Отвертку пустили в дело
Педагогический университет празднует 70-летие
Пять лет назад Самарский государственный педагогический институт сменил вывеску. Рабочий в телогрейке отвернул шурупы, снял старую и приладил новую вывеску со словом “университет”. Полюбовался и пошел по своим делам. Для слесаря Николая Петровича смена вывески – эпизод рядовой. А для вуза?
Cкажу сразу: отвертку пустили в дело не ради удовлетворения провинциальных амбиций. Отнюдь. Институт стабильно занимал в рейтинге 6-7-е место среди сотни российских педагогических вузов, уступая первенство лишь столичным и Уральскому инженерно-педагогическому институту. Действительно 54 процента “остепененных” преподавателей – это уровень выше среднего по стране. 14 зарегистрированных научных школ. Кто из нас не учился по учебникам русского языка Малаховского, Гвоздева, Радковича, которые составляли цвет самарской филологической школы? Так что прорыв в университетский стиль был предопределен как всем ходом развития института, так и новыми задачами подготовки современных учителей.
– Что дает университетский стиль? В первую очередь возможность создать внутри вуза не только учебный, но и Научно-исследовательский институты, – считает декан биолого-химического факультета, профессор Юрий Симонов. – Пример тому – исторический факультет, где существует Научно-исследовательский институт истории и археологии Поволжья. Да и на нашем факультете научно-исследовательская работа поднялась на более высокий уровень. Мы имеем государственную регистрацию научных тем и отчитываемся за их выполнение. Видите ли, университетам, и именно им, заказывают научные исследования.
Новый статус позволил ввести специальности и открыть факультеты, которые в рамки института не вписывались. На том же биохимфаке появились в учебном плане социальная экология, экология растений и животных, что способствовало становлению его как центра экологического образования и воспитания в регионе.
Жемчужиной высшей педагогической школы ректор Самарского государственного педагогического университета (СГПУ), профессор Анатолий Семашкин считает Институт художественного образования, который возник в рамках университета из музыкально-педагогического факультета. Институт готовит учителей музыки, хореографии, изобразительного искусства и театра, а также специалистов для преподавания МХК. Однако никто не дает студентам установку, чтобы те в обязательном порядке шли в школу. Университетский стиль и соответствующая подготовка предполагают широкое использование педагогических кадров. “Я создал свой школьный театр!” – радостно объявил недавно ректору выпускник факультета искусств. Да, это несомненная удача, и для детей в первую очередь, ведь их будет учить педагог, владеющий режиссерским мастерством, а не по воле случая попавший в школу театральный деятель, способный работать только со взрослыми людьми. Как признался профессор Владимир Ощепков, такого института при университете, тем более педагогическом, в мировой практике не существует.
Открыты и еще два института – физической культуры и филологического образования. Первый за три года существования создал три факультета, благодаря чему расширены специализации по видам спорта. Кроме учителей физкультуры, здесь готовят тренеров. Получают образование в педагогическом университете и спортсмены, занимаясь по индивидуальному графику обучения.
Когда я не без ехидства спросила у Анатолия Семашкина, правда ли, что этот институт вроде бы еще не вполне соответствует своему статусу, он не растерялся и ответил: “Есть отлаженная система классических университетов. Создание же педагогических университетов сродни поиску. Да, мы в поиске. У нас еще ничто не устоялось. Дайте время…”
К Анатолию Алексеевичу, к его начинаниям, нельзя относиться однозначно. Одни пытаются вознести его до небес как подвижника, смельчака, другие ругают за то, что, создавая новую структуру, он не думает о тех, кто уже работает, – лоскутного бюджетного одеяла на всех не хватит. Вот создал факультеты валеологии, экономики. Не пора ли остановиться? А он уж замыслил регентский факультет, едва внедрив специализацию “учитель детского научно-технического творчества” на кафедре методики обучения физике.
Год или два уходят на “утряску” проблемы, заведомо, казалось бы, безнадежной. И вдруг появляется на свет божий экзотическая кафедра или факультет, без которых университета вскоре уже и не представляешь. А еще – интеграционные проекты. К примеру, обучение будущих инженеров-химиков педагогическому мастерству. Студенты учатся в двух университетах – техническом и педагогическом – и получают два диплома: инженера и учителя химии.
Не знаю, как отнестись к новой, почти абсурдной идее обучать в стенах университета дополнительной специальности – мастер дамской прически. Может, она и не лишена здравого смысла, особенно для сельских учительниц? Ректор об этом проекте хоть и вскользь сказал, но без тени улыбки.
Не раз мне приходилось быть свидетельницей пикировок ректора СГПУ с начальником ГУО Ефимом Коганом. У них разные позиции на подготовку педкадров в регионе. “Я – государственник, а он – рыночник!” – расставляет точки над i Семашкин. Действительно, Ефим Яковлевич, уповая на рынок труда, на демографическую ситуацию, с цифрами и фактами в руках убедительно доказывает, к примеру, необходимость сокращения приема на факультет начального образования. Анатолий Алексеевич по понятным причинам не сдает ни пяди завоеванных высот.
– Выход из этой ситуации – в вертикальной интеграции с педагогическими училищами и колледжами, – считает декан факультета, она же проректор университета, доцент Наталья Кочетова. – Пусть бы это был дополнительный факультет для подготовки в университет. Но дело не движется из-за разных источников финансирования.
Чтобы снизить риск неудачного трудоустройства, педагогам начальной школы дают семь дополнительных специальностей, в том числе эколого-валеологическую, коррекционно-педагогическую. Углубленно изучают экономику, английский. Но Наталья Геннадьевна возмечтала дать выпускнику знание еще одного предмета, в частности математики, с методикой ее преподавания. По идее в школу пришел бы учитель начальных классов, готовый возглавить методобъединение по математике.
Да, с Натальей Кочетовой трудно не согласиться, когда она утверждает, что со сменой вывески в вузе меняется и внутреннее содержание, т.е. весь учебный процесс. Университет, как выяснилось в деле, более мобилен, ему многое позволено в плане творческих исканий: открыть, к примеру, экономический факультет, откликаясь на социальный заказ ГУО, избравшего региональным компонентом учебный курс “Экономическая культура”. Если вдруг спрос школ на учителей экономики иссякнет, факультет будет выпускать преподавателей для колледжей и вузов.
– Все намагничены экономикой и юриспруденцией, – сетует на стихию обывательского спроса декан экономического факультета, профессор Николай Помякшев. – Среднее экономическое образование уже загнало выпускников в тупик. Через 2-3 года то же ждет и высшее. А преподаватели экономики нужны, так что мы идем верной дорогой.
С будущего года экономике задумали учить будущих учителей иностранного языка. Подобное совмещение уже оправдало себя. Ведь узкий специалист, как говаривал Козьма Прутков, подобен флюсу.
Можно было бы тем и успокоиться, если бы развитие вуза не тормозило пресловутое недофинансирование. Как шутят педагоги, раньше дома строили без единого гвоздя, а сейчас науку в вузах делают без единого рубля, да и за работу платят постыдно мало. Так что вузовские преподаватели по воле злой судьбы стали многостаночниками.
– Примерно 80% – совместители в других вузах, в лицеях и школах, – констатировал проректор, доктор, профессор Олег Буранок. – Раньше нас обвиняли в незнании школьной методики и были правы. Сейчас мы знаем ее лучше учителей. Лично я за 5 лет работы в школе и лицее могу без натяжки назвать себя школьным учителем. Нет худа без добра…
Одновременно с таким вот хождением в народ решается и проблема довузовского образования. Десанты в сельские школы, преподавание в областном лицее – все работает на будущих студентов. А их ныне в университете – 13 тысяч на двадцати двух факультетах. Такие масштабы по плечу только МПГУ и РПГУ им. Герцена. Один только филиал в Тольятти тянет на целый вуз.
Любимое слово ректора, который на 5 лет моложе своего университета, – “таинство”. И когда он рассуждает о предназначении российского учителя, а у него есть такая слабость, и о том, какие горизонты ему открываются благодаря родному университету, где то самое таинство профессии постигается подвижничеством преподавателей, за этим угадывается трепетное, романтичное отношение к своему делу неуемного Семашкина.
Галина СЮНЬКОВА
Самара
На снимке:
Лауреат международных конкурсов выпускник СГПУ Сергей Войтенко, ректор Анатолий Семашкин и вице-губернатор Владимир Мокрый
Комментарии