search
main
0

Владимир ЛАКШИН Белое и черное Комедия в двух действиях

В своем последнем интервью в июльском номере журнала “Народный депутат” за 1993 г. Владимир Яковлевич писал: “Мы за последние годы многого лишились. У нас уже нет понятия “народ” – есть только “население”. Вместо “Родина” привычно произносят “эта страна”. Мы зашли с самоотрицанием на самый край и, получив в наследство великую культуру, засомневались сегодня: а была ли она вообще – русская интеллигенция?” Сейчас это произносят все – даже ленивые. Тогда это вызывало резкий отпор.
Владимир Яковлевич как-то с горечью заметил: “Никакие самые острые слова уже не действуют ни на кого. А споры не проясняют истину, потому что у каждого она своя – и у разрушителей, “идеологистов”, и у тех, “кому не все равно”. Так он определял русского интеллигента. В таком настроении и была написана эта пьеска.
Светлана ЛАКШИНА

Действие первое
Учительница входит в класс и вешает на гвоздик у доски наглядное пособие.
– Арифметики сегодня не будет. Вера Семеновна заболела. Я проведу урок вместо нее. Меня зовут Солоха Карповна… Взгляните, дети, внимательно на кота, изображенного на рисунке. Какого он цвета?
Все: “Черного!!!”
– Поглядите получше. (Листает классный журнал). Эдик Тараканов, вопрос к тебе. Какого цвета кот?
Эдик (неуверенно):
– Черный…
– Какой?
– Че-е-рный…
– Ты хорошо подумал? Ладно, садись. Юля Цикада, взгляни внимательно на кота. Какого он цвета?
– Черного…
– Соберись, Юля. Не спеши, отвечай вдумчиво. Неужели и хвостик черный?
– Черный.
– Совсем-совсем черный?
– Ну… Чуть-чуточку коричневый.
– Темно-коричневый или светло-коричневый?
– Те… Све…
– Ребята, кто поможет Юле? Итак, какой хвост у кота?
Разноголосый хор:
– Черный… Коричневый… Чернявый… Желтый…
– Минуточку! Кто сказал “желтый”? Вадик Букашкин, ты?
– Я не говорил “желтый”.
– А как ты сказал? Не бойся, отвечай смелее.
– Же-ел…
– А может, чуть светлее?
– Да, светлее…
– Что же, дети, светлее желтого?
Маша Мухина (тянет руку):
– Бе-е… Белое!
– Правильно. Молодец, Маша! Дети, все видят белый хвост?
– Все-е-е…
– Маша Мухина, а какие у кота ушки?
– Черные.
– Ну-у, Маша… Целиком черные?
– Нет.
– Какие же?
Маша (догадываясь):
– Наверное, черные с белым?
– Уже лучше, а точнее?
– Белые!
– Правильно!!! Все видят, что у кота белые уши?
– Все-е-е…
– Пойдем дальше. Коля Бабочкин, какие у кота хвост и уши?
– Черные.
– Неправильно. Садись. Эдик Тараканов, какие хвост и уши у кота?
– Белые.
– Верно! Все слышали ответ Эдика? А теперь, ребята, подумайте хорошенько. С хвостом и ушами мы разобрались. Но сам-то кот, от хвоста до ушей, разве он черный? Не торопитесь, соберитесь с мыслями… Юля Цикада, отвечай.
– Черноватый…
– Что это еще за “черноватый”? Надо либо так, либо уж так. Хвост – белый, уши – белые, а сам черный? Разве можно это назвать продуманным, принципиальным ответом?
Маша Мухина (тянет руку):
– Солоха Карповна, можно я скажу? У наших соседей кошка белая, а ухи у ней черные.
– “Ухи”! Стыдись, Мухина! И, по-видимому, это не настоящая кошка, а гибрид.
– А что такое гибрид?
– Гибрид – это сомнительная кошка, мы их проходить не будем. И вообще, Коля, не сбивай Юлю. Итак, Юля, какого цвета кот?
– Белый…
– Ребята, все слышали? Кто согласен с Юлей, поднимите руки. Против? Воздержался? Единогласно. Итак, кот, которого по ошибке, надеюсь, случайной… кто-то назвал “черным”, – это белый кот. В самом деле, поглядите внимательнее. Лучше один раз увидеть, чем сто раз недослышать: с ног до головы белый, белоснежный, шерстка как сахар, а ушки – из шелковистого белого атласа…
Звонок на перемену.
– Отдохните несколько минут, и мы продолжим занятие.
Уходит, захватив с собой наглядное пособие.
Коля (Юле):
– Разве он белый?
– Не знаю. Так Солоха Карповна сказала.
– Ты сама видела, что белый?
– Угу. И Эдик видел, и Маша.
– А мне он черным показался.
– Да ты что? Ты неправильно смотришь. Ты смотри не от окна к двери, а от двери к окну и вот так прищуривайся, и будет белый.

Действие второе
Звонит звонок на урок, Солоха Карповна входит и вносит новое наглядное пособие – белого кота. Вешает его на гвоздик.
– Продолжим, ребята. Итак, перед нами кот, цвет шерсти которого мы только что определили. Какой это кот?
Все кричат весело: “Белый!”
Один или два слабых голоса: “Черный…”
– Неужели есть какие-то сомнения? Эдик Тараканов, какой кот?
– Белый… (Путается, слыша чью-то подсказку за спиной). То есть черный… Я хотел сказать: черно-белый…
– Дети, как это понять? Путаетесь в простейшем вопросе. Черного от белого отличить не можете. Сказано было ясно. Не понимаете чего-то – переспросите. Кажется, целый урок бились. И сами установили, никто за язык вас не тянул. Кот…
– Белый!!!
Кто-то один: “Серо-белый…”
– А может, правда, он не совсем белый? Остановитесь. Подумайте. Ведь мы говорим “белый”, когда все у кота белым-бело, как простыня или чистый лист бумаги. А теперь сосредоточьтесь: можно ли положа руку на сердце сказать про этот экземпляр домашнего животного, что оно вполне белое? Так в жизни не бывает. Всегда найдутся оттенки, пятна, тени. Вглядитесь получше, разве у этого кота нет каких-то пятнышек, крапинок… Вот они, почти черные, у носа и над лапами. А хвост, разве его можно назвать белым? Так какого цвета кот, я спрашиваю?
– Бу… бу… бурый.
– Кто сказал “бурый”? Маша?
Испуганный писк: “Я”.
– Хорошо, Маша. Это уже ближе к делу. А что такое, по-твоему, бурый?
– Не знаю.
– Бурый – это отчасти темный, не правда ли? Так какого цвета кот, Мухина?
– Темный.
– Маша, но нельзя же назвать кота “темный”! Слышала ли ты хоть раз, чтобы кто-то сказал, что у него живет “темный кот”?
Ребята смеются.
– Или спел: “Темный кот у ворот…” А как надо?
– Черный кот.
– Во-о-от. Сразу бы так. Так какого кота, ребята, вы видите на рисунке?
– Черного!!!
– Молодцы. Итак, запомните и повторите дома: черное – это белое, а белое – это…
Все хором: “Черное!!!”
Дверь с легким скрипом отворяется, и в класс входит, лениво перебирая лапами и метя пол хвостом, черная кошка. Все вскакивают из-за парт. Кошка проходит мимо доски, прыгает на подоконник и исчезает у водосточной трубы. Все кричат: “Черная кошка! Черная кошка!”
Солоха Карповна быстро плюет три раза через левое плечо и начинает крутиться на одном месте – быстрее, быстрее, потом садится на указку, неловко зажав ею темную юбку, и исчезает в окне.
Оставшись одни, дети водят хоровод и поют:
Сахар белый; уголь черный,
Вы скажите мне сперва,
Нужно как? А я покорный,
Я переверну слова.

Уголь белый, сахар черный,
Ты глазам своим не верь,
Кот бесцветный, зверь
проворный,
Распахнет в науку дверь.

Уголь белый, сахар черный
Или все наоборот…
Так крутись же, наш
просторный,
Наш веселый хоровод!
Коля Букашкин стоит один и в задумчивости грызет ногти, поглядывая на танцующих ребят.
Занавес.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте