search
main
0

Вкус к труду

Для начала нужно было правильно надеть фартук

Детский сад и школа – два основных смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития интересов и познавательной активности ребенка. Выстраивание преемственности между детским садом и школой в вопросах перспективного развития и практико-ориентированного обучения детей является сегодня одной из ключевых образовательных задач. Успешно работает в рамках этой повестки и коллектив школы №1590.

Звенят детские голоса в дошкольных группах. Ежедневно для ребят проводятся игровые занятия, в формате проектной деятельности они осваивают сложную науку общения, знакомятся с миром взрослых через сюжетно-ролевые игры. Большой интерес у наших дошколят вызывает мир профессий. Мы часто замечаем, как малыш старательно повторяет за взрослым действия, связанные с его профессиональной деятельностью. Повар готовит обед для кукол, водитель управляет автобусом, парикмахер создает волшебные прически – все эти игровые сценарии очень важны для малыша, ведь они являются основой для сюжетно-ролевых игр и знакомства с профессиональными навыками.

Для ранней профориентации в школе №1590 созданы все необходимые условия. В частности, разработана модульная программа дополнительного образования «Все профессии важны – выбирай на вкус!». Ее цель – ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста. В процессе освоения программы у детей формируется первоначальное представление о некоторых видах труда, простейших трудовых операциях и инструментах. Ребята учатся выделять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях. Программа включает 4 модуля, которые дети последовательно осваивают в течение учебного года. Их содержание соответствует компетенциям чемпионата рабочих профессий среди дошкольников и младших школьников KidSkills:

– «Ниточка-иголочка» (компетенция «Технология моды»);

– «Ребята-поварята» (компетенция «Поварское и кондитерское дело»);

– «Разноцветная земля» (компетенция «Сити-фермерство»);

– «Умный мир» (компетенция «Мобильная робототехника»);

– «Непослушные косички» (компетенция «Парикмахерское искусство»).

В ходе подготовки и проведения чемпионата KidSkills (в переводе с английского – «Умения юных») ребенок осваивает заинтересовавший его трудовой навык, знакомится с профессией. По сути, чемпионат служит образовательной площадкой ранней профориентации детей, помогает им научиться чему-то полезному.

Важно отметить, что программа «Все профессии важны – выбирай на вкус!» постоянно трансформируется, дополняется новыми модулями. Занимаясь по программе, каждый ребенок имеет возможность попробовать себя в разных профессиях, овладеть новыми профессиональными компетенциями.

Ни одну образовательную программу невозможно сегодня реализовать вне развивающей предметно-пространственной среды, должным образом оснащенной. В наших дошкольных отделениях такая среда формируется в специальных комнатах профессий. Здесь размещено оборудование для знакомства детей с рабочими инструментами и специальными предметами из арсенала людей разных профессий – парикмахера, повара, кондитера, швеи, модельера, фермера.

В центральной комнате профессий проходят занятия кружка. Пространство ремесел для маленьких мастеров поделено на специальные зоны: профессиональная мини-кухня, цветущая оранжерея, салон-парикмахерская, дизайнерское ателье, уголок робототехники, кукольное кафе. Дети смотрят фильмы и презентации, посвященные разным профессиональным областям, занимаются творчеством, лепят марципаны из пластилина, делают прически, разводят диковинные растения и создают роботов с использованием специальных компьютерных программ.

Воспитатели и учителя обмениваются успешным опытом приобщения детей к миру профессий. Педагоги дошкольных отделений постоянно расширяют свои компетенции, связанные с профориентационными технологиями: обучаются на курсах повышения квалификации, делятся друг с другом опытом на мастер-классах. Например, на мастер-классе по плетению косичек воспитатели учились делать красивые прически, используя специальные инструменты, а также освоили методы работы с детьми в рамках компетенции «Парикмахерское искусство».

Дошкольники на занятиях модуля «Непослушные косички» учатся плести косы, создавать красивые прически, используя специальные манекены, украшать волосы аксессуарами, правильно использовать парикмахерские инструменты: расческу, массажную щетку, щипцы для завивки, фен, зажимы для волос.

Учебный процесс в школе №1590 выстроен таким образом, что все программы, методики, творческие инициативы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга на всех ступенях образования. Освоив начальные профессиональные навыки в дошкольном отделении, малыши продолжают развивать свои компетенции в начальной школе. Здесь они уже имеют возможность выбрать индивидуальный образовательный маршрут и участвовать в городских конкурсах.

Так, команда 1‑го «Г» класса в составе Вероники Ульяновой и Варвары Волошкиной стала победителем чемпионата KidSkills среди участников 5‑7 лет в компетенции «Парикмахерское искусство». Команда дошла до финала и взяла «золото» чемпионата, оставив позади более 200 команд-соперниц. Девочки продемонстрировали отличные специальные навыки, творческий подход и умение работать в команде.

Какой же путь привел к этой победе? Почему была выбрана именно компетенция «Парикмахерское искусство»? Как проходила подготовка и с какими трудностями столкнулись участницы? На эти вопросы ответили сами победители.

– Началось все с того, что мне подарили куклу – манекен головы для причесок, – рассказывает Вероника. – А я давно хотела научиться плести косы.

Мама Вероники добавляет:

– Когда наш учитель предложил нам принять участие в чемпионате, не раздумывая, выбрали «Парикмахерское искусство».

– Я тоже мечтала научиться делать красивые прически, – поддерживает напарницу Варвара.

– На первом, дистанционном, этапе конкурса нужно было подготовить видеоролик, демонстрирующий навыки девочек по плетению косы, декорированию ее лентой, – вспоминает наставник. – При этом нужно было показать не только мастерство в технике плетения, но и слаженную работу всех участников команды. Путь девочек к победе был непростым. Одно дело – причесывать кукол в свое удовольствие, а совсем другое – долго и упорно тренироваться, учиться новому.

– Нам приходилось оставаться после уроков и плести косы на манекене, – улыбается Вероника.

– По правде говоря, иногда больше хотелось побегать и поиграть, – сокрушается Варвара.

– Да, но нас очень поддерживали наши родители и наставник, – отмечает Вероника. – Мама говорила: «Раз взялись за дело, значит, доводите его до конца!» Когда я узнала, что наша команда вышла в полуфинал, признаться, не очень удивилась, так как была уверена, что мы неплохо подготовились.

– Я ждала результатов и, признаюсь, волновалась, – говорит наставник. – А когда увидела, что команда вышла в полуфинал, проснулся спортивный азарт. Хотелось уже не просто победить, а достигнуть по-настоящему яркого результата. Полуфинал проходил на площадке технологического колледжа №2. Конкурсное задание состояло из двух модулей.

– Для начала нужно было правильно надеть фартук! – смеется Вероника.

– Да, а потом найти в корзине все инструменты, которые имеют отношение к работе парикмахера, и разложить их на полотенце, – подтверждает Варвара.

– Во втором модуле командам необходимо было сделать прически по представленным на фотографиях образцам, – говорит наставник. – В идеале прическа должна была в точности воспроизводить ту, что была на фотографии. Оценивались технические навыки участников, умение работать в команде, аккуратность, соблюдение эргономики, затраты по времени.

– Девочки были спокойны, уверены в себе и быстро справились с заданием, – констатирует мама Вероники. – Было ощущение, что мы, взрослые, волнуемся за них больше, чем они.

– Вероника даже сказала во время состязания: «Мы выиграем», – замечает наставник. – И мы вышли в финал!

Готовиться к финалу было еще более сложно, так как период подготовки совпал с каникулами и участницы уехали из Москвы. Да и вторая часть конкурсного задания заключалась в изготовлении коллажа стильной прически. Если девочки могли тренироваться в плетении кос на манекене, на волосах своих сестер, мам и бабушек, то выполнить коллаж, не имея под рукой необходимых материалов, было непросто.

– В дело пошли старые обои, – рассказывает мама Вероники. – Мы осваивали с Вероникой различные техники работы с бумагой, вырезали парики и волосы, делали челки и локоны, учились мастерить бантики и розочки.

– Да, действительно, родители на каникулах очень хорошо подготовили девочек, – радуется наставник. – В день финала я волновалась еще больше и успокаивала себя только тем, что раз уж мы в финале, значит, в любом случае завершаем состязание победителями.

– В финал вышли самые сильные команды, и мы волновались, – подтверждает Варвара.

– При этом на площадке царила спокойная и очень дружелюбная атмосфера, – уверяет наставник. – Все друг друга поддерживали.

В первом модуле финала нужно было по предложенной фотографии выполнить собранную прическу на длинных волосах с плетением, а затем ее украсить. А во втором модуле на макете с изображением лица оформить композицию в виде прически при помощи любой из техник декоративно-прикладного творчества.

Когда узнали, что мы первые, радости не было предела!

Благодаря чемпионату рабочих профессий KidSkills девочки узнали много нового о парикмахерском искусстве, приобрели бесценный опыт, научились ставить перед собой реальные практические задачи и успешно решать их.

Наталья ЖУКОВА, учитель начальных классов школы №1590 имени Героя Советского Союза В.В.Колесника;
Юлия ПАНОВА, педагог-организатор школы №1590 имени Героя Советского Союза В.В.Колесника;
Наталья БАРЫШЕВА музыкальный руководитель школы №1590 имени Героя Советского Союза В.В.Колесника

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте