search
main
0

Вкус инициативы

Из мечтателей в созидатели

К созданию образовательной среды желают быть причастными все участники учебного процесса. Преобразование пространственно-семантического, содержательно-методического и коммуникационно-организационного компонентов образовательной среды может быть разбито на ряд локальных проектов, в ходе выполнения которых при правильной организации можно добиться непредсказуемых, но позитивных эффектов, ведущих к самоактуализации отдельных лиц и сплачивающих сообщество в целом.

Два года назад мне поручили вести у старшеклассников индивидуальный проект. А раз уж поручили, то надо все сделать правильно и красиво. Преодолев типичные и грустные вопросы вроде «Зачем нам это нужно? ЕГЭ на носу!», «Это реферат надо сделать, что ли?» или «Сюда ходить-то вообще обязательно?» и разобравшись со структурой проектной деятельности, мы приступили к мозговому штурму по выбору тем. Здесь случилось необратимое: я как-то ненароком бросил идею о том, что темы для проектов можно искать здесь, в школьной среде. Эта простая мысль изменила ход встречи. Творческий поиск навел детей на логотип школы.

Большинство класса (24 человека) отозвалось о логотипе в весьма пренебрежительном тоне: («детский сад» (на логотипе изображена сова), «ужасное сочетание цветов», «типичность», «устарелость», «невыразительная надпись с плохим шрифтом», «хороший колхоз»). Кажется, жребий брошен: молодые хотят перемен. Никто из участников той встречи не догадывался, что так было положено начало великому отступлению от принципов соучастия. Впрочем, тогда их никто и не искал. Итак, теперь мне уготована роль варяга (молодой учитель, работает в школе недавно, неуважительно относится к традициям), а детям – фронды, «заговорщиков» (между собой все решили, ни у кого не спрося). Две отважные десятиклассницы приняли решение начать работу над проектом по созданию нового логотипа школы.

В скором времени было подготовлено два варианта логотипов, которые были представлены директору школы. Он поддержал ребят в их инициативе, а также предложил перейти от создания логотипа к разработке полноценного брендинга школы (брендирование относится к пространственно-семантическому компоненту образовательной среды). Предполагалось, что проект будет вынесен на утверждение управляющим советом школы. Так планировалось вовлечь в проектную деятельность представителей всех участников образовательных отношений.

Настал день встречи с управляющим советом. Ребята представили брендбук, и эта презентация стала для них тяжелым ударом.

Члены управляющего совета не поддержали детский проект. При анализе заседания стала ясна основная причина неудачи – не была проведена предварительная работа с родителями и учителями, ребята поставили их перед фактом. Все выглядело как «это нужно, потому что этого хотим мы!». Таким образом, изначально все было похоже на столкновение, а не на созидание.

Для участников проекта настало время собирать камни: неудачи в представлении проектного замысла и макета выполняемого продукта (презентация брендирования) на нескольких заседаниях управляющего совета сильно сжали команду проекта – до четырех человек. На первых порах это подкосило уверенность в необходимости продолжать работу, поскольку проект переставал быть «народным» и еще больше смахивал на фронду маленькой группки «заговорщиков». Но, с другой стороны, сжатие пружины способствует ее стремительному распрямлению, не так ли? И действительно, дышать стало легче: маленькая команда упрощает коммуникацию, процесс формулирования задач, распределения обязанностей, снимает напряженность и развивает самостоятельность, что вскоре я ощутил на практике. Ребята продолжили работу над брендированием. Когда видишь такое упорство, может возникнуть вопрос: почему именно брендинг? Ответ прост: эта история запала в сердца не только проектной группе, но и администрации, поскольку в будущем она способна повысить узнаваемость школы. В этом проекте сходятся интересы всех стейкхолдеров:

– учащимся важно, чтобы школа была местом, куда хочется приходить, где их голос может быть услышан, где они могут не только быть в «движухе», но и создавать ее (атмосфера – шаг на пути к результатам);

– для родителей позитивный образ школы – залог спокойствия за их чадо;

– для администрации – возможность привлечь большее количество обучающихся;

– для жителей района – активная и успешная школа рядом с домом (альтернативные варианты через дорогу);

– для вузов – заключение выгодных партнерских соглашений с узнаваемой школой;

– для муниципальных властей – наличие активной школы повышает конкурентоспособность района в области образования (это важно, ведь Зюзино – район реновации);

– для Департамента образования и науки г. Москвы – еще одна школа в ЮЗАО со своим имиджем. Конечно, одним проектом в Топ-10 школ столицы не войдешь, да и при инициации об этом никто и не думал, но что, если это первый шаг? По крайней мере, это по-настоящему творческая работа, истинной целью которой является сплачивание и объединение коллектива вокруг общей цели – блага школы.

Итак, пора перезагрузиться! По совету директора школы за основу проектирования мы взяли методологию SCRUM, которая подразумевает поступательное движение к поставленной цели путем коротких и четко очерченных по времени забегов. Это значит, что после решения определенной задачи проектная группа проводит встречу и резюмирует, решать ли ее заново или двигаться к следующей. Для удобства ребята привыкают к использованию диаграммы Ганта. Желая распрощаться с имиджем баламутов, мы приняли единственно верное решение в данном кейсе – пойти по пути открытых дверей, то есть вовлечь всех потенциально подвергаемых воздействию или заинтересованных в принятии решений лиц, а также реализовать права на соучастие всех, кого затрагивает обсуждаемое решение. Это путь соучаствующего проектирования.

Кстати, если при удачной реализации проекта мы не будем первопроходцами в соучаствующем брендировании школ, то определенно займем свою нишу, поскольку проекты, где де-факто обучающиеся организовывают соучастие (если вспомнить Роджера Харта, то он в своей пресловутой «лестнице детского участия» ставил подобный вид вовлечения на 7-8‑ю ступень, что соответствует наивысшему уровню участия), можно пересчитать по пальцам.

В качестве фундамента было решено заложить опросную базу: спросить у всех причастных к школе людей об их отношении к существующей образовательной среде. Это не столько про брендинг, сколько про обратную связь, которая и стала началом огромного количества ожидаемых разноплановых проектов. Путем маленького, между собой, голосования ребята решили создавать опрос на платформе Survio.com. Выбор пал на Survio ввиду наличия здесь наглядного семантического дифференциала.

Ребята нашли выход из положения с ограничением возможностей Survio (в течение месяца можно отследить результаты не более 100 респондентов): мы зарегистрировали второй аккаунт и проводили одинаковый опрос в двух корпусах школы по двум разным ссылкам, затем результаты опроса были суммированы. Полученные данные я суммировал и перевел в цифирный вид самостоятельно. Правда, анализ информации мы проводили совместно.

Далее были проведены опросы родителей и учителей, но уже на платформе Google Forms. В качестве основы для опросов ребята использовали брифы из лаборатории дизайна НИУ ВШЭ. Всего были опрошены около 300 человек.

И здесь должен появиться вопрос: а причем тут брендинг? С одной стороны, все по плану: никто и не собирался задавать вопросы в лоб, мы хотели узнать об отношении к школе, выяснить ключевые характеристики школы для всех заинтересованных сторон. В итоге проект брендинга лопнул, ребята оказались словно котиками в космосе из мемов: уже совершенно в другом пространстве, на другом поле деятельности. Пожалуй, полученная информация должна лечь в основу не только будущих проектов школьников, но и школы в целом.

Что мы узнали для себя и про себя? Мы узнали, что школа не ассоциируется с совами, с именем героя, со знаменитыми выпускниками. Все полученные характеристики в основном подходили к уже имеющемуся проекту брендинга! При этом вожжи были отпущены: проектная группа больше не хочет быть монополистом идей. Администрация объявила конкурс на новый логотип. Вновь попытка продемонстрировать открытость, готовность творить вместе. Не скрою, конкурс на логотип и работа проектной группы над брендингом – вещи разные. Сам конкурс подразумевает и положение о конкурсе, и налет некоего формализма. Проектную группу заявили в качестве участников в городском конкурсе «УСпешная молодежь». Что это? Прорыв нашей инициативы или ее служба на рельсах продвижения школы? Если первое, то ура! А если второе, то плохо ли это, ведь мы занимаемся брендингом, в этом и есть его задача!

Да, лично я представлял себе работу по-другому: инициатива, опросы, подтверждение необходимости инициативы, воркшопы с привлечением всех сторон образовательного процесса. Но все ли должно идти по плану?

Еще год назад проектную группу считали фрондой, теперь это креативная группа, которая задает вопросы более широкому кругу участников образовательных отношений, хочет слышать голос каждого.

Мы стали дружны, ребята многому научились: одна из участниц проекта приняла участие в чемпионате предпринимательских идей Business Skills-2022 со своим бизнес-проектом, другая приобрела Apple Pencil и начала рисовать, создавать макеты шефских классных часов, с которыми пробилась в заключительный этап открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни», был перезапущен ученический совет, в качестве школьных грамот утверждены шаблоны с использованием дизайна, разработанного детьми. Я уж не говорю о восприятии этих инициатив внутри: в нас теперь видят не мечтателей, а источник здравых идей.

Минуточку, а как завершился конкурс логотипов? Самым неожиданным образом! С минимальным отрывом от варианта, подготовленного проектной группой, победу одержал логотип, выполненный одним из педагогов! Здесь состоялся очередной взмах волшебной палочки: о себе дала знать наша бывшая ученица, ныне студентка 26КАДРа, которая выказала желание поучаствовать в создании брендинга нашей школы уже как профессионал. Ее задачей стала доработка логотипа-победителя и разработка на его основе брендбука.

Итак, все началось с формализма – просто урок «Индивидуальный проект». Но окончилось ли все просто обыкновенным школьным конкурсом? Думаю, что все гораздо позитивнее. На нашей ниве появились такие ростки, о которых изначально мы и не помышляли. Вот уж действительно образовательный и магический эффект соучастия.

Александр БЫСТРОВ, учитель истории, обществознания, ОДНКНР школы №538 имени С.В.Гришина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте