Событием уходящего учебного года стали ответы Владимира Путина на вопросы, связанные с образованием, на «Прямой линии».
Антон МОЛЕВ, учитель истории московской гимназии №1505:- Владимир Владимирович, в связи с тем предложением и идеей, которую вы высказали и даже выдали конкретные поручения относительно создания единой концепции единого учебника истории, разразилась нешуточная дискуссия. Есть два полярных мнения: с одной стороны, это вполне объяснимый страх перед возможным единообразием и возвращением к тоталитарным каким-то аспектам, а с другой – представление о том, что единообразие или, точнее, единый подход и концепция хороши были бы не только в рамках исторического образования, но и вообще всей линейки учебников и единого подхода к новому образованию. В связи с этим мне кажется принципиально важным для профессиональной общественности понять, в чем, собственно, заключается позиция власти, лично ваша как президента и какие риски в реализации этой идеи вы видите, как их вообще можно было бы преодолеть. Владимир ПУТИН: – Могу только повторить то, что уже однажды формулировал. Полагаю, что должна быть единая концепция этого учебника, линейка этих учебников, которая бы показывала нам хронологию событий и их официальную оценку. Без официальной оценки не будет самого хребта понимания того, что происходило с нашей страной в течение прошлых столетий и прошлых десятилетий. Разброс в понимании ключевых аспектов нашей истории приводит в том числе к таким негативным последствиям, когда молодые люди не понимают, в какой стране они живут, не чувствуют своей связи с предыдущими поколениями, не понимают, что то, что сделали, допустим, ветераны во время Второй мировой войны, – это предмет их собственной гордости, не понимают этой связи с героями прошлых лет. У нас в прошлом году был, по-моему, 41 вариант учебников истории для 10-го класса, а в этом году рекомендованных вариантов учебников истории для 10-го класса – 65. Разве это нормально? Я помню, даже люди очень либеральных взглядов, которые сейчас критикуют вовсю, занимаются критикой и критиканством даже отчасти, некоторые из них ко мне приходили, открывали учебник несколько лет назад еще и показывали: смотрите, что пишут, совсем сбрендили. Вообще непонятно, кто войну выиграл: африканский корпус Роммеля воевал с англичанами, а миллионы солдат фашистской Германии воевали на Восточном фронте. Кто переломил хребет нацизму? Кто перелопатил вот эти дивизии, которые воевали на Восточном фронте? Кто знает, что у нас под Сталинградом была единственная битва за всю историю Второй мировой войны, когда противник понес большие потери (1,5 миллиона человек потерял), чем советские войска. Советские войска тоже огромные потери понесли: миллион 200 тысяч – миллион 250 тысяч, но противник понес еще больше – миллион 500 тысяч. Вот это кто знает у нас? Только специалисты. Но, не зная этого, невозможно понять ценности тех памятников, которые эти люди оскверняют сегодня. Это совсем не значит, что мы должны вернуться к тоталитарному мышлению. Если есть какая-то общая канва, официальная точка зрения, в учебнике вполне может быть изложена и такая позиция, и такая, и такая, а дело учителя (а учителя у нас талантливые люди) обратить внимание своих учеников на то, что есть разные оценки того или другого события, и научить, как я уже говорил, молодых людей думать и мыслить. В этом, собственно, суть современной системы образования не только по истории, но и по другим дисциплинам. Я думаю, что это вполне возможно и реализуемо.Игорь МАКОВЧУК, Магнитогорск, Челябинская область:- В последнее время в наших школах мы все чаще видим девушек в хиджабах. Франция уже на законодательном уровне запретила это. Что у нас? Исламизация?Владимир ПУТИН: – Ничего хорошего в этом нет. Есть, конечно, национальные особенности в национальных республиках. Но то, о чем вы сказали, – это не национальные особенности, а демонстрация известного отношения к религии. В нашей стране и в мусульманских регионах никогда такой традиции не было. Действительно, кстати говоря, в некоторых даже мусульманских государствах ношение хиджаба запрещено законом. Вы привели пример Франции, где тоже принят соответствующий закон. Я считаю, что в нашей стране (и я уже об этом говорил) можно и нужно идти по пути возврата к школьной форме. Такая работа уже идет. Рассчитываю на то, что она в регионах не будет забыта, заброшена, а наоборот, будет активным образом внедряться.Мария СИТТЕЛЬ, Москва: – Возможно ли отменить двойки по физкультуре?Владимир ПУТИН: – Вопрос непраздный – двойки по физкультуре, потому что в некоторых вузах двойка по физкультуре не дает возможность получить стипендию, а в некоторых случаях даже ведет к отчислению. Моя позиция заключается в том, что физкультурой должны заниматься все, никто не должен прикрываться справкой о здоровье, для того чтобы не заниматься физкультурой. А если действительно ограничения по здоровью есть, то с этими ребятами нужно работать отдельно. Должны быть разработаны специальные методики, которые бы не убивали человека, а наоборот, помогали бы ему восстанавливать свое здоровье. На мой взгляд, можно было бы ограничиться и зачетом. Но это дело специалистов, во всяком случае перегибы в любом случае, в любой сфере недопустимы.Надежда: – Сын неуправляемый. Что посоветуете как отец?Владимир ПУТИН:- Специально выбрал этот вопрос. Хочу сказать, что, конечно, государство несет значительную часть ответственности на своих плечах за воспитание молодых людей. Но нельзя забывать и об ответственности родителей. В каждом конкретном случае возможны какие-то советы. Но нужно знать этот случай, нужно знать семью, нужно знать ребенка, условия, в которых он живет, воспитывается. И я очень желаю этой семье и Надежде справиться с такими проблемами, если они возникают. Уверен, что это возможно. И желаю ей успехов.
Комментарии