, и хотелось бы, чтобы она была так же знаменита и в России.

– А что касается остальных фильмов?

– Все их герои – это (без исключения) для нас любимые и родные люди. Игорю Петровичу Золотусскому в этом году исполняется 92. К сожалению, мы не сделали фильм к его 90-летию, но рады, что он работает, читает лекции. Сейчас мы выпускаем его очередную книгу. Константин Александрович Кедров – удивительный поэт и философ. В мае вышла его книга лекций по мировой литературе, которые он читал в библиотеках.

– Как поживает проект «Библио TВ»?

– Как раз Библио ТВ и снимает все эти фильмы при содействии Президентского фонда культурных инициатив. Планов очень много, и в издательской деятельности в том числе. И интервью, и лекции, которые состоялись в рамках цикла, мы расшифровываем и готовим вот уже третью книгу из них. На сайте функционирует очень интересный раздел по литературной критике с авторскими колонками: не только критики, но и вообще современные писатели делятся впечатлениями о новых книгах. Проект развивается.

– Кстати, о критике. Знаю, что в рамках Библиотеки искусств имени А.П.Боголюбова недавно проходил конкурс представителей этой профессии…

– Проект, связанный с возрождением литературной критики, для нас очень важен. Это не случайный, не разовый проект, это уже очередной конкурс. Мы стараемся возвращать внимание к литературной критике, которую сегодня во многом заменила навигация по литературе от издательств. Конечно, такая литературная критика, какой она была в XIX и XX веках, – это уже не современный формат, но очень важно видеть полноценные рецензии и статьи тех, кто специализируется на литературе. По итогам конкурса в прошлом году в издательстве «Библио ТВ» мы выпустили уже второй сборник литературной критики, он распространяется сейчас по большинству московских библиотек. Нам приятно, что это изданная книга, сейчас все переходит на цифровой формат, но именно бумажное издание все-таки больше, так сказать, для вечности.

– Сколько авторских критических колонок сейчас на сайте «Библио TВ»?

– Их уже более ста!

– Приветствуется только положительная критика или отрицательная тоже? Как вы, наверное, знаете, последняя сейчас не в чести, так как ее функции во многом выполняют блоги.

– Можно не только хвалить, но и ругать, но большинство, конечно, пишут о тех книгах, которые им понравились. Это интересно, потому что пишут люди с именами – Роман Сенчин, Лола Звонарева, Евгений Попов, Борис Евсеев, Виктор Ерофеев, Марина Кудимова, Ефим Бершин… Возможно, в будущем мы найдем ресурсы и издадим эти колонки в виде отдельного сборника.

Для нас очень важна поддержка Игоря Петровича Золотусского, который активно следит за нынешней литературной критикой. Только что вышедший сборник открывается его статьей «Похвала критике», этот текст он рассматривает как один из важнейших в своей жизни.

– А делается ли что-то для развития премиального института?

– Вместе с Русским ПЕН-центром мы готовим две премии: одна – имени Фазиля Искандера, вручение которой состоялось недавно (см. «УГ» №9 от 28 февраля 2023 года, интервью с обладательницей премии Викторией Татур. – Прим. ред.), другая – молодежная премия «Восхождение», тоже с призовым фондом, набор на которую уже объявлен. Важно развивать авторитет этих премий, который, конечно, и так обусловлен теми людьми, что находятся в жюри. Хотелось бы, чтобы о них знало не только литературное сообщество, но и более широкая аудитория.

– Расскажите, как молодым людям поучаствовать в премии «Восхождение»? Что для этого нужно?

– В рамках конкурса несколько направлений – и проза, и эссеистика, и поэзия, и другие. Все требования на сайте Русского ПЕН-центра и Библио ТВ. В каждой из номинаций достаточно неплохой призовой фонд – 150 тысяч рублей, четыре лауреата. Конечно, речь не идет о миллионе рублей, но все-таки для нас было важно, чтобы у премии была финансовая составляющая. Молодым писателям нужна активная поддержка.

– Что бы вы порекомендовали из детской литературы?

– Детская литература самая, наверное, незащищенная в сегодняшних условиях. Мы понимаем, что издать красивый сборник сегодня может каждый, у кого есть лишние 200 тысяч рублей. И очень многие считают, что книгу для детей написать просто. Поэтому мы видим, что рынок заполнен некачественными детскими произведениями. Я сам сталкивался с тем, что, когда ты начинаешь ребенку читать такую книгу, тебе просто становится неудобно перед ним. Поэтому, конечно, нужна хорошая литература, и, слава богу, у нас есть такие писатели, как Лев Яковлев или Елена Усачева, которые болеют за этот жанр, пишут качественно. В наших планах сделать проект, связанный с молодыми детскими писателями. Нужны постоянные семинары, конкурсы.

– В 2019 году, когда мы беседовали для «УГ» в первый раз, я спрашивал вас о школьной библиотеке. Что можете сказать об этом, исходя из сегодняшнего дня?

– Я очень надеюсь, что школьная библиотека не потеряет своей актуальности, учитывая нынешнюю тенденцию к цифровизации. Очень важно, чтобы ребенок мог прийти и взять живую книгу, а не просто посмотреть в Интернете краткое описание. К сожалению, у нас нет развитого сотрудничества со школьными библиотеками, но мы были бы очень рады передать некоторые книги, в том числе и вышедшие у нас сборники молодых критиков, и сборники лекций. Хотелось бы наладить взаимодействие с теми библиотеками, для которых литературный процесс является приоритетным.

– То есть можно призвать через газету, чтобы к вам обращались для сотрудничества?

– Да. Пишите, все контакты есть на сайте Библиотеки искусств имени А.П.Боголюбова и Дома Лосева. Будем очень рады!

 

Досье «УГ»

Владимир Семенов – писатель, общественный деятель, культуртрегер и эколог. Президент Русского ПЕН-центра, член Союза писателей Москвы, директор двух московских библиотек – Научной библиотеки и мемориального музея «Дом А.Ф.Лосева» и Библиотеки искусств имени А.П.Боголюбова, главный редактор литературного портала «Библио ТВ». Окончил факультет иностранных языков МПГУ имени В.И.Ленина. В 2000-2003 годах депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по культуре и туризму. Автор книг «Искусство антигламура, или Практическое пособие по дендизму» и двух книг «Беседы в Боголюбовской гостиной» (более 50 бесед с известными современными писателями).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте