Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Владимир Гальцев, Ессентуки: Ломать стереотипы всегда было нелегко.

Дата: 17 декабря 2012, 18:30
Автор:

Софья Николаевна Лысенкова рассказывала нам, каких усилий стоило для неё внедрять метод опережающего обучения в собственной школе: приходилось вести два журнала, один – свой, с опережающей работой по темам, другой – для проверяющего завуча.

Из электронной версии «Учительской газеты» узнал об уходе из жизни Софьи Николаевны Лысенковой. И хочу в память об этом замечательном человеке рассказать о встрече, которая случилась 20 лет назад.

В 1992 году мне посчастливилось стать слушателем школы высшего педагогического мастерства, которую проводила в Москве заслуженный учитель школы РСФСР Софья Николаевна Лысенкова. Неделя занятий и просто общение с Софьей Николаевной остались у  меня в памяти навсегда. Одна из самых ярких представительниц когорты учителей педагогики сотрудничества, она учила нас не только своей методике, но и была примером как личность. Именно она помогла нам понять главные заповеди профессии и всегда повторяла: «Не бойтесь экспериментировать, ищите новые эффективные формы работы, ломайте устаревшие стереотипы». Она рассказала нам, каких усилий стоит для неё внедрять метод  опережающего обучения в собственной школе: приходится вести два журнала, один – свой, с опережающей работой по темам, другой – для проверяющего завуча. Ну, не могла она доказать строгому администратору, что при использовании особой методики, опорных схем по всем предметам, метода комментирования можно добиться такой экономии времени на уроке в классе с обычными детьми, что в результате сумеешь пройти программу четырёхлетней школы за 3 года!

После приезда с тех курсов я стал применять лысенковский метод комментирования и частично систему зрительных опор, даже придумал несколько собственных. Но сказать, что я начал работать по методу Лысенковой, как про меня стали говорить, я не мог. Во-первых, я никогда не считал необходимым полностью копировать чужой опыт. Из него нужно брать только то, что у тебя не вызывает отторжения, и объединять с собственными методическими  наработками. А  во-вторых, я, как человек эмоциональный и, пожалуй, артистичный, мог увлечься на уроке и потерять несколько минут. Нет, они всегда имели культурологическую или эстетическую направленность, но могли не соответствовать чётким пунктам поурочного плана. Строгий инспектор, присутствуй он на таком уроке,  наверняка снизил бы мне оценку на разборе. Словом, выигрывать по-лысенковски год начальной школы я не научился. Однако мне всегда было приятно, когда в среднем и старшем звеньях о моих бывших учениках говорили не только как о хорошо обученных и воспитанных, но и как об эрудированных, креативных, приятных в общении детях.

Та двадцатилетней давности встреча и общение с Софьей Николаевной Лысенковой безусловно оказали на меня, да наверняка и на других  коллег, неизгладимое и действенное влияние. Мы стали увереннее в себе. Я тогда исписал целиком толстую тетрадь. Но еще больше осталось внутри, в душе, настолько поразила меня эта уникальная женщина, ее оптимизм, доброжелательность, стремление заразить нас верой в самих себя. В ней не было никакого намёка на звёздность. А ведь она входила в десятку лучших учителей-новаторов страны!

Полагаю, что школу Лысенковой прошла не одна тысяча учителей. И для каждого встреча и общение с этим замечательным человеком дала импульс и в жизни, и в профессии.

Об авторе

Владимир Андреевич Гальцев – закончил Пятигорский госпединститут иностранных языков в 1975 году и получил диплом учителя английского и французского языков. В 1989 году закончил заочно факультет начальных классов Ставропольского госпединститута и получил диплом учителя начальных классов. Работал учителем начальных классов и учителем английского языка в городе Ессентуки.

В 1996 году стал серебряным призёром Ставропольского краевого конкурса \”Учитель года\”.

С 1998 по 2008 годы участвовал в эксперименте, который сам инициировал: взяв первый класс, провёл его в течение 10 лет в качестве классного руководителя до выпускного вечера. В 2007 году был удостоен гранта Президента России.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt