Досье
Молчанов Владимир Кириллович. Родился 7 октября 1950 года в Москве. Отец – Молчанов Кирилл Владимирович – композитор, автор опер “Зори здесь тихие”, “Неизвестный солдат”, балета “Макбет”, с успехом шедших на сцене Большого театра, песен к кинофильмам “Дело было в Пенькове”, “Доживем до понедельника”, “На семи ветрах”. Мать – Пастухова Марина Владимировна – до начала 60-х годов работала актрисой Театра Советской Армии. Супруга – Консуэло Сегура, многие годы работала в газете “Советская культура”, потом была заместителем главного редактора журнала “Столица”. Последние пять лет является шеф-редактором всех программ и фильмов В.Молчанова, выступает вместе с ним соавтором сценариев.
В детстве и юности Владимир Молчанов активно занимался теннисом, был чемпионом СССР среди юношей в парном разряде, в составе юношеской сборной Москвы побеждал на cпартакиаде. Однако приблизиться к успеху своей старшей сестры, Анны Дмитриевой, 20-кратной чемпионки СССР, выведшей советский теннис на мировую арену, ему оказалось не под силу.
В 1967 году Владимир Молчанов поступил на филологический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова в группу нидерландского языка и литературы, который окончил в 1973 году. Дипломную работу защитил по теме “Проблемы декаданса в романах Луи Купейруса”.
С 1973 по 1986 год Владимир Молчанов работал в редакции Западной Европы Агентства печати “Новости” редактором, собственным корреспондентом в Нидерландах, обозревателем. Около пяти лет занимался журналистскими расследованиями нацистских преступлений. В начале 80-х годов в “Политиздате” вышла его книга документальных очерков “Возмездие должно свершиться”, за которую автор был удостоен литературной премии Максима Горького. В результате журналистского расследования, которое провел В.Молчанов, в конце 70-х годов в Нидерландах был арестован и приговорен к 10 годам тюрьмы нацистский преступник, мультимиллионер Питер Ментен.
В январе 1987 года В.Молчанов пришел на телевидение, в редакцию программы “Время”, а уже в марте того же года в эфир вышел первый выпуск его информационно-музыкальной программы “До и после полуночи”, ставшей одной из самых популярных программ эпохи перестройки и гласности. За эту программу Молчанов был удостоен премии Союза журналистов СССР.
В мае 1991 года в знак протеста против цензуры по собственной инициативе покинул Гостелерадио СССР, став независимым журналистом. После августовских событий 1991 года и до начала 2000 года работал в частной телекомпании REN-TV, возродил еженедельную программу “До и после”, создал цикл передач “Помню… Люблю…”, посвященных памяти известнейших советских композиторов, снял около 15 документальных фильмов.
Владимир Молчанов – лауреат премии “ТЭФИ”, обладатель серебряного приза Чикагского международного телевизионного конкурса, номинант международных конкурсов документальных фильмов в Ницце и Берлине. Избран академиком Российской академии телевидения и членом-корреспондентом Российской академии естественных наук.
Широкие круги знают, что когда-то, на заре новой жизни, он вел программу “До и после полуночи”, пользовавшуюся бешеной популярностью. Круги поуже знают, что сейчас он продолжает снимать свое любимое документальное кино – недавно прошла премьера фильмов “Команданте Че” и “Станислав Ростоцкий” – и курить неизменный “Беломор”.
– Когда я начинал курить, а случилось это довольно поздно, то “Беломор” таскал у мамы. Мама лет до 80 курила “Беломор”, а потом перешла на сигареты. Мы с женой 33 года женаты, и все 33 года тоже курим “Беломор”.
– И жена курит “Беломор?
– Да. Вроде марка не женская, но что поделать? Я и “Беломор” курю, и первым на советском телевидении произнес когда-то в эфире слово “презерватив”.
– Сегодня вы появляетесь на телеэкране не столь часто, как могли бы. Почему так?
– И сам этого не могу понять. В последние два года не скажу, что работаю, но сотрудничаю с Российским телевидением, снимаю цикл “И дольше века…”, было уже серий двадцать, но показывали их ночью, в час-полвторого. Я думаю, что снимаю слишком нетипичных людей для народного канала, это не “Моя семья” или “Аншлаг”, та гадость дешевая, чьи персонажи не вяжутся с теми, кого снимаю я. Конечно, это горько, но тем не менее я добился права общаться с теми, с кем хочу, а не с теми, с кем будто бы хочет народ.
– А в этом нет, извините, какого-то личного снобизма?
– Может, и есть. Но я еще в
96-м году достаточно жестко заявил, что никогда больше не буду общаться с политиками, это пустая трата времени, они все равно не говорят правды. И решил снимать документальное кино или общаться с теми, кто мне интересен, с кем не успел в жизни поговорить нормально – Наталия Петровна Бехтерева, Майя Михайловна Плисецкая, Гор Видал, американский писатель. Они со мною по-другому разговаривают, эти люди. Я работаю с ними несколько дней, а потом делаю 39 минут. Это совсем, понятно, немного, но, думаю, потом издам книгу, потому что с некоторыми людьми расшифровки интервью по 50 страниц машинописных, а в передачу от силы умещается семь.
– Когда вы встречаетесь с неординарным, особенным человеком, что вас в нем интересует в первую очередь?
– Во-первых, я стараюсь хорошо сделать “домашнее задание”: если писатель, стараюсь поподробнее его почитать, если балерина Плисецкая – посмотреть ее записи. Само название “И дольше века…” возникло по аналогии с романом Чингиза Айтматова, который и был первым героем цикла. И мне кажется, что это люди, которых будут читать, будут смотреть и сегодня, и через 50, и через 100 лет, это не однодневки. Так что разговариваем мы обо всем – о жизни, молодежных проблемах, к примеру. Об Америке, ее истории, имперских амбициях очень интересно было говорить с Гором Видалом, сводным братом Жаклин Кеннеди. Он писал речи для Джона Кеннеди, публично послал Роберта Кеннеди, был дядькой Эла Гора, кандидата в президенты на последних выборах. С Майей Михайловной Плисецкой, знающей меня с рождения, как раз о балете мы говорили меньше всего – музыка, жизнь, любовь. В искусстве не так много семейных пар, как Плисецкая и Щедрин, которые всю жизнь прожили вместе, не разошлись… Обычно перед встречей я готовлю для собеседника 30-40 вопросов, а в итоге времени хватает только на несколько.
– Поджидали ли вас разочарования от встречи с человеком, к которой вы столь тщательно готовились?
– Да, и часто. Но не в этом цикле – раньше.
– Что могло стать поводом к разочарованию?
– Ложь. Из-за нее я категорически перестал общаться с политиками. Откровенная ложь. Я так и не сделал интервью с Горбачевым. Из часа разговора правдой были, может быть, только одна-две минуты, все остальное – неправдой. Лгал Горбачев, лгал Ельцин, не говорю уже о сегодняшних людях у власти. Неинтересны они мне, абсолютно неинтересны.
– И Бог с ними, давайте о другом. О том, что по детству и юности вас можно назвать счастливчиком: замечательные папа, мама…
– Действительно, не могу сказать, что в моей жизни были какие-то катаклизмы. Вырос в хорошей семье, думаю, что именно она многое во мне определила, до 18 лет во всяком случае. Я так и говорю, что до 18 лет меня воспитывала старшая сестра, Анна, которую побаиваюсь до сих пор. У нас с нею разные отцы, ее – Владимир Владимирович Дмитриев – был главным художником Большого театра и МХАТа, умер в 48 лет в 48-м году, Анне было 7 лет, и ее воспитывал мой папа. Да, семья хорошая была. И у жены тоже хорошая, хотя и несколько драматичная: ее отца с испанскими детьми привезли сюда в 38-м году, и это была порушенная жизнь – все остались там, и первый раз он увидел свою мать только через четверть века, а вернуться не получалось.
– Вы с Ельциным в теннис играли?
– Нет, никогда ни с какими начальниками не играл. Если бы даже захотел, что сомнительно, все равно не получилось бы: к сожалению, не выхожу уже на корт почти 15 лет из-за тяжелой болезни спины.
– А теннисным успехам сестры завидовали?
– Чего же завидовать? Мы играли в теннис разного уровня, и выступать серьезно я бросил в 18 лет. Мое высшее достижение – чемпион Союза среди юношой в парном разряде, хорошо играл в паре, а в “одиночке” ленив был для тенниса. Не то, что ленив – не было неодолимой жажды победы. Когда проигрывал – расстраивался, но так, чтобы вот обязательно выиграть, – такого не было.
– А по жизни вам жажда победы знакома?
– Да как-то не приходилось ее испытывать. Достаточно успешно работал после университета в АПН, шесть лет занимался розыском нацистов, написал пару книжек, что, в общем-то, позволило мне не заниматься тем, чем занимался АПН – диссидентами, речами Брежнева там, еврейским вопросом. Кстати, одну из своих книжек о поиске нацистов я выпустил с посвящением: “Памяти моего отца композитора Кирилла Молчанова, чье творчество было посвящено антифашистской теме”. Действительно, практически процентов 80, если не больше, музыки отца – песни, фильмы, оперы – это все война.
Но хочу оговориться сразу: я никогда не причислял себя ни к кинематографистам, ни к писателям. Был, есть и останусь журналистом. То, что я делаю, – это журналистика, просто телевизионные программы. Возможно, с некоторым уклоном в документалистику, но я не из тех журналистов, которые пишут повестушки. Знаете, у каждого журналиста есть в столе незаконченная повестушка.
– И сняться в кино не хотели?
– А я снимался у Сережи Урсуляка, мы с ним придумали какую-то глупость в его “Сочинении ко Дню Победы”. А снимался потому, что Сережа согласился быть режиссером моего фильма “Записки из мертвого дома”, за который мы “Тэфи” получили. Это про смертников, отбывающих пожизненное заключение…
Алексей АННУШКИН
Продолжение следует
Комментарии