search
main
0

Владимир АВЕРКИН: Не надо бояться рынка!

Первая ассоциация при слове “рынок” – “деньги”. Кто должен платить за образование? Сегодня это один из главных вопросов. Например, у десятиклассников все 36 часов в неделю (а это 24 часа федерального компонента, 12 – регионального и школьного) оплачиваются из одного источника – местного бюджета. Причем нормы оплаты устанавливает только государство. Очень низкие нормы… Выход есть! Его предлагает Владимир Аверкин, председатель Комитета образования Новгородской области.

– Владимир Николаевич, начиная разговор о системе образования в России, обратимся к самому началу – дошкольному образованию…
– Система дошкольного образования переживает серьезный кризис, спровоцированный социально-экономическими проблемами. В нашей Новгородской области резко снизилась рождаемость (за 1990 год родились 9362 ребенка, а в 1997-м – 5560 детей), сократилось число рабочих мест на предприятиях, размер родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях стал для многих семей непосильным.
Поэтому в ряде районов области появился огромный разрыв между количеством мест в дошкольных образовательных учреждениях и числом детей, их посещающих. Так, на 1 января 1999-го на каждые 100 мест в городах приходилось по 92 ребенка, а на селе – по 51. И как следствие – устойчивая тенденция к сокращению сети дошкольных образовательных учреждений с 492 в 1994 году до 374 в 1999 году. Соответственно меньше стало и воспитанников: было 36742, стало 24593. В целом по России сегодня около 50% детей воспитываются дома.
Специалистами муниципальных органов управления образованием было проведено маркетинговое исследование причин непосещаемости детских садов на Новгородчине. Результаты заставляют задуматься: от 30% до 84% (во всех районах по-разному) родителей не водят ребенка в детский сад либо из-за высокой родительской платы, либо из-за отсутствия работы у одного из родителей.
– Но, может быть, домашнее образование заменяет детский сад?
– К сожалению, в нашей области 23% детей 3-7 лет воспитываются в семьях, которые не в состоянии самостоятельно решить эту проблему, особенно на селе. А ведь дошкольные образовательные услуги помогают ребенку получить основные навыки к школе.
Кроме того, сложившаяся ситуация противоречит нормам законодательства Российской Федерации. Государство обязано оказывать финансовую поддержку семье в воспитании детей дошкольного возраста!
– И где же выход?
– Сохранить систему дошкольного образования трудно. Но можно. Для этого необходимо, прежде всего изменить систему оплаты дошкольных образовательных услуг. Она не менялась с 1992 года.
Несправедливо, когда и бизнесмен, подвозящий ребенка в детский сад на иномарке, и безработный, получающий пособие на бирже, платят за пребывание ребенка в учреждении одни и те же100-120 руб.
А потом мы должны сделать второй шаг – реформировать систему дошкольного образования. В частности, должны появиться бесплатные группы кратковременного пребывания в детском саду, школы с дошкольными группами. Конечно, это вынужденная мера. Но она позволит сохранить систему.
– А не получится ли так, что у нас появятся детские сады для бедных и – отдельно для богатых?
– Пункт 2 ст.43 Конституции гарантирует “общедоступность, бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях и на предприятиях”. Так давайте и создадим условия для бесплатности. Каждый ребенок сможет ежедневно приходить в детский сад. Здесь он в течение четырех часов будет получать дошкольные образовательные услуги совершенно бесплатно. Подчеркиваю, образовательные. Так как питание, дневной сон и дополнительные услуги сюда не включаются.
Изначально дети получают примерно одинаковые стартовые условия – ведь занятия хорошо подготовят их к школе. Этот вариант позволяет решить проблему работы с семьями и детьми, не охваченными общественным дошкольным воспитанием, обеспечит огромную помощь семье в воспитании детей со стороны государства. Думается, что многие родители этой возможностью воспользуются.
– В Новгородской области эта схема уже работает?
– Да. Правом на бесплатное посещение таких групп родители уже пользуются. Именно поэтому на сегодня образование в детских садах получают 79% детей-дошкольников. А в этом году, думаю, мы перешагнем за 90%.
– А сколько будут платить родители тех детей, которые находятся в детсаду и шесть, и восемь, и даже десять часов?
– Здесь вступает в силу система дифференцированного подхода к оплате, в том числе и дошкольных образовательных услуг сверх бесплатных четырех часов. Дополнительные услуги, которые дошкольное учреждение сможет предоставить своим воспитанникам (сауна, бассейн, массаж, обучение иностранному языку и др.), необходимо предоставлять за отдельную плату. А как распоряжаться полученными доходами, должен определять трудовой коллектив.
Сколько родителям платить – на этот счет уже и сейчас существуют разные мнения. Можно привязать размер родительской платы к категории дошкольного учреждения, которая присваивается ему по результатам аттестации: чем выше категория, тем более качественный уровень дошкольных образовательных услуг в учреждении, а, следовательно, выше родительская плата. Такой подход может существовать, и в этом случае сформируется система выбора дошкольного учреждения по качеству предоставляемых услуг. Но это – в перспективе, когда дошкольные учреждения во всей России будут аттестовываться в массовом порядке. А пока в соответствии с письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 30.10.98 N 04-51-79 все дошкольные образовательные учреждения можно считать имеющими государственную аккредитацию. Но дальше ждать мы не имеем права мы не имеем права: за это время может значительно уменьшиться и число детей, и количество детских садов.
Поэтому, поскольку на сегодняшний день уровень жизни семей и размеры потребительских корзин в разных регионах различны, я думаю, что в каждом регионе следует ориентироваться именно на стоимость потребительской корзины и средний размер дохода на душу населения.
– Не получится ли, что обделенными в результате будут дети из социально незащищенных семей?
– Не думаю. Просто нужно следовать сложившейся в Великом Новгороде практике по оплате коммунальных услуг:
во-первых, для родителей, имеющих льготы, сохранить привилегии и по оплате дошкольных образовательных услуг – это участники военных действий, многодетные, военнослужащие срочной службы и т.п.;
во-вторых, государство должно позаботиться о малообеспеченных слоях населения при оплате ими дошкольных образовательных услуг сверх бесплатных четырех часов. Но помощь должна быть адресной, через систему субсидий Комитета по социальной защите населения.
– Ваша позиция по дошкольным учреждениям понятна. А каковы ваши предложения по реформированию средней школы?
– Нужны единые критерии оценки управления системой образования в регионах. Я считаю, что соответствующая модель управления отработана на территории нашей области. Вот ее главные идеи:
областным комитетом образования разрабатывается и утверждается губернатором области областная программа развития образования на 5 лет;
ежегодно осуществляется анализ реализации программы по критериям и показателям, отражающим поступательное развитие системы образования;
эти критерии и показатели на каждом этапе анализируются и корректируются, прогнозируется деятельность муниципальных органов управления образованием, учреждений начального и среднего профессионального образования; их согласование осуществляется с руководителями и специалистами всех уровней;
ежегодно утвержденные приказом Комитета образования области критерии и показатели оценки деятельности и прогнозируемый результат направляются главам городов и районов;
также ежегодно итоги реализации программы анализируются и докладываются губернатору области на августовском совещании с приглашением глав городов и районов.
Если подобный сценарий вынести на уровень страны, то будет ясно, в каком регионе есть положительный опыт работы, как его можно транслировать по стране, а какой регион необходимо взять на контроль. Это все реально, тем более что в соответствии с п.4 гл. 1 Закона РФ “Об образовании” доклад Правительства РФ о ходе реализации Федеральной программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания.
– Владимир Николаевич, но даже самое крепкое администрирование не поможет сделать реформы в образовании работающими, если они не будут подкреплены финансами.
– Пока приходится с горечью констатировать: около десяти лет Россия живет в рыночных отношениях, а работники системы образования – нет!
Сегодня рынок образовательных услуг полностью монополизирован государством. Есть государственный “стандарт”, и есть установленная государством низкая оплата труда за этот стандарт. Что в такой ситуации способно удержать учителя в школе? Только введение крепостного права.
Что делать? Самым действенным в наших условиях, я считаю, станет использование внебюджетных средств.
Базисным учебным планом определены максимальный объем учебной нагрузки и объемы федерального, регионального и школьного компонентов. Например, по десятым классам это выглядит следующим образом: максимальный объем учебной нагрузки при шестидневной учебной неделе составляет 36 часов в неделю, из них 24 часа – это федеральный компонент, 12 часов – региональный и школьный. Однако оплата за все 36 часов производится, как правило, из одного источника, а именно – из местного бюджета. Причем только государство устанавливает нормы оплаты, и очень невысокие!
Законом “Об образовании” заложены другие нормы. Но правительство нам объясняет, что приведение заработной платы педагогических работников в соответствие с этими нормами невозможно – нет денег.
Деньги, я уверен, найти можно.
Принцип разделения часов базисного учебного плана на федеральный, региональный и школьный компоненты необходимо сохранить. И одновременно ввести еще одну составляющую – “платные образовательные услуги населению”. Она-то и сформирует рынок образовательных услуг.
На практике это может выглядеть так: приведенные выше 36 часов будут складываться из 18 часов федерального компонента, 8 часов регионального компонента, 4 часов школьного компонента и 6 часов на дополнительные платные образовательные услуги.
Таким образом, будет четко определено количество часов, которые будут в обязательном порядке предоставляться каждому учащемуся бесплатно, за счет средств бюджета, и указано количество часов, которые может “купить” родитель в соответствии с их наполнением и своими возможностями.
Но и это не все. Поскольку бюджет складывается из налогов, а все родители учащихся являются плательщиками налогов с физических лиц, то необходимо решить вопрос об уменьшении размера подоходного налога, удерживаемого с заработной платы данных родителей, с учетом суммы, потраченной на образование детей.
– Что это даст?
– Выгод здесь немало. Во-первых, будет создана правовая база для привлечения родительских средств, их легализации.
Во-вторых, каждому выпускнику будет гарантирован обязательный минимум знаний, поскольку сохраняется единое образовательное пространство.
В-третьих, можно будет активнее удовлетворять запросы населения на дополнительные образовательные услуги.
– А механизм федерального финансирования останется прежним?
– Думаю, есть необходимость его изменения. Финансирование зарплаты учителям школ, обеспечивающих выполнение федерального компонента должно, как и прежде, осуществляться за счет федерального бюджета. Сформировать его просто, так как основным документом является тарификация, которая составляется каждым образовательным учреждением.
Регионам, считаю, надо оставить:
расходы на оплату труда педагогов, согласно тарификациям, основанным на региональном компоненте и на штатном расписании каждой школы (вот, кстати, возможность проанализировать качество составления штатного расписания);
средства на целевые региональные программы, на повышение квалификации педагогических и других работников;
финансы на строительство образовательных учреждений.
На муниципальном уровне должны концентрироваться:
средства на оплату труда педагогов, согласно тарификации, основанной на школьном компоненте государственного стандарта;
средства на содержание зданий. А вот обслуживание учебных зданий и сооружений и расходы по ним надо бы передать в соответствующие службы – здания-то находятся в муниципальной собственности!
– Давайте переведем ваши расчеты на язык цифр?
– Наши специалисты подсчитали: распределение средств между федеральным, региональным и местными бюджетами будет выглядеть примерно так. Федеральный бюджет – 25-30%, региональный – 60-65%, местный – 10%. Кроме того, при условии легализации родительских средств, поступающих в систему образования, их доля будет около 20%.
– А как деньги дойдут до школы?
– Финансы из федерального бюджета должны, минуя все ветви власти, через систему казначейства приходить сразу на текущий счет образовательного учреждения. Это позволит добиться финансовой самостоятельности образовательных учреждений (для них счета в банках будут открыты за два-три дня) и целевого использования бюджетных средств, выделенных на заработную плату.
Финансы из регионального бюджета можно перечислять на счета образовательных учреждений через региональные и муниципальные органы управления образованием, а из местного – через муниципальные органы управления образованием.
Закон “Об образовании” предусматривает финансирование образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов. Они определяются в расчете на одного ребенка в зависимости от того, где он находится: в школе, школе-интернате, детском саду и т.д. Но на федеральном уровне нормативного финансирования нет: Министерством финансов проекты федерального бюджета формируются и вносятся в правительство без учета требований Закона “Об образовании”. Поэтому необходимо внести дополнение в положение о Минфине РФ по формированию проекта федерального бюджета с учетом нормативов.

Иванна ЛОПАТИНА

P.S.

Владимиру Николаевичу исполняется 50. Редакция “УГ” искренне поздравляет его с юбилеем и желает ему реализовать все его управленческие идеи.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте