search
main
0

Визуализация

От поворота в исторической науке к современным образовательным стандартам

Особенностью курса истории является то, что его предметное содержание позволяет охватить весь спектр ценностей, обозначенный в государственном стандарте. Согласно актуальному ФГОС наряду с предметными и метапредметными результатами обучения четко прописаны требования к личностным результатам обучающихся, которые формируются в образовательном процессе. В условиях преобладания компетентностной парадигмы в образовательном процессе растет интерес к наглядности, визуализации, визуальному мышлению.

Согласно современным стандартам образования обучающиеся должны обладать опытом визуальной культуры, позволяющей корректно воспринимать, анализировать, оценивать, сопоставлять визуальную информацию, в связи с чем интерес к визуальным источникам в контексте школьного курса истории только возрастает, так как навык извлечения и осмысления информации, содержащейся в различных источниках, является одной из метапредметных задач обучения в общеобразовательной школе.

Традиционно к визуальным источникам относятся иллюстрации учебников, документально воспроизводящие аутентичные памятники изучаемых исторических эпох, – фотографии, реконструкции исторических объектов, портреты, репродукции картин и т. п. С одной стороны, их состав и объем в школьных учебниках существенно расширяются. Так, большинство современных учебников истории, написанных в соответствии с актуальной Концепцией преподавания учебного курса «История России» (издательства «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово», 2015‑2017 гг.), имеют богатый иллюстративный ряд. С другой стороны, такие материалы явно недостаточно используются именно в качестве источников исторической информации. В связи с этим уместно вспомнить слова известного медиевиста А.Я.Гуревича: «Исторические источники сами по себе не существуют – в это достоинство памятники прошлого возводит лишь мысль историка. Нет вопрошающего историка – нет и исторического источника. В этом смысле правы те, кто вслед за Л.Февром утверждают, что историк сам создает свои источники».

Неудивительно, что данная тенденция отчетливо нашла свое отражение в актуальном ФГОС, где приветствуется «обновление содержания программы основного общего образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с учетом национальных и культурных особенностей субъекта Российской Федерации».

Интерес к реализации национальной политики России на различных этапах исторического пути в последние десятилетия возрос. История России как исторически сложившегося многонационального государства дает богатую почву для анализа, выводов и сопоставлений. В наше время, когда Россия столкнулась с рядом трудностей на внешнеполитической арене, мы совершенно отчетливо осознаем, что это не первый и не последний вызов российской государственности и ее территориальной целостности. Многие явления современного мира уходят корнями в далекий, многообразный, трудный и долгий XIX век. В ходе педагогической деятельности я зафиксировала недостаток атомарного материала по теме «Национальная и религиозная политика Александра II», в частности, в стратегически значимом Северо-Западном крае. При этом учебник для 9‑го класса издательства «Просвещение» под редакцией А.В.Торкунова оставляет тему национальной политики России XIX века на самостоятельное изучение обучающимися.

Между тем политика самодержавия в Северо-Западном крае в 1860‑1870‑е годы представляет собой один из важнейших фрагментов в многоаспектном явлении, обозначенном в истории России как эпоха Великих реформ. Реформы значительно продвинули российское общество по пути к гражданской свободе и предрешили слом старого сословного строя. Но совершавшиеся в царствование Александра II преобразования выявили и определенную уязвимость государственной власти. Одним из проявлений внутренней нестабильности стало восстание 1863 года, охватившее не только Царство Польское, но и западные губернии.

В рамках темы обучающиеся пытаются определить, почему национальный вопрос у западных границ России до сих пор остается болезненным. Почему это важно? Национальный и конфессиональный контекст часто используется недобросовестными политиками, радикальными силами для манипуляций общественным сознанием, раскачивания стабильности в стране. Сегодня совершенно ясно, что процветание России и судьба каждого отдельного гражданина зависят от здоровых, дружественных отношений между различными этническими группами, составляющими русскую гражданскую нацию, основанных на взаимоуважении, национальном единстве. Государство сохраняет свою независимость, покуда народ способен защищать свою национальную идентичность.

Какого рода визуальные источники я применяю в контексте обозначенной темы? Это фотоснимки храмов и других архитектурных объектов, возведенных генерал-губернатором Северо-Западного края М.Н.Муравьевым. Целью своего управления он считал укрепление в Северо-Западном крае «русского владычества не оружием, но внутренним устройством и утверждением православия и русской народности». Национальная политика в регионе опиралась на историческую правомерную идентичность Северо-Западного края, этнический и конфессиональный состав населения. Это больной вопрос по сей день, так как русско-православная идентичность подвергалась угнетению со стороны шляхты, ставившей своей целью административное присоединение Западного края к Царству Польскому. Особая ценность храмов-памятников в том, что они помогают взглянуть на родную историю глазами современников событий, то есть сквозь призму их собственной культуры.

Несомненно, свертывание материала в визуальную модель – наиболее сложный и трудный этап, так как в рамках лаконичного объема нужно наглядно разместить материал целой темы. Выделить из всего целостного отобранного содержания самое главное, чтобы сконцентрировать на нем внимание – это означает выделить предмет мысли, разделить информацию на логические части, рассортировать материал (отделить главное от второстепенного), найти смысловые опорные пункты, произвести группировку материала в виде записи, схемы, модели.

Л.Н.Алексашкина и Н.И.Ворожейкина, авторы исследования, посвященного работе обучающихся с визуальными историческими источниками – иллюстрациями учебников, документально воспроизводящими аутентичные памятники различных исторических эпох, используют метод научно-педагогического проектирования. Из общей структуры работы обучающихся с историческими источниками выделены компоненты, относящиеся к источникам визуальным. Это атрибуция источника; определение его вида, времени и места происхождения, автора, назначения и др.; извлечение информации (знаки, символы, образы), описание внешнего вида источника; анализ (определение смысла, идеи изображенного предмета, произведения, характерных примет эпохи, места в ряду других источников и др.), критика источника (намеренный, ненамеренный); оценка (оценивание) источника, отношение к нему (суждения об информационной ценности источника, определение своего художественного впечатления, восприятие источника как части культурного наследия); использование информации источников в творческих, проектных работах.

Например, в методической разработке в части конфессиональной политики в Северо-Западном крае обучающимся предлагается рассмотреть детали православных архитектурных объектов Вильны XIV-XVI веков и ответить на вопросы: «Какие типичные черты вы в них отметили? Что отличало их от церковной архитектуры других русских земель?» Составляем характеристику Северо-Западного края, определяем конфессиональное и культурное своеобразие региона, которое проявлялось в сильном воздействии католицизма. Кроме того, целесообразно сопоставлять различные периоды и получать вследствие этого огромный объем информации, позволяющий изучить психологию города, его отдельных регионов, людей, живущих на этой географической территории, особенностей антропологии, исторические факты, феноменологию в динамике и пр. На примере одного только Свято-Троицкого монастыря, ведущего богатую историю с середины XIV века, можно проследить не только культурную жизнь Литвы, но и политическую, историческую судьбу литовского государства. Применительно к предложенной теме обучающимся демонстрируются изображения православных храмов, находящихся в состоянии упадка, подвергшихся осмеянию и надругательствам. С текстовыми комментариями о тяжелом положении крестьянства, угнетаемого польской шляхтой, обучающимся становится понятно, почему социально-экономические и культурные реформы были поддержаны большинством населения Северо-Западного края.

Для расшифровки снимков, привлекая дополнительную информацию в виде карт, обучающиеся могут определять точное место фотографирования. В этом смысле иллюстрированный материал несет большой практический потенциал – можно использовать в качестве своеобразного путеводителя на открытом уроке, можно организовать квест. Обучающимся предлагается совершить прогулку по Вильне образца XIX века и через визуальные образы проследить отношения внутри культурно-исторической общности западных губерний, попытаться определить причины отклонения от идеи единения и сотрудничества к совершенно противоположным требованиям обособленности в языке, управлении, национальной автономии, а также выявить другие аспекты общественно-политических процессов, вопросы генезиса литовского и белорусского народов, кризис и содержание национальной политики на окраинах.

Одним из ярких проявлений историзма общественного сознания является потребность зримо и общепонятно выразить ощущение принадлежности к своей национальной культуре, обозначить свои исторические корни. Зарождается и набирает силу движение за возрождение национальной самобытности и создание национального стиля. Это явление характерно не только для России, где государственной религией было православие. То же наблюдается в католических и протестантских странах и в странах, исповедующих ислам. Национальное возрождение, понимаемое как возрождение национального стиля, – явление глобальное. В России как многоконфессиональной стране возрождается не только русский стиль. При строительстве католических храмов мы встречаемся с тем, что в европейском искусствознании получило название gotic revival, при строительстве протестантских храмов – с возрождением романского стиля; синагоги строятся чаще всего в мавританском стиле, мечети – в восточном и т. д.

Обеспечение прочности знаний невозможно без обратной связи в обучении. Для проведения педагогической диагностики в своей работе я использовала форму эссе. Педагогическая диагностика в форме эссе позволяет реализовать личностно ориентированный подход к обучению в педагогической практике. Технология визуализации создает возможность в процессе образовательной деятельности погружать обучающегося в предметную среду с использованием нетипичных средств и инструментов предметной деятельности. Как отмечалось, изучение и анализ объектов культурного наследия предполагают усвоение фактологического материала через эмоциональную, чувственную сферу. Эссе содействует проверке продуктивного, творческого восприятия информации по предмету, более свободному анализу полученной информации, способности строить свои суждения, делать обоснованные выводы. Таким образом, визуализация в образовательном пространстве современной школы отвечает целям исторического образования. С ее помощью учитель может сформировать мотивацию к обучению; организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность обучающихся. Кроме того, визуализация позволяет конструировать учебное содержание в соответствии с познавательными возможностями обучающихся, осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, организовывать самостоятельную работу обучаемых, развивать их творческие и интеллектуальные способности.

Татьяна ОСИПОВА, учитель истории и обществознания школы №2048

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте