….педагогические вузы не имеют шансов попасть в число привилегированных…
– Этот термин особенно в последнее время в достаточной мере дискредитировал себя. Поэтому здесь уместнее было бы сказать о категории не привилегированных, а ведущих вузов Российской Федерации. В условиях, когда мы перешли к массовому высшему образованию, когда появились десятки и сотни филиалов высших учебных заведений в регионах, одинаково сильными все вузы быть не могут – хотя бы согласно классической кривой распределения Гаусса. Точно так же, как они не могут в нынешней экономической ситуации получать от государства одинаковую и достаточную финансовую поддержку. Следовательно, это вполне нормально (и распространено во всем мире), когда наряду с массой других вузов выделяется группа так называемых элитных учебных заведений и государство поддерживает их – равно как и те заведения, которые выполняют его целевые задачи, в частности готовят врачей, учителей, научные кадры и т.д. Именно для таких вузов было принято решение ввести категорию ведущих. В ходе дискуссии, в которой принимал участие и Российский союз ректоров (а я бы сказал, что в значительной мере именно с их подачи), была обоснована необходимость ввести две категории вузов. К первой относятся ведущие вузы общероссийского значения, которых не должно, да и не может быть много (МГУ, Санкт-Петербургский государственный университет, Бауманка и еще 10 – 15 других. Если провести аналогию с Соединенными Штатами, то у них элитными считаются университет Беркли, Принстонский, Гарвардский, Йельский, в Великобритании – Кембриджский, Оксфордский университеты и т.д). Вторая же категория – это ведущие высшие учебные заведения по тому или иному направлению. Вот здесь уже десятки и сотни вузов могут претендовать на причисление к этой категории. И ничто не мешает по какому-либо направлению выбрать ведущими не один, а несколько вузов. У одних очень сильна гуманитарная составляющая, у других – техническая, какие-то вузы славятся традициями подготовки всемирно известных химиков, а какие – математиков, художников, литературоведов…
Тем не менее действительно педагогическим вузам может быть достаточно трудно конкурировать с другими учебными заведениями за то, чтобы попасть в первую категорию. Но они имеют все шансы попасть во вторую, поскольку, как я считаю, у каждого должна быть своя ниша существования. И если государство заинтересовано в том, чтобы поддерживать педагогические вузы и подготовку учителей, у него достаточно механизмов, чтобы это сделать. В частности, введена категория государственного заказа на подготовку специалистов, что дает возможность выделять из бюджета дополнительные средства на подготовку, скажем, учителей того или иного профиля. Так что «привилегированность» вузов именно в этом плане имеет право на существование.
Комментарии