search
main
0

Включите северное сияние! С интерактивными географическими картами это не фантазия, а задание на уроке

Выдающийся российский ученый Николай Николаевич Баранский называл географическую карту вторым языком географии, начальным и конечным пунктом всякого географического исследования. Это величайшее творение человеческой мысли в своем первоначальном облике появилось еще на заре цивилизации. А какой должна быть географическая карта сегодня – в век спутниковой связи и всевозможных навигационных устройств? Ответ на этот вопрос дали производственное картосоставительное объединение «Картография» совместно с издательством «Экзамен-Медиа». Мы создали комплекты интерактивных карт ко всем школьным курсам географии. Интерактивные карты соответствуют ФГОС и могут быть использованы при работе с любым учебником, имеющим гриф Министерства образования и науки РФ и включенным в Федеральный перечень учебников.

Существенное достоинство интерактивных карт – их мультиплатформенность. Они успешно функционируют на любой из трех программных платформ: WINDOWS, LINOX и MAC.Что же представляет собой современная интерактивная географическая карта? Она призвана не только заменить традиционные настенные карты. Благодаря мультимедийным средствам стандартные возможности карт расширяются. Можно:- работать с интерактивной контурной картой;- приближать отдельный участок карты для более детального рассмотрения;- включать и отключать различные элементы содержания карты (слои карты);- открывать разные интерактивные объекты, представляющие собой слайды с развернутыми подписями;- рисовать непосредственно на карте и стирать нарисованное;- отключать элементы содержания карты для проведения контроля знаний и включать их для проверки правильности выполнения задания;- создавать текстовые фрагменты и использовать их при необходимости.Все интерактивные карты по географии, несмотря на разное содержание, организованы по единому принципу. Карты разделены на слои, которые представляют собой отдельные части легенды карты. Количество слоев и их наполненность географическими объектами  зависит от тематики карты и ее значения  в школьном курсе географии. При этом во всех картах предусмотрен слой «Контурная карта». Вот так выглядит деление на слои физической карты полушарий (см. фото 1, 2).Помимо слоев на каждой карте представлено не менее 10 интерактивных объектов. Они представляют собой фотографии разных уголков нашей планеты с развернутыми подписями, рассказывающими об этих объектах. Красочные интерактивные объекты активизируют внимание учащихся, повышают их интерес к предмету (см. фото 3, 4).В дополнение к интерактивным объектам карты оснащены справочными материалами, которые представляют собой рисунки, схемы, таблицы, дополнительный текст (см. фото 5).К каждой карте разработана система интерактивных заданий. В нее входит не менее пяти тестовых заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, не менее пяти заданий для работы с контурной картой – традиционный методический прием и вид учебной деятельности на уроках географии. Для проверки выполнения заданий на контурной карте учитель просто включает нужные слои. Например, ученику предлагается обозначить на контурной карте месторождения железных руд  в пределах Восточно-Европейской равнины. После выполнения задания можно включить слой «Полезные ископаемые» и увидеть, совпадает ли изображение, сделанное учеником, с реальным размещением месторождений железных руд на карте. Помимо этого к каждой карте составлено не менее пяти заданий (или вопросов), направленных на обучение работе с картой, формирование умений получать информацию, читая географические карты (см. фото 6, 7).Интерактивные карты к каждому классу выпускаются в комплекте с подробным методическим пособием, где помимо руководства по установке программы и управлению просмотром пособий подробно расписаны примерные сценарии учебных эпизодов с использованием интерактивных карт на уроке. Рассмотрим фрагмент урока в курсе «География России» по теме «Федеративное устройство Российской Федерации».1. Согласно Конституции Российской Федерации Россия является федеративным государством, состоящим из федеративных единиц. Россия включает 83 равноправных субъекта Федерации.Действия: демонстрируется вся карта целиком. При включении справочных материалов на интерактивной доске возникают таблицы, показывающие административное устройство России (см. фото 8).2. Одно из основных национально-территориальных образований в России – республика. Их всего 21, большая часть сконцентрирована на Северном Кавказе – регионе, отличающемся многонациональным составом.Действия: выключаются все слои карты, остается слой «Контурная карта», включается слой «Республики России». Открываются интерактивные объекты (см. фото 9).3. На территории России образовано 9 краев – государственно-территориальных образований.Действия: выключается слой «Республики России», включается слой «Края». Открываются интерактивные объекты.4. В составе областей и краев иногда выделяются по национально-территориальному признаку автономные округа. Их в составе России четыре. Также есть одна автономная область – Еврейская.Действия: выключается слой «Края», включается слой «Автономные округа и автономная область». Открываются интерактивные объекты. 5. Остальная территория России разделена на 46 областей. Большая их часть имеет названия, одноименные с названиями их центров, поэтому они на карте не подписываются. На карте подписаны названия тех областей, которые не являются одноименными с названиями их центров.Действия: выключается слой «Автономные округа и область», включается слой «Области». Открываются интерактивные объекты.6. Все субъекты Российской Федерации объединены на территории России в крупные регионы –  федеральные округа.Действия: включается слой «Вся карта целиком» и добавляется анимация «Границы федеральных округов». Открываются интерактивные объекты (см. фото 10).В заключение следует добавить: на уроке может одновременно использоваться несколько карт, обращение от одной карты к другой происходит мгновенно – стоит нажать всего нескольких кнопок. Опытному педагогу интерактивные карты помогут разнообразить уроки, а для начинающего учителя станут подспорьем в методической организации занятий. Ученики поймут не только почему карта считается важнейшим источником географической информации, но и что лежит в основе любой карты, принципы, по которым создается географическая карта, а также почему любое географическое исследование должно заканчиваться нанесением информации на карту. По вопросам приобретения интерактивных географических карт, консультаций и обучения обращайтесь в издательство «Экзамен-Медиа».Контакты издательства «Экзамен-Медиа»Адрес: 107045, г. Москва, Луков переулок, д. 10.Телефон: 8 (495) 641-00-39.E-mail: info@examen-media.ruСайт: www. examen-media.ruТатьяна КАРТАШЕВА, главный редактор издательства «Экзамен-Медиа»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте