search
main
0

Владимир ФИЛИППОВ,

министр образования

– Законодательство, которое есть у нас в образовании, безусловно, одно из самых передовых и вольнолюбивых в Европе, да и в целом в мире. Те права, которые даны образовательным учреждениям, не имеют школы, вузы в абсолютном большинстве стран. В России руководители учебных заведений могут самостоятельно распоряжаться средствами, открывать у себя новые структуры, кафедры и об этом даже не информировать органы управления образованием. В Германии или Франции, чтобы только взять профессора на работу в университет, необходимо запрашивать министерство образования! Но, принимая в 1992 году Закон “Об образовании”, когда мы только приступали к рыночной экономике, трудно было сразу найти идеальный вариант. Даже после редакции 1996 года сегодня назрела необходимость в целом ряде поправок к нему, а также к Закону “О высшем и послевузовском образовании”, принятом в 1996-м.

Осенью прошлого года была организована группа из представителей нашего ведомства, Совета Федерации, Госдумы, которая несколько месяцев работала над законотворческими предложениями. Сейчас на обсуждение вынесен пакет из около 800 поправок. Понятно, что не все они являются однозначными, даже мнения членов рабочей группы разделились: кто-то за то, чтобы их принимать, кто-то – нет.

Мы разбили поправки на три группы. Первая – дискуссионная, которая накануне выборов в Госдуме точно не пройдет. Здесь собраны сильно политизированные моменты, причем некоторые даже не очень актуальные. Ну, например, в нашем министерстве были представители, настаивавшие на том, чтобы пересмотреть определение, которое дает закон слову “образование”. Мне кажется, здесь можно дискутировать годами!

Вторая группа поправок требует срочного решения. Два законопроекта уже написаны, внесены в Госдуму. Они, например, содержат поправку, которая дает дополнительные льготы для поступления в высшие учебные заведения. Такими льготами традиционно пользовались инвалиды 1, 2 групп, дети-сироты. Но жизнь сейчас жестокая: если у ребенка один родитель, причем, инвалид 1, 2 групп, то поступить в вуз он практически не может. Денег в таких семьях нет. Поправка искоренит эту несправедливость. Еще одно изменение касается 25-процентного ограничения платного приема государственных вузов на специальности экономика, менеджмент, юриспруденция, государственное и муниципальное управление. В результате этого ограничения деньги уходили в негосударственные учебные заведения. Сейчас найден компромисс: вуз сможет принимать абитуриентов на платной основе столько же, сколько и на бесплатной, но при условии неуменьшения объема бюджетного приема.

Ну и, наконец, третья группа – это поправки, над которыми работа продолжается. Признавая необходимость их внесения, пока мы не нашли точные формулировки. Есть еще и тактический момент, почему с этими поправками не спешим. Не хотим сейчас выносить изменения в целом к закону, потому что это будет уже его новая редакция. Тогда депутаты набросают туда еще сотни предложений, которые нас просто утопят. Поэтому все поправки сейчас идут не к закону в целом, а к конкретной его статье.

Как вы уже поняли, изменения затронут в основном вузы, поправки по общему среднему образованию пока не внесены. Дело в том, что самые главные вопросы – межбюджетные отношения в финансировании школы относятся совсем к другим документам – Закону “О бюджете”, бюджетному классификатору, а для введения стандартов мы нашли свой механизм. Это будет отдельный закон, вариант которого будет обсуждаться в сентябре.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте