search
main
0

Владимир ФИЛИППОВ,

министр общего и профессионального образования

– Думаю, никто не будет спорить, что любому государству армия нужна. Другое дело, в каких целях эта армия используется и в каком состоянии она находится. Наша армия, к сожалению, сегодня не в лучшей кондиции. Армейские реформы должны в какой-то мере изменить сложившуюся ситуацию. А она непростая. В 2005 году завершится переход на контрактную систему службы в армии. Готовясь к этому, Министерство обороны начало активно сокращать количество своих вузов. Но мне кажется, что с сокращением спешить не стоит. Надо, наоборот, ввести временный мораторий на закрытие высших военных учебных заведений. Разрушить всегда легче, чем построить заново. Вначале нужно определить: сколько офицеров нам нужно будет, по каким специальностям. Может быть, часть вузов надо не закрывать, а перепрофилировать в гражданские… Все эти проблемы мы как раз сейчас и обсуждаем с Министерством обороны. Есть еще одна больная тема – сокращение количества военных кафедр в гражданских вузах. Как только об этой идее заговорили официальные лица, мы сразу стали получать письма от ректоров вузов, губернаторов, которые просят не ликвидировать военные кафедры. Дело в том, что в вузы с военными кафедрами ребята поступают охотнее, там, как правило, всегда конкурс выше. Социологические исследования и опросы показали, что многие из них стараются избежать армии не потому, что вообще не хотят служить, а из-за морального климата в войсковых частях, дедовщины. С другой стороны, военные кафедры в вузах – это лишняя головная боль ректору. Ведь преподаватели на этих кафедрах получают больше, чем обыкновенные профессора или доктора наук. А при нынешнем уровне зарплаты это, конечно же, вносит некий разлад в коллектив. Но офицеры тоже недовольны: мы им не выплачиваем так называемое вещевое довольствие, поскольку давно не получаем средств по статье “прочие расходы”. Вот и подают они на ректоров в суды. Конечно, нам нужно очень серьезно подумать, что же в самом деле сделать с военными кафедрами. Одни, может быть, закрыть, на базе других создать межвузовские, третьи усилить специалистами и программами тех военных вузов, которые будут закрываться. Ясно, что однозначного решения здесь нет и быть не может. Мы с вами говорили, так сказать, об “отцах-командирах”. Что касается рядового состава нашей армии, то меня тоже очень тревожит статистика: у нас практически не осталось здоровых призывников. Поэтому, на мой взгляд, надо не начальную военную подготовку в школах вводить, а больше уделять внимания здоровому образу жизни, прививать молодому поколению потребность в нем, физкультуру делать по-настоящему массовой, как можно больше ребят привлекать к спорту. А если захотят ребята заниматься военно-прикладными видами спорта, это можно делать во внеурочное время, в кружках и секциях. Кстати, я считаю, что термин “военно-патриотическое воспитание” в старом понимании устарел. Мы должны растить наших ребят патриотами своей страны, своего государства. Другое дело, что очень часто усилия школы разрушаются действиями и поступками самого государства или людей, которые находятся при власти. Мы сколько угодно можем говорить о правовом государстве, о необходимости следовать законам на уроках и после, но вечером дети посмотрят телевизор и узнают, что уже третий генеральный прокурор каким-то образом нарушал законы… Двойные стандарты, двойная мораль – самый опасный враг воспитания. Но это не значит, что мы можем бездействовать. Наши дети живут здесь и сейчас, и мы должны их, несмотря ни на что, учить оставаться самими собой в сложном нынешнем неустойчивом мире, учить, как бороться с несправедливостью, как влиять на власть…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте