search
main
0

Вижу цель! Верю в себя! В Воронеже начинающие педагоги поделились опытом с коллегами-ровесниками

Опытные учителя, посвятившие школе не один десяток лет жизни, говорят, что очень часто в первый месяц работы у молодого учителя появляется желание уйти, навсегда покончить с этой «ужасной, тяжелой и неблагодарной» учительской профессией! В такой момент очень важно, чтобы рядом оказался более опытный человек, который не позволит этого сделать. Поддержит, подбодрит, проявит свою заинтересованность, поделится собственным опытом, а иногда даже просто пожалеет.

По данным Воронежского обкома Профсоюза работников образования и науки РФ, средний возраст педагогов в 118 школах города Воронежа составляет 48 лет, а если брать в расчет все школы области, то 52 года. Поэтому так необходимо не просто привлечь выпускника педвуза в школу, но и удержать его в профессии. Иначе кто будет завтра учить наших детей? В воронежском лицее «Многоуровневый образовательный комплекс №2» ответ на этот вопрос хорошо знают. И потому, что здесь работает свое методическое объединение, созданное для поддержки вчерашних выпускников, называется Школа молодого учителя, и потому, что за последние два-три года педсостав помолодел на 16 энергичных, симпатичных и очень талантливых педагогов! По словам директора лицея Владимира Яковлевича Свердлова, школа-комплекс с удовольствием принимает на работу молодежь, особенно тех, кто идет работать учителем по призванию. И некоторым из них, несмотря на весьма скромный стаж работы – преподают в школе по второму году, – уже есть что показать коллегам-ровесникам. Четыре открытых урока подготовили и провели начинающие педагоги этого лицея, а зрителями стали около сорока учителей из школ города Воронежа – тоже недавно окончивших вузы и мечтающих стать настоящими профессионалами. А потому готовых учиться как у более опытных коллег, так и у своих ровесников, тем более что это очень интересно, доступно и обнадеживающе: ведь раз они – такие же молодые и начинающие – смогли провести урок столь высокого уровня, значит, и я так смогу! «Молодые – молодым!» – так называется этот проект, организованный Воронежским обкомом Профсоюза работников народного образования и науки РФ и поддержанный лицеем «МОК №2». Дело новое, необычное, прошедшее впервые, но обещающее стать на постоянную основу. Подобная галерея открытых уроков, которые проводят молодые учителя для своих коллег-ровесников, стала продолжением областной Школы молодого педагога – «ШМеля Петровича», дважды проходившей в Воронеже и известной уже во многих регионах России. На втором «ШМеле…» решено было не ограничиваться разовыми ежегодными мероприятиями, а выстраивать работу с начинающими учителями системно, в направлении практической помощи. Пусть педагоги сами увидят, какими профессиональными, творческими и неординарными могут быть их ровесники-коллеги, которые, несмотря на молодость и аналогичный недостаток опыта, уже пытаются, и некоторые очень успешно, не просто вести урок, но создавать его. Есть и еще один плюс у этого проекта. Люди одного поколения легче и лучше поймут друг друга, не побоятся задавать вопросы и делиться собственными опасениями. Между прочим, в МОК №2 так и случилось: когда уроки закончились, многие не захотели расходиться, не пожалели своего личного свободного времени, а остались, чтобы обсудить, рассказать, какие плюсы и минусы увидели, а заодно и расспросить о наболевшем. В этот день открытые уроки давали Виталий Геннадьевич Швецов – урок физики в восьмом классе, Юлия Александровна Бартенева – урок географии, тоже у восьмиклассников, в четвертых классах Светлана Сергеевна Ливенцева провела английский язык, а Любовь Евгеньевна Руднева – урок русского языка. Я побывала на каждом и, честно сказать, о времени забыла: настолько интересно было наблюдать за тем, с какими любовью и уважением относятся молодые педагоги к своим ученикам, как стараются сделать уроки нескучными и в то же время эффективными, далекими от открытых уроков-«шоу», а действительно обучающими и развивающими. Если характеризовать увиденное коротко, то уроки выглядели так: русский язык – благородство, сдержанность, чуткость и любовь к слову. А как достойно и эмоционально сами четвероклассники обсуждали предложенное учителем высказывание: «Говорить без цели – рисовать на воде»! Даже просто послушать было приятно. Английский язык в четвертом классе своей камерностью и милой, почти домашней атмосферой напомнил частную школу в самом лучшем представлении о ней. Тем интереснее был переход к урокам в восьмых классах. Физика – чрезвычайно серьезная вещь, работа сразу на двух досках, а еще с компьютером и мультимедийным экраном, почти 30 человек в классе, и ни одного «засыпающего»! Справедливости ради добавлю, что цифровыми технологиями и современным оборудованием пользовались учителя на всех уроках, в том числе и на географии. Здесь тема урока посвящалась географическим открытиям в России, начиная с ХI века и до XX, и освоению Сибири. На вопрос, зачем нам нужно было исследовать Сибирь, восьмиклассники приводили свои аргументы: для освоения собственных природных ресурсов, для укрепления геополитического положения, для доступа к морям и развития науки. А во время подведения итогов, когда учитель спросила, что, может быть, надо было пойти по пути колонизации чужих земель, как это делали в те времена другие государства, весь класс ответил отрицательно. Своя Сибирь дороже! Более опытные педагоги отметили этот урок как очень интересный, к тому же молодой учитель не пропустила главную особенность подобных тем – воспитательное и патриотическое воздействие изучаемого материала. Плюс ко всему это был урок-игра, на котором активно использовалась географическая карта: класс, разбившись на четыре команды, «двигался» по этой карте с помощью маленьких корабликов от одного географического открытия к другому. Не буду останавливаться на всех тонкостях педагогического мастерства и авторских находках замечательных молодых педагогов, это с успехом сделали их коллеги после уроков. Под руководством Натальи Сергеевны Тихоновой, главного методиста и организатора «ШМеля Петровича», учителя русского языка и литературы, члена жюри Всероссийского конкурса «Учитель года» 2006-2015 годов, члена жюри Всероссийского конкурса молодых педагогов «Дебют», обсуждение и подведение итогов оказались не менее интересными и эффективными, чем сами уроки. Вопросов, которые задавали молодые педагоги друг другу и более опытным коллегам, было очень много. Каким образом обозначить тему урока, если учитель не называет ее в самом начале, и как сделать так, чтобы дети сами поняли, о чем идет речь? Как уложиться во времени и не затянуть урок? Уместно ли на протяжении всего урока использование компьютерных технологий и как это сочетается со здоровьесбережением? Помогает ли усвоению материала использование межпредметных связей на уроке? И на каком языке записывать домашнее задание по английскому в электронном дневнике? На последний вопрос очень хорошо ответила Светлана Ливенцева. Если задания нетрудные, обычные, с указанием номера страницы или упражнения, то можно записывать и на английском, родители поймут. Но, с другой стороны, одной из главных сложностей в работе молодая учительница назвала все те же отношения с родителями, которые, когда, бывает, сами не очень понимают что-то в языке, считают, что и ребенок этого понять не сможет. Хотя очень часто дети оказываются способнее своих родителей. Еще один интересный момент. Когда Виталия Швецова спросили, как удается поддерживать хорошую дисциплину на уроке, когда в одном кабинете сидят сразу 27-28 восьмиклассников, причем все из разных классов, потому что в этой параллели уже занимаются по индивидуальным траекториям и ученики сами выбирают, сколько уроков физики и какого уровня им необходимо, учитель ответил: «Никакого особого секрета нет, просто дети хорошие!..» И разве не в этом главный секрет их профессии, о котором уже знают эти молодые педагоги: у хорошего учителя все дети – хорошие. Когда обсуждения закончились и на все вопросы постарались отыскать ответы, мы попросили участников перечислить основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые учителя, начав работать в школе. Получилось вот что. – Не хватает уверенности – это самое первое. – Я бы очень хотела научиться создавать атмосферу полного погружения детей в ту или иную ситуацию на уроке. Так, например, как это могут делать преподаватели английского языка. Наверное, каждый раз так делать не обязательно, но освоить такую технологию нужно. – В некоторых школах мало технического материала. Если посмотреть на географические карты России, мы пользуемся еще изданными или подготовленными в советское время. Потому что они в полтора раза подробнее, чем современные российские, которые сейчас издаются. Раньше карты, например карта СССР, были в масштабе один к пяти миллионам, а сейчас издаются карты России еще менее подробные – один к семи с половиной миллионам. И по другим предметам часто возникает вопрос, где взять спецоборудование, и будет ли оно отвечать необходимому качеству. Сейчас не хватает переходников, не хватает руководств на русском языке. Далеко не все дети и учителя владеют иностранными языками в совершенстве, это надо учитывать. – Устаревают операционные системы, требуются новые софты, на компьютерах стоит старая Windows-XP, но этого уже мало. Нужно двигаться вперед.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте