search
main
0

Визуальный оптимум . Комфортные условия – залог успеваемости

Ученые выяснили, что наше психическое и физическое состояние определяется в том числе и тем, что мы видим. Все, что нас окружает, называется визуальной средой. Она бывает естественной (лес, луг, берег моря) и искусственной (здания, интерьер помещений). Естественная видимая среда находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения. Искусственная же во многих случаях вступает в противоречие с законом зрительного восприятия человека.

Основатель российской видеоэкологии доктор биологических наук Василий Антонович Филин считает, что для нормального восприятия глаз должен находиться в постоянном движении, он как бы непрерывно сканирует видимую среду. Большая часть этих движений (их называют саккадами) происходит автоматически, очень быстро (несколько движений в секунду) и нами не осознается. Если в видимом пространстве слишком много одинаковых элементов, от которых рябит в глазах (ряды окон многоэтажек, длинные заборы из решеток), – это агрессивные поля. В агрессивном поле зрение как бы отключается, человек не может выделить объект, на который смотрит.

Если, напротив, отсутствуют зримые элементы (голая бетонная стена, асфальтовое покрытие) и взгляду не за что зацепиться – это гомогенная видимая среда. В ней глаза «разобщаются», каждый видит сам по себе, бинокулярный аппарат не может полноценно работать. Недостаток информации для органов чувств (сенсорный голод) у человека, постоянно находящегося в таких средах, приводит к нарушению саккад, а это ведет к ухудшению зрения, снижению работоспособности и даже возникновению нарушений психики.

Интересны исследования о влиянии визуальной среды интерьера на учеников, проведенные учеными Башкирского государственного аграрного университета. Психодиагностика экспериментальной группы детей, весь учебный день находившихся в одном из трех специально созданных модельных интерьеров (минимум, оптимум и избыток зримых элементов в окружающей видимой среде), показала, что в благоприятных по комфортности условиях видеосреды (оптимум) ученики проявляли большую работоспособность и меньшую тревожность, лучше запоминали слова по сравнению с менее благоприятными видеоэкологическими условиями.

Галина АКСЕНОВА, учитель северодвинской средней школы №6

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте